Наше мнение о самом необходимом

 

Образованием Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) центральная власть показала свою озабоченность положением дел в республиках Северного Кавказа. Этот регион не без оснований считается самым взрывоопасным в Российской Федерации, и особое отношение к нему центра абсолютно оправданно. В задачи полпреда Президента России А.Г. Хлопонина входит политическая стабилизация в республиках, повышение уровня жизни до среднего по России, борьба с коррупцией, придание динамики модернизационным процессам, без которых страна обречена оставаться сырьевым придатком ведущих держав мира.

Мы, безусловно, поддерживаем эту инициативу Президента и правительства.

Но в отношении методов реализации поставленных целей, приоритетов в деятельности СКФО у нас есть серьёзные замечания.

В качестве основного направления в работе А.Г. Хлопонина выделено социально-экономическое: привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие туристического бизнеса, и т.д.

Для всего этого необходимо создавать соответствующие политические и правовые условия. Пока их нет. При наличии национально-административных границ, засилье местных кланов, социальной нестабильности и отсутствия правовых гарантий, невозможны никакие серьёзные инвестирования, а значит, и ускоренное развитие региона.

«На Кавказе не действует российское законодательство», – такой вывод сделал А.Г. Хлопонин после нескольких месяцев пребывания в должности. На преодоление отчуждённости кавказских республик от России, на восстановление единого российского правового, культурного, ментального пространства и должны быть направлены наши усилия.

Основная проблема Северного Кавказа – не экономическая, а политическая. Неисполнение российских законов в республиках, в отличие от остальной России, носит системный характер и подпитывается наличным политико-административным делением, доставшимся от советской власти. Северокавказские республики – это своеобразные «государства в государстве», проводящие внутри РФ политику защиты интересов «титульных» наций, при игнорировании остальных. Кадыров отстаивает права чеченцев, Мамсуров – осетин, Эбзеев – карачаевцев, и т.д. Федеральные структуры, призванные защищать права всех россиян, вне зависимости от их национальности и происхождения, в республиках практически не действуют. Именно фактическое неравноправие этнических групп, дискриминация со стороны «титульных», и приводит к многочисленным конфликтам, из-за которых Кавказ снискал себе недобрую славу постоянной «горячей точки» Евразии.

Напрашиваются шаги по изменению имеющегося административного деления. Страна Советов во главе с партаппаратом КПСС строила коммунизм, и искала союзников в этом отношении среди национальных элит, предоставляя им особые привилегии. Новая Россия строит демократию, а она немыслима с этнократией, царящей в кавказских республиках. Демократия опирается на закон, основным законом является Конституция Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Конституции РФ, все её субъекты – равноправны. Статья 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Статьёй 19.п.2, провозглашено: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Эти статьи реально не работают в условиях Северного Кавказа. Субъекты в статусе республик (в отличие от краев, областей, городов федерального значения, и т.д.) именуются государствами, и обладают дополнительными правами – на собственную конституцию, гимн, флаг, свой государственный язык, используя их как ресурсы для создания преференций одной из национальных групп в ущерб всем другим. Эта не только создаёт почву для межнациональных конфликтов, но и формирует крайне неконкурентоспособный тип экономики, основанный на этноклановой солидарности и противоположный профессионализму. Итог: все северокавказские республики высокодотационны, и висят тяжёлым бременем на российском бюджете.

Такова действительность.

Необходимость изменения сложившегося положения осознаётся не только в центре, но и на местах. Имею в виду не местную власть, а самих граждан, их объединения.

Так Кумыкское (народное движение «ТЕНГЛИК»), Ногайское (общественная организация «БИРЛИК») национальные сообщества ставят вопрос о преобразовании Республики Дагестан в Западно-каспийский край и придании нового статуса районам Ногайский, Тарумовский, Кизлярский, Бабаюртовский, Балкарское (общ. организация «Совет старейшин Балкарского народа») о придании нового статуса Зольскому, Эльбрускому, Чегемскому, Черкесскому районам, русское, славянское, казачье сообщества о придании статуса новой области Бабаюртовскому, Кизлярскому, Наурскому, Щелковскому, Прохладненскому, Майскому, Моздокскому, Нефтекумскому, Курскому районам. Таким образом, остро стоит вопрос о судьбе, как минимум, 15 районов СКФО.

Если обобщить мнения ряда национальных сообществ СКФО, формируется следующее предложение, по структуре округа:

1. Округ состоит из 4 краев – Западно-каспийского, Северно-кавказского, Восточно-кавказского, Ставропольского и 4 областей – Горной, Степной, Терской, Центрально-кавказской.

2. В состав Степной области предлагается включить – Ногайский, Тарумовский районы; Центрально-кавказской области – Зольский, Эльбруский, Чегемский,Черкесский; Терской области – Наурский, Щелковской, Кизлярский, Бабаюртовский, Прохладненский, Майский, Моздокский, Нефтекумский, Курской районы;

Республику Карачаево-Черкессия предлагается переименовать в Горную область

3. Предлагается включить в состав:

Западно-каспийского края – районы нынешней Р. Дагестан без 4 северных районов,

Северно-кавказского края – районы С.Осетии без Моздокского и КБР без 4 западных районов, Прохладненского и Майского.

Восточно-кавказского края – районы Р.Чечни без Наурского и Щелковского, и районы Р.Ингушетия,

из состава Ставропольского края вывести Нефтекумский и Курской районы

Таково обобщенное мнение участников нынешнего форума

С точки зрения участников форума, данные предложения имеют смысл и такое административное деление округа:

1. Нарушит сложившееся клановое разделение сфер влияния, уменьшит их влияние на принятие решений в экономической, социальной области

2. Сгладит ряд, принявших антагонистический характер, противоречий, раздирающих округ.

3. Выведет из понятийного оборота населения привязку административно-территориального деления к национального признаку

4. Введение новых конструктивных сил по поле окружной политики позволит более успешно противостоять влиянию экстремистских кругов кавказского подполья.

5. Позволит упорядочить и унифицировать отношения практически со всеми национальными сообществами СКФО.

Конечно, данное предложение нуждается в обсуждении специалистов, заинтересованных сторон и детальной прорисовки сценариев развития событий.

Задача общественных сил поставить вопрос, показать его злободневность и принять активное участие в его проработке.

Сопредседатель «СОБОР РУССКОГО НАРОДА»

Сергей Кучеров