Память.
20 октября 2024 года все православные монархисты нашей России отмечают скорбную дату – 4-ю годовщину кончины выдающегося русского мыслителя и общественного деятеля Осипова Владимира Николаевича.
Владимир Николаевич Осипов – выдающийся политический и общественный деятель нашего времени, посвятил свою жизнь борьбе за интересы Русского народа. В 1959 году, как русский патриот, был исключен из Московского университета, а через два года, как «реакционный славянофил» был арестован и судим. В политлагерях и тюрьмах он провел 15 лет. Книги Владимира Николаевича – это исповедь человека, находившегося в гуще самых острых событий. Это летопись российской истории с 1960-х годов до наших «демократических» дней, написанная без прикрас и предубеждений.
Владимир Николаевич – это подлинный русский подвижник, посвятивший всю свою многотрудную и праведную жизнь России и Русскому народу. За свои убеждения, за любовь к Родине, за право русских иметь свои суждения и свою веру Владимир Николаевич был брошен на долгие годы за решетку, за колючую проволоку ГУЛАГа. Он с честью и достоинством вынес все суровые испытания, выпавшие на его долю, доказав, что Бог не в силе, а в Правде.
Владимир Николаевич в своих книгах и статьях рассуждал об уроках истории и наших проблемах: что Россия неразрывно связана с Православием; что наша вера – это наш могучий фундамент, на котором стоят и государство, и нация и вся русская цивилизация добра и справедливости, что без России, без Русского народа человечество обречено на вырождение и гибель, что именно поэтому планетарные, глобальные силы зла и ополчились на Святую Русь.
Владимир Николаевич в своих трудах раскрывал тайны великого противостояния Бога и врага рода человеческого, сконцентрированного в глобальной «элите», истребляющей землян. Подобно святому Георгию Победоносцу, разящему поганого змия копьем, Владимир Николаевич острым, всепобеждающим словом правды разил тайных и явных врагов России.
Ирина Ивановна Мнева, член Союза Христианское Возрождение, вдова Владимира Николаевича Осипова
Источник: Русский Вестник
«Был за Христа и за Россию»
Третьи Осиповские чтения, посвященные памяти мыслителя и общественного деятеля, патриарха православно-монархического движения Владимира Николаевича Осипова были организованы по инициативе директора Института русской цивилизации, главного редактора газеты «Русский Вестник» О.А. Платонов и вдовы подвижника И.И. Мневой, которая была ведущей мероприятия.
В своем вступительном слове И.И. Мнева подчеркнула, что В.Н. Осипов отдал лагерям 15 лет своей жизни за право русских называться русским православным народом, доказав, что Бог не в силе, а в правде, а Православие – фундамент русской цивилизации и государственности, без которого не устоять. «Мы русские – с нами Бог!» – подытожила свое приветствие Ирина Ивановна, как делал ее супруг.
Камертоном духовности назвал В.Н. Осипова глава Российского Общенародного союза С.Н. Бабурин. Мало только выявлять общественные пороки и недостатки – необходимо самому предлагать способы преодоления, что Владимир Осипов и делал, призывая возвращаться к истокам, к корням. Необходимо преодолевать нравственный нейтралитет, избранный публично властью, и не подстраиваться под доминирующую западноевропейскую систему стандартов, подчеркнул С.Н. Бабурин. По его убеждению, в 90-е годы ХХ века реванш взяли февралисты – наследники тех, кто свергал царя в 1917 году. Они в 1993 году внесли поправки в Конституцию, закрепив в ней, что высшей ценностью провозглашаются права гражданина, при этом не уделив ни строки нравственности, что противоречит принципам русской цивилизации. Нравственный нейтралитет власти ведет к тому, что добро и зло уравновешиваются. Западная цивилизация уже выродилась, постулируя высшую ценность свободы, дошедшую до вседозволенности.
Это привело к гибели полноценной семьи и замещению ее однополыми браками. По убеждению С.Н. Бабурина, реальную высшую ценность нам показывает Новый Завет: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Послание к Колоссянам святого апостола Павла). Из истинной свободы воли проистекает любовь – к Родине, к семье, к родителям, к близким, а из этой любви – солидарность людей. Высшая форма любви, ставшая заветом наших предков, отражена в Евангелии от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Именно это те корни и ценности, которых призывал держаться В.Н. Осипов. Мы существуем, пока это остается нашим нравственным кодом, в то время как западный человек выбирает генное моделирование, цифровизацию, гибрид биологического организма и машины; он выбирает бездушие и эгоизм, разрушающий биологическую жизнь на планете, потому что духовное начало уже утрачено. А настоящая война миров и заключается в том, что кто-то из народов вычленяет понятие души и навязывает это остальному миру.
