Пока общественные организации русских демонстративно не желают друг друга знать, тюрко-язычные народы упорно ищут (и находят!) то, что их объединяет, несмотря на все сложности нашего бытия.
Тому наглядный и очень поучительный пример – 1-й Пока общественные организации русских демонстративно враждуют друг с другом, турко-язычные народы упорно ищут(и находят!) то, что их объединяет.Только что прошедший в столице автономной области Гагаузия (Молдова) городе Комрате В Международный Конгресс Тюркских народов, собранный в городе Комрате, столице области Гагаузия (Молдова) городе Комрате городе Комрате Международной организацией тюркской молодёжи (МОТМ) и Гагаузской общественной организацией «Умут».
В работе Конгресса принимали участие: азербайджанцы, киргизы, турки, дагестанские ногайцы, чуваши, крымские и сибирские татары, серкели из Англии, иранские азербайджанцы, болгарские тюрки, иракские туркмены, карелы, финны, марийцы, и конечно же гагаузы.
Гостей Комрата тепло приветствовал глава муниципалитета города Николай Дудогло сообщивший, что Комрат уже семь лет состоит в союзе Муниципалитетов тюркского мира. И собравшийся в городе Конгресс – очередное доказательство, что тюрко-язычные народы успешно сотрудничают.
В президиум Конгресса, работавшего в актовом зале городского лицея, вошли: Акрам Абдуллаев – Генеральный Председатель МОТМ (Международной организации тюркской молодёжи), депутат Парламента Азербайджана, Олег Гаризан – руководитель гагаузской делегации, депутат Парламента Молдовы, Домника Манолова – председатель гагаузской общественной организации «Умут», Рафет Улутюрк – руководитель болгарской делегации, координатор Международной организации тюркской молодёжи в Болгарии и Шемсеттин Кюзеджи – руководитель туркменской делегации Ирака.
Благосклонность отношения правительств тех стран, чьи общественные организации были представлены на Конгрессе, подтверждало присутствие в зале посла Азербайджана в Молдове Вахапа Заде, советника посольства России А.М.Шевченко, атташе посольства Турции в Молдове – Али Уркана, лидера Ассамблеи народов Молдавии Ольги Гончаренко и, конечно же, Председателя Народного Собрания Гагаузии – А.Х. Харламенко.
Участники Конгресса с заинтересованностью выслушали доклад о проблемах дагестанских ногайцев, сделанный Янгурчи Аджиевым – Председателем Исполкома Региональной общественной организации «Бирлик», координатором МОТМ по Северо-Кавказскому региону РФ.
Аджиев напомнил об исторических связях ногайцев и гагаузов:
-…У нас общий язык и общая историческая память!
Если взять за точку отсчета начала скитаний гагаузов по чужим странам середину 14-века, то Буджак – это родина предков гагаузов, известных на определенном отрезке запечатленной истории как ногайцы. Подтверждая это, гагаузский публицист Михаил Губогло пишет: «Следы прошлого скотоводческого хозяйства и обусловленного им подвижного кочевого быта оказались крепко вплетенными в ткань современного устного народно-поэтического творчества гагаузов. В сюжетах многих песен, легенд, сказок воспевается тяжелый труд и широта характера мужчины-степняка и его мужественной степной подруги, готовой в любое время года и суток разделить с ним все невзгоды кочевой жизни. Но, где бы ни оказался гагауз – он помнит свою Буджакскую степь… Буджакская степь стала колыбелью возрождения народа, основой его территориального единства, его малой родиной.
В конце XVII в. в Буджакскую степь в значительном количестве поселяются тюркоязычные ногайцы, бежавшие от нашествия калмыков.
Буджацкая( или ее еще называют Белгородской, по названию города . Белгород-Днестровский) Орда — автономное образование ногайцев, поселившихся на территории Буджака, появившееся в начале XVII века.
По информации различных источников Буджак еще в ХVIII в. населяли несколько больших кочевых группировок.
До 1964 года село Кыпчак делилась на две части – Ташлык, расположена на левом берегу реки Сары, а Татар-кыпчак на правом берегу реки Сары. В 1964 году два села объединили и назвали Кыпчак. На территории села Кыпчак имеются подземные родники (чешмя), из семи родников вода собирается в один водопровод и подается в село Кыпчак. Самый большой родник находится на левом берегу реки Ямпык. Более 700 лет тому назад ногайцами были построены родники Татар-ямпык чешмесе. Трубы были из обожженной глины, диаметром 100см и в длину 60 см. Река Ямпык берет свое начало у села Чанак, а заканчивается у села Табак (Украина). В 1950 годах местные власти решили обновить водопровод. Глиняный водопровод заменили на чугунный, но так и не смогли разобраться в сложной конструкции водопровода сооруженной ногайцами около семи веков назад.
В селе Копчак (Кыпчак) в районе улицы Горького на песчаном месте располагалась ногайское кладбище. При рытье фундамента под строительство нового дома строители наткнулись на старые ногайские захоронения. В девяти могильных ямах лежали останки моих далеких соплеменников. Местные жители перезахоронили останки на гагаузском кладбище.
Среди рассмотренных топонимов особую группу составляют названия тюркского (ногайского, за исключением топонимов Алакай и Кюрт). Отсюда, следует, что тюрки, в течение ряда столетий, оказали немалое влияние на культуру румыноязычного населения Днестровско-Прутского междуречья и, в том числе, на формирование топонимической системы территории Республики Молдова.
В книге «Судьба гвардейцев Сеюмбеки». Максим Глухов-Ногайбек хорошо писал: «Точно так же, добавили бы мы, как и в наших казанско-татарских песнях, легендах, сказках. От былой нашей общей принадлежности к ногайству нам никуда не деться».
Бурные аплодисменты вызвал «Гимн Ногайцев» в исполнении заслуженной артистки Республики Дагестан певицы Айгуль Джумагуловой.
По приглашению депутата Парламента Молдовы Олега Гаризана, делегаты Конгресса приняли участие в мероприятиях посвященных Дню независимости Республики Молдова, Дня села Кыпчак и Фестиваля народного творчества гагаузов.
Айшат Батырмурзаева.