Проблемы федерализма в 2010 году: центр и регионы

  • Post category:Статьи

Закончилось лето, пора отпусков, наступает очередной политический сезон. В нём наверняка будут обсуждаться проблемы государственного устройства России, взаимоотношения центра с регионами, федеральных властей и властей субъектов Российской Федерации. Дискуссия по этим вопросам то обостряется, то затихает, но никогда не снимается с повестки. Тема большая, нам ещё не раз придётся обращаться к ней, я хотел бы обратить внимание на некоторые тенденции федеративной политики этого года, затронувшие Кавказский регион.

Что здесь? В начале года был образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), куда вошли шесть северокавказских республик и Ставропольский край, расширенные полномочия получил полпред Президента России в округе А.Г. Хлопонин. Оценку его деятельности давать пока рано, но её направленность очевидна: вписать Кавказ в общероссийское правовое пространство. «На Северном Кавказе не исполняются законы Российской Федерации», –.заявил Хлопонин на брифинге 8 июля 2010 года в Ессентуках. Законы плохо исполняются по России в целом, но в северокавказких республиках творится форменный правовой беспредел: я, как и Хлопонин, из Красноярска, мне есть с чем сравнивать. Одной из причин является ослабление русского фактора.

19 мая 2010 года в Кремле при участии Президента России Дмитрия Медведева состоялось заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Главной темой мероприятия стала ситуация на Северном Кавказе, которую Медведев сформулировал так: «Я не буду сейчас повторять банальности, что мы все – единый народ и должны жить в мире. В любом случае эта проблема существует в масштабах страны. Она существует как минимум в двух измерениях. Во-первых, это проблема недоверия, с которым сталкиваются выходцы из Кавказа в других регионах России. Зачастую это сопровождается более серьёзными проблемами, преступлениями в отношении тех, кто приехал из кавказских территорий. С другой стороны, есть и обратная проблема – отток русских из республик Северного Кавказа, который тоже для ряда территорий стал серьёзнейшей проблемой, мешающей полноценному социально-экономическому развитию». Кавказофобия в большой России, русофобия – в кавказских республиках – это то, что раскалывает единство страны.

Из выступления Эллы Панфиловой на том же заседании: «особую тревогу вызывает прогрессирующее выпадение северокавказского общества из общероссийского пространства, по нашим данным, это так (может быть, кто-то возразит), хорошо бы наладить здесь непрерывные и многоуровневые диалоги, обмен мнениями, дискуссии, совместное с властью обсуждение самых острых проблем, честное обсуждение этих проблем. Наладить реальные, а не формальные обратные связи, которые, укрепляясь в регионе, далее выходили бы за его пределы, связывая его живыми нитями со всей Россией. Это будет способствовать тому, что люди, живущие здесь, в большей степени будут ощущать себя сопричастными общественной жизни не только на Северном Кавказе, но и в России в целом. […] Надо останавливать отток (то, что Вы сказали, это действительно так) из региона русских граждан и других некоренных национальностей. […] В ряде республик Северного Кавказа, не буду сейчас называть каких, вы это знаете тоже хорошо, суды себя полностью дискредитировали. С этим что-то надо делать. […]. Закончу, может быть, действительно банальной фразой, но не могу не сказать всё-таки, что регион не должен выпадать из общероссийских процессов развития. Не должен. Это наша главная задача. Это наши люди». То же беспокойство: отторжение Кавказа от России. Та же задача: интегрировать Кавказ в российское пространство.

А как?

Наш Президент, юрист и сторонник правового государства, провозгласил борьбу с правовым нигилизмом. Надо следовать законам России, и в первую очередь, основному закону – Конституции. Согласно ей, все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (ст. 5.4). Равноправны все граждане, независимо от происхождения и места проживания. Но практически все северокавказские республики позиционируют себя как особые государственные образования титульного (титульных) народа. Та же многосоставная Северная Осетия-Алания, включающая исторические территории Кабарды, ингушей, казачьи, чисто русские города Владикавказ, Моздок, почему-то рассматривается, как вотчина осетин, их национальное образование. Ни с исторической, ни с правовой точек зрения это не соответствует дейстительности. Но пропагандируется. Дошли уже до того, что и Россию провозглашают «осетинским» государством (Руслан Бзаров). И кушают эту лапшу.

Необходимость унификации (уравнения) регионов, осознаётся в руководстве, предпринимаются какие-то шаги в этом направлении. В этом ключе следует рассматривать недавнее заявление Рамзана Кадырова, поддержанное другими лидерами кавказских республик, об отмене поста президента в республиках: «Президент в Росси должен быть один». Но президентство – не единственный показатель «государства в государстве» в виде внутрироссийских республик. Есть местные конституции (в обычных субъектах – уставы), гербы, гимны, флаги. Отношение к этим реликтам прошлого выразил Владимир Путин в разговоре с Юрием Шевчуком 29 мая с.г.: «гимн действительно должен быть один. […] А на счет одного гимна, Вы, конечно, Юра, загнули. На счет одного гимна, это, кстати, оговорка по Фрейду, как в таких случаях говорят. У нас, знаете, в начале 2000-х годов, когда мы начали смотреть конституции и уставы субъектов Федерации и наших республик – вот демократия была. Там было всё: и суверенитет, и своя граница, и собственность. Не было только одного – указания на то, что этот субъект – часть Российской Федерации».

Вы смотрели текст гимна РСО-Алания? Там есть хоть какой-то намёк на то, что это гимн субъекта Российской Федерации? Где живут граждане России, а не только потомки аланов и «дети Осетии». Куда деваться ингушам, армянам, грекам, русским (которые более чем какой-либо другой народ обустроили республику).

Гимн в России, как и Президент, должен быть один. Для всех граждан, любой национальности.

Среди противников единства много сторонников не нынешней, а советской, сталинско-брежневской концепции федеративного устройства, ставшей причиной распада Советского Союза. Не до конца изжитое деление на «национальные» (такого определения в нынешней Конституции нет, но по старинке термин употребляется) республики и территориальные области и края остаётся угрозой и для единства России.

Это понимают.

Сергей Миронов, председатель Совета Федерации, упомянул в эфире «Эха Москвы» 26 августа с.г.: «ленинское национально-территориальное деление страны заложило очень нехилую мину замедленного действия». Об этом же неоднократно говорил Путин, и другие лица из центрального руководства.

А что на местах?

«Великим завоеванием социалистической революции в Осетии явилось национально-государственное самоопределение. Впервые после разрушения средневековой Аланской державы осетинскому народу была предоставлена возможность возрождения своей государственности». Это Александр Дзасохов в «Истории Северной Осетии. XX век». М., 2003 (стр. 6). Прямо противоположная оценка, противоречащая, к тому же, нынешней Конституции РСО-А, в которой говорится не об осетинском, а о «многонациональном народе» республики. Открыто выступать против закона и мнения первых лиц государства не решаются, но мне, например, выступавшим с той же, что и В.В. Путин, С.М. Миронов, отрицательной оценкой национально-территориального членения СССР, как устанавливающего неравенство народов, чего только не приходилось выслушивать: «шовинист» самое мягкое.

Так что попытки центра ввести Кавказ в российское правовое пространство будут натыкаться на «нехилое» сопротивление местных элит. Потребуется немалая политическая воля, которая пока плохо просматривается.

Но решать вопрос с остатками «национально-государственного» устройства, с идеологией политического этноцентризма, придётся. Альтернатива – отпадение Кавказа от России со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сергей Перевалов

http://www.rus-osetia.ru/Default.aspx?tabid=5411&EntryID=116