Писатель и публицист В.Н. Крупин заметил, что в своей общественной деятельности В.Н. Осипов был смелым человеком, но он даже не задумывался о том, что нарушает какие-то законы – он просто был за Христа и за Россию. Писатель вспомнил о перестроечных временах, когда уже готовились новые элиты для смены власти, но одновременно ощущался необычайный подъем, связанный с двумя памятными датами: 600-летием Куликовской битвы и 1000-летием Крещения Руси. Удивительно, что тогда на патриотические юбилейные мероприятия выделялись огромные залы высокого статуса, присутствовали представители Церкви и власти – намечалась настоящая симфония. Но, увы, как большевики, так и поздние коммунисты, выступая за главенство науки, не хотели принять, что ничего не бывает без Бога – ни Вселенной, ни одной живой клетки, и Большой взрыв тоже без воли Божией не случился бы, не появились бы планеты и звезды. Как и сейчас, они желали, чтобы человек жил и видел свое существование без Бога, а В.Н. Осипов понимал гибельность этого пути. Характерно, что в то же время в Польше коммунистам можно было венчаться, церковная жизнь не запрещалась, несмотря на строй, но для русских было по-другому. Те духоподъемные события, те моменты единения вокруг подлинно значимых дат оставляют память о великом счастье. Потом началось давление, да и сами патриотические организации разбрелись, стали соревноваться – у кого программа лучше. По мнению В.Н. Крупина, русские, к сожалению, сами себя привыкли топить и, если б ни воля Божия, совсем не выжили бы. Однако у Русского народа есть врожденное христианское качество – доверчивость. Этим качеством часто пытаются воспользоваться люди со злыми умыслами, но оно говорит о чистоте души. Обращаясь к современности, писатель заметил, что, со слов Ленина о первенстве кино среди искусства, литература в России стала отходить на второй план и сейчас в разных программах развития искусства и культуры кино и эстрада всегда находятся на первом месте, в то время как в учебной программе наша великая классика чудовищно усечена, из школы изгоняется главное. Но нельзя отчаиваться: христиане не сдались, когда их сжигали заживо и кормили зверям – и сейчас нужно нести свое слово.
Многочисленные встречи с В.Н. Осиповым в 80–90-е годы, посвященные поискам точек опоры для жизни и общественной деятельности, вспоминал О.А. Платонов. В конце 90-х годов они единодушно пришли к выводу, что такими путеводителями являются И.А. Ильин, И.Л. Солоневич и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). Владыка Иоанн помог понять суть произошедшей катастрофы: страна потеряла национальные ориентиры, а ложная элита потянула государство не в том направлении. Каждое государство и народ изначально имеют свою исходную точку и божественный план дальнейшего движения. Если же страна теряет это направление, то неминуемо гибнет. Спасение лишь в следовании пути Святой Руси идеалам духовной цельности – неразрывности веры и жизни, добротолюбия, нестяжательства, соборности, симфонии властей и патриотизма. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности, как напомнил завет владыки О.А. Платонов. Путь Святой Руси есть стремление к построению Православного Царства – начала Царства Небесного. Что касается наследия Солоневича и Ильина, то с ними О.А. Платонова познакомил именно В.Н. Осипов, почерпнувший многое из них еще на зоне, когда обычные советские люди мало что о них знали. В лагерях же были разные люди, в том числе и осведомленные, что эти две личности – не «фашист» и «антисоветчик», а великие русские умы, и своими рассказами превратили В.Н. Осипова в их читателя. Впоследствии именно они вместе с владыкой Иоанном стали духовным основанием жизни и работы, направленной на воспитание в народе национального духовного характера. Ведь именно из-за недостатка духовного основания страна рухнула в начале и конце ХХ века. Олег Платонов напомнил аудитории определения понятий патриотизма и национализма, данные И.А. Ильиным, что особенно важно в свете искажения их в наше время. Согласно философу, национализм есть любовь к историческому духовному облику своего народа и вера в его богоблагодатную силу, воля к творческому расцвету и созерцание своего народа перед лицом Божиим.
Сопредседатель Союза Православных братств Владимир Семенко сказал о том, что к наследию В.Н. Осипова полезно обращаться, особенно когда в рядах патриотов намечаются разброд и непонимание того, какой образ России они хотят выстраивать. Он отметил, что В.Н. Осипов четко понимал, какой Россию он хочет видеть, и вся его деятельность была основана на возрождении исторической русской культуры. Он не был диссидентом, не боролся с советской властью, он основывался на материалах, которые были в открытом доступе, это не было наследие Белой эмиграции или секреты спецхрана. Тем не менее он пострадал от советского режима, отсидев 15 лет в лагерях. Еще А.И. Солженицын писал: «Владимир Осипов строго легально пытался бороться за сохранение русской культуры». Однако на него обрушились репрессии, и все увидели, как советский режим борется с традициями своего народа. Как подчеркнул В.П. Семенко, Владимир Осипов всегда бился лишь за свои убеждения, не ища признания, особого статуса – он был абсолютно бескорыстным человеком. Докладчик обратился к важному христианскому понятию «удерживающий», изначально относящемуся к Римской империи, отметив вольные интерпретации некоторых патриотов о ядерной бомбе или России под богоборческой антинародной властью большевиков. По его мнению, лишь молитва Божией Матери сегодня по-настоящему удерживает, а не ядерное оружие. В массовой среде формируются русофобские мифы: либеральный – о «тысячелетней рабской душе», другой – о «православных большевиках», спасших и собравших Россию, который спускается сверху. И то и другое – подмена реальности, борьба мифов. Нужно обращаться к реальной истории и осознанию того, как Россия побеждала, когда умела каяться. Патриарх Гермоген еще до преодоления Смуты писал о вероотступничестве и предательстве законного царя, призывая покаяться! Осознания вероотступничества столетней давности в народе нет, зато есть хула на императора, Царственного Страстотерпца Николая II, по сей день исходящая даже от историков, и активное движение, осуждающее «попытку создать культ вокруг царя».
От темы покаяния народного к личному перешел настоятель Храма Святителя Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), предупредив об опасной тенденции уклонения от исповеди или формалистского к ней отношения накануне Евхаристии. Необходимо исправлять это. Ведь покаяние – основа духовной жизни. О В.Н. Осипове о. Кирилл говорил как о вдохновляющем примере, как о человеке с потрясающим бескорыстием и завидным упