Доклад на съезде 1-го Международного Конгресса Тюркских Народов

  • Post category:Статьи

1. Ногайцы, ногай, ногайлар (самоназвание) – один из тюркоязычных народов с яркой историей, обладающий неоспоримым культурным своеобразием. В XVI-XVII вв. миллионы ногайцев населяли обширные просторы от Тургайской возвышенности на востоке, до Днестра на западе. Ногайцы – правоверные мусульмане суннитского направления, ханафитского толка (мазхаба). Основателем мазхаба является Нуъман ибн Сабит Абу Ханифа (699-767 гг.) – выдающийся факих и мухаддис. В силу череды трагических обстоятельств на сегодняшний день в пределах России проживает по данным переписи 2002 года 90.000 человек, которые к тому же не имеют своей автономии и живут сравнительно немногочисленными компактными группами в различных регионах Северного Кавказа и Дагестана. Основная область расселения ногайцев в РФ – территория Ногайской Степи (по Указу ПВС РСФСР от 9.01.1957 года № 721-4, помимо воли ногайского народа, она разделена административно-территориальными границами между Республикой Дагестан, Чеченской Республикой и Ставропольским краем).

Ногайцы, как остальные тюркские племена, являются естественными потомками и приемниками всех предыдущих этнических образований (начиная со скифов и гуннов) на «Дороге народов», они (Ногаи) были последними из тех, кто доминировал здесь в свое время, занимая те же земли, что и предшественники их, кипчаки, а ранее – печенеги. В ком только не видели ученные предков ногаев – в древних тюрках и Огузах, печенегах и монголах… Доминирует же ныне в науке точка зрения о ногаях (и позднейших ногайцах) как народе в первую очередь кыпчакского происхождения. Главным и бесспорно, наиболее веским аргументом в пользу этого служит ногайский язык, который (может быть наряду с казахским) в наибольшей чистоте сохранил кыпчакскую архаику. Кыпчакской версии придерживаются многие современные историки и языковеды (Калиновская, Марков 1990, с.15; Калмыков и др. 1983, с.12; Кузеев 1978, с. 196; Трофимова 1949. с. 50; Усманов 1982, с. 59), иногда справедливо уточняя: в большей степени восточные кыпчаки сформировали население Ногайской Орды. (Викторин 1991 б, с. 11). Современные ногайцы – это часть довольно многочисленного в прошлом народа, который в 15-18 веках создал несколько государств – Большую Ногайскую Орду, Малую Ногайскую Орду, Астраханское ханство, Тюменское, Бораханское, Едисанское, Едишкульское, Джембойлукское, Буджакское орды и населял степи между Иртышем и Дунаем. Сегодня ногайцы расселены в пяти субъектах Российской Федерации и взаимодействуют с многочисленными этническими общностями, где взаимовлияние культур и взаимообогащение является уже явлением повседневным. Определенное сокращение этнических, культурных различий базирующихся на общей российской гражданственности с одной стороны, и принадлежности общей религиозной (исламской) конфенссии, с другой стороны, сегодня вызывают вполне естественные воспоминания времен смещения народов в историческом прошлом.

Проблема этногенеза во все времена имела очень важное значение как для целого этноса в целом, так и для каждого человека в отдельности. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, и для более четкого определения своего места в окружающем мире ему важно знать свои исторические корни.

Интерес к своему происхождению был присущ человеку изначально. Тюрки, как и многие другие народы, еще в эпоху родового строя, в устных преданиях сохраняли память об этногенезе своих предков и их героических подвигах.

Представление об особой значимости кровного родства составляло важнейший элемент общественного сознания и культуры глубокой древности. В коллективной памяти народа сведения об истории предков, генеалогии рода сохранялись и в последующие эпохи. Русский историк Н.М.Карамзин писал: “Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи приставляется мыслям яснее” [Карамзин, 1988, с. 97 ]. Ведь не столько само прошлое, сколько именно его связи с настоящим волнуют современников, определяют их отношения к предшествующим поколениям, к результатам их деятельности. И поэтому нельзя препарировать историю, выбирать то, что нравится, и умалчивать о том, что не нравится. Печальный опыт учит нас, что всякое изъятие в истории и в культуре ведет к тому, что пустота в нашем знании оборачивается пустотой духовной.

В настоящее время через всевозможные каналы информации – в газетах, научно-популярных, художественно-литературных журналах, монографиях фальсифицируется историческое прошлое ногайского народа. Зачастую авторы этих публикаций не имеют отношения к историко-этнической проблеме. В республиках Северного Кавказа многие «ученые-теоретики», связывают прошлую историю своего народа с историей «престижных» народов. Среди творцов, которые создают в массах стереотипы научной обоснованности провозглашаемых «теорий» имеются солидные профессора. В исторической науке наиболее сложной была и остается до сих пор проблема этногенеза и для решения ее надо знать хотя бы основы этнографии, археологии, антропологии, лингвистики, не говоря о методологической основе вообще научного принципа исследуемой проблемы.

А сейчас, на пороге XXI века, далеко не каждый может похвастать знанием своей родословной. Как правило, нам известны имена только прадедов… Между тем, каждая родословная имеет свою историю, свою судьбу. Начиная со второго века н.э. на территории Ногайской Степи и в Терско-Сулакском междуречье, куда проникали тюркоязычные кочевые племена звучала тюркская речь. Но многие ученные продолжают называть ногайцев пришельцами.

Трудолюбивый, способный переносить невзгоды народ, отважный в бою и мягкий, задушевный в общении с себе подобными, чистоплотный в быту и порядочный в делах, веками бьется за свое достоинство, а в глазах многих своих же соотечественников в ее еще остается «поганым нечестивцем», «незваным гостем», «пришельцем – с инстинктами завоевателя».

Н.И.Веселовский в «Разработанной истории Венгрии» о татарах в 1285 году пишет: « … состояние страны было до того бедственно и беспомощно, что Олдамур в 1285 году с шайкой куманов (половцев) и ногайских татар напали на страну, причинили большое опустошение, проникли до Пешта и могли беспрепятственно вернуться обратно».

Усилиями Виноградова и историками его школы начала разрабатываться проблема появления предков ногайцев на Северном Кавказе еще до образования Ногайской Орды. Стала вырисовываться интересная и перспективная идея о том, что они (ногайцы) обосновались в степях региона в золотоордынскую эпоху и что массовая миграция туда заволжских ногаев в 17-веке оказалось, возвращением на «прародину» (или добавим одну из прародин).

Поэтому здесь еще раз необходимо подчеркнуть важность исторического воспитания. Человек не должен относиться отстраненно к собственной истории, и в этом отношении еще раз прав Н.М.Карамзин: “Чем меньше человек знает о прошлом и настоящем, тем ненадежнее… окажется его суждение о будущем”.

Я сегодня с благодарностью вспоминаю процитированные принципы МОТМ уважаемым доктором Якуп Делиомероглу – генеральным секретарем Союза писателей Турции в сентябре 2004 года на 11 курултае МОТМ в Румынии: «Тюркская молодежь, с искренностью объединяющаяся вокруг принципа вечности тюркизма, пусть никогда не забудут и не потеряют свой Отюкен. Отюкен, от которого Бильге Каган завещал не отлучаться и не забывать, на языке Гаспыралы звучит следующим образом: единство в языке, мысли, деле». Он назвал их вечными принципами МОТМ как вечные бенгю таш орхонских надписей Кюл Тегина.

Письмо Кюл Тегина. «Я прошел с войском до Железных ворот (Темир-Капыг – “Железные Ворота” – проход Бузгала в горах Байсунтау, юго-западном отроге Гиссарского хребта, Узбекистан). На севере прошел с войском до земли Байырку. Я прошел с войском до всех этих мест. На горе Отюкен не было хорошего правителя. Место, откуда можно править страной – гора Отюкен. Сидя здесь я правил. Если вы пойдете к тем местам, О тюркский народ, то вы умрете! Если вы останетесь на земле Отюкен, и пошлете караваны оттуда, то у вас не будет никакой неприятности. Если вы останетесь в горах Отюкен, то вы будете жить, навсегда управляя другими народами! О Тюркский народ, вы такие сытные. Вы не думаете о голоде и изобилии. Один раз, насытившись, вы, никогда не думаете, что можете быть голодными. Из-за вашего легкомыслия и не повиновения вашему кагану, который кормил вас, вы все разбежались. Мы тюрки ослабли, кто выжил, тот был крайне истощен. Но Тенгри был благосклонен, и я вступил на престол. Наследую трон. … Здесь хорошее место, чтобы жить достойным мужам. Для них мы установили вечный камень и оставили надписи на этом месте. Читайте это письмо и изучите его содержание… Тот, кто написал на камне, это племянник Йоллуг Тегин».

В понятие «Ногай» вошли самые различные племена тюрков, это местные, древние западнотюркские племена и кыпчаки, во-вторых, пришедшие ещё при гуннах часть племен уйсун, дулат, канлы, в-третьих, те племена, которые в составе Золотой Орды участвовали в войнах на Западе, т.е. алшыны, найманы, кереи и многие другие тюрки.

2. Первопричиной межнациональных конфликтов в ареале проживания ногайцев в республике Дагестан является в первую очередь переселение горцев на равнину, предпринятые в начале 20-х годов Центральным исполнительным комитетом ДАССР о создании комиссии для изучения климатических и почвенных условий в районах, намечаемых под переселение безземельных горцев. Н. Самурский, в своей книге «Дагестан», писал: «Земли так мало в горах, что перераспределение ее не предоставляется возможным, горцам «надо дать землю, но землю им можно дать на равнине. (Самурский Н. Дагестан. М-Л., 1925).

Постановление Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИКа) от 16 ноября 1922 г. о присоединении к Дагестану части Кизлярского округа с городом Кизляром и Ачикулакского района Прикумского уезда Терской губернии сыграло пагубную роль в дальнейшей судьбе ногайского народа. Позднее к Дагестану была присоединена и оставшаяся часть Кизлярского округа. Передача Дагестанской АССР четырех районов: Тарумовского, Кизлярского, Крайновского и Караногайского и г. Кизляра в 1957 году напрямую связана с изменениями происходившими, в стране.

При некотором улучшении положения одних народов, непременно наступает ухудшение положения других народов, ущемленных в своих правах, территориальных владениях или формах государственного устройства, что создает и поддерживает разобщенность между ними согласно классическим принципам политики «разделяй и властвуй». Всё это воспринимается мучительно и разрушительно для нравственных устоев, и для самого физического существования ногайской общности и возмутительно для национального самосознания ногайцев, не признающих насильственного отчуждения пастбищ на территории бывших родовых аулов, которыми испокон веков пользовались наши предки.

В основе драк, которые в МВД классифицируются как бытовые, нередко лежит межнациональный конфликт. 19 июня 2008 года в пресс-службе МВД республики сообщили, что несколько жителей селения Новая Коса повздорили с жителями кутана «Караша», одного из хозяйств отгонного животноводства горных районов. В оперативной сводке МВД РД за 19 июня 2008 года сообщается: «18 июня 2008 года кровавая разборка завязавщаяся между представителями лакской и ногайской народностейв одной из дагестанских сел Бабаюртовского района, закончилась перестрелкой. По версии следствия, причиной драки стал бытовой конфликт, который впоследствии перерос в массовую драку с участием 250 человек. Кулаками агрессоры не ограничились, в ход пошло огнестрельное оружие и во время драки раздалось несколько выстрелов, в результате которых двое местных жителей ногайцев, были доставлены в центральную районную больницу Бабаюртовского района со сквозными пулевыми ранениями ног. Милиция Дагестана возбудила уголовное дело по статье «Хулиганство». Из какого оружия стреляли дагестанцы, пока неизвестно, предположительно, это был пистолет. На место ЧП немедленно прибыли наряды милиции. 25 участников конфликта доставили в местное ОВД. Сотрудники правоохранительных органов продолжают опрашивать задержанных зачинщиков и свидетелей драки. «В настоящее время обстановка в населенном пункте контролируется. Дополнительные наряды органов внутренних дел к обеспечению общественного порядка не привлекались», – сообщил РИА «Новости» источник в правоохранительных органах Дагестана. Министерство внутренних дел республики возбудило уголовное дело по ст. 213 УК РФ («Хулиганство»)».

3. Уникальным для Республики является Закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» принятый Народным Собранием РД 26.09.1996 г., с изменениями и дополнениями от 7.12.1999 г.; от 12.07.2001 г.; от 29.12.2003 г. В соответствии с принятым законом земли отгонного животноводства находятся в республиканской собственности, и распоряжается ими правительство Дагестана на свое усмотрение, хотя на земли сельскохозяйственного значения не введена частная собственность, а действует аренда земли на 49 лет, но при этом земли отгонных пастбищ согласно закону остаются исключительно государственной собственностью. А на практике получается так.

– сначала выносится правительственное решение, разрещаюшее на землях равнинных народов построить временное строение – т.е. чабанки и кошары для зимовки овец;

– незаконно на эти участки переселяются сотни семей с горных районов;

– решением правительства РД из территории равнинного административного района выводятся огромные участки земли для людей, незаконно переселившимся из горного административного района и фактически в явочном порядке, оккупировавшим территории компактного проживания ногайского народа, для занятия сельским хозяйством;

– далее решением законодательного органа республики, незаконно построенным поселениям придается официальный административный статус.

На основании специального закона РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» – земли отгонного животноводства находятся в республиканской собственности, использование земель отгонного животноводства имеет ряд ограничений, распоряжается ими исключительно Правительство РД, кроме того, на них запрещается строительство капитальных производственных объектов.

За последние годы на землях отгонных пастбищ построено около 200 населенных пунктов и прикутанных хуторов, появление которых противоречить пункту 1 статьи 79 «Земельного кодекса РФ», согласно которой поселения не могут находиться на землях сельскохозяйственного назначения, к которым в том числе относятся пастбища отгонного животноводства. Федеральным законом в части 1 статьи 2 установлен исчерпывающий перечень видов муниципальных образований, который не содержит такого вида муниципального образования как сельское поселение, расположенное на пастбищах отгонного животноводства, а в условиях Дагестана противоречащее требованиям пунктов 11,16 части 1 статьи 11 ФЗ «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ» расположенное на удалении от административного центра на значительные расстояния (от 500 до 700 км). 30 ноября 2006 года Народным Собранием РД единогласно принят закон РД, который сохраняет статус поселений за 11 муниципальными образованиями, расположенными на землях отгонного животноводства. В принятии и утверждении всех этих законов депутатами НС РД учитывается только благополучие только «своих» народов, ногайский фактор не интересует никого.

В 1989 году развивались интенсивные контакты и консолидация Кизлярского Округа ТКВ и ногайского общества «Бирлик»., завершившиеся подписанием Декларации о самоопределении коренных народов Ногайской степи, в которой предполагалось «восстановить территориальную целостность Ногайской степи», создать «национально-государственное образование ногайцев и терского казачества в статусе республики в пределах Ногайской степи, в составе РСФСР» в случае провозглашения Дагестаном суверенитета [133].

В обращении к народам Дагестана ногайский лидер Б.Кельдасов и атаман А.Эльзон 17 октября 1993 года писали: “Мы уведомляем неоднократно правительства России и Дагестана о сложившейся ситуации и о нашем критическом положении. Теперь мы вынуждены приступить к другим формам отстаивания своих жизненных интересов… Мы не просились в Дагестан и не ставим вопрос о выходе, но наши жизненные интересы должны быть защищены республиканскими властями» [134].

Власти Дагестана идею самоуправления и тем более создания национально-территориального образования полностью отвергли, смешивая его с проблемой сохранения территориальной целостности Дагестана. По словам тогдашнего председателя Государственного комитета по национальной политике и внешним связям РД М.М.Гусаева, «Дагестан не имеет ни к кому территориальных притязаний. Мы суверенное государство в составе Российской Федерации не позволим никому, в том числе казачеству, как и другим общественным формированиям и организациям предъявлять какие-либо ультиматумы, связанные с территориальной целостностью нашей республики. Левобережье Терека – это неотъемлемая часть Республики Дагестана, где, как и в других регионах Дагестана, мы гарантируем все права русскому и другим народам. Так что могу назвать бредовыми, от кого бы ни исходили, идеи о переходе какой-либо части республики под другую юрисдикцию. Это однозначно, другой позиции быть не может… Мы обречены жить в единой республике Дагестан единой семьей представителей всех народов» [137].

4. Проблема ассимиляции народов стара как мир, но программные деяния появилась после установления Советской власти. Ещё, в начале 1721 года по указу Петра Первого астраханский губернатор Волынский всеми мерами домогался, чтобы все едисанские и джембойлукские ногайцы «были раскосованы в рознь по всем калмыцким улусам». Это было продолжением политики уничтожения ногайского народа.

В субъективной ногайской интерпретации акция 1957 года с каждым годом все более воспринималась как враждебная по отношению к ногайскому народу, и ее значение вырастало до размеров национальной катастрофы. Искусственно были проведены границы между отдельными частями ногайской территории. Народ был расчленен и потерял своё единство.

Ухудшение политической и социально-экономической ситуации в стране трагически отражается на судьбе малых народов, в том числе ногайского. Начиная с 1957 года в ногайских школах перестали изучать ногайский язык. Нет в достаточном количестве учебной и методической литературы, нет единого регионального издательского центра.

Отсутствие должной государственной поддержки программам национально-культурного развития ногайского народа, недостаточность их финансирования из бюджета субъектов РФ (Дагестан, Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Чечни, Астраханской области) ставит под вопрос само выживание ногайской национальной культуры. Необходимы экстренные меры для ее возрождения, помощь международных организаций. Отсутствие возможности (в ряде районов) полноценно изучать в школе родной язык и литературу, получать образование на родном языке уже привело к тому, что древняя ногайская культура и язык оказались на грани исчезновения.

С 1990 года по настоящее время на Северном Кавказе происходит массовый отток ногайской молодежи в поисках лучшей жизни и по причине тотальной безработицы, в отсутствии возможности для гражданской и профессиональной самореализации в районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Центрального Черноземелья. Как правило, эта молодежь на земли предков далее не возвращаются. Они потихоньку начинают терять забывать язык, интерес к своим истокам, былой истории, самобытной культуре, обычаям и обрядам предков.

Насильственная ассимиляция народов, осуждаемая мировым сообществом, является основной причиной законодательного кризиса.

Слабость системы национального школьного образования, невозможность издания литературы на ногайском языке в условиях искусственного административно-территориального разделения народа привели к тому, что ногайцы теряют родной язык, духовную культуру и этническую самоидентификацию. Дальнейшая ассимиляция ногайцев происходит в поглощении с полным забвением происхождения и былых традиций.

Проблемы культуры, бережного отношения к национальному наследию, восстановления и передачи исторической памяти о ногайцах требуют к себе самого пристального внимания.

Необходимо сочетание консервативного начала, а не просто возврат к корням. С Вашей помощью ногайское общество должно активно модернизироваться, развиваться, частично открываться окружающему миру, но, строго сохраняя и укрепляя свою собственную идентичность, строиться, исходя из долговременных стратегических принципов, с учетом опыта поколений. Сегодня как некогда мы нуждаемся в Вашем вмешательстве для оказания помощи в обозначении и разработке путей выхода из создавшегося тяжелого положения, для дальнейшего возрождения и перспектив развития ногайского народа, для кардинальной перестройки всего ногайского общества. Программной задачей государства является – предложить нашему обществу идеологию, куда будут, входит система культурных, духовных и материальных ценностей, системы ориентации сознания и самосознания.

В реформировании российского и дагестанского общества, охватывающем политическую, социальную, экономическую, культурную сферы – решающим фактором являются права и свободы человека, без обеспечения которых невозможно движение к демократии, свободе, правовому государству, законности.

Настала необходимость глубокого осмысления всего многообразия проявлений межнациональных отношений, поиска причин их обострения, выявления причин и источников конфликтов в этой сфере и возможных путей прогнозирования и предотвращения конфликтов между обществом и власти. Хочется верить, что наконец-то наши руководители поймут – Ногайская Степь является средой обитания и образом жизни ногайского народа, а не только пастбищами для отгонного животноводства. Даже русские цари в свое время не позарились на Ногайскую Степь из-за безводности и суровости климатических условий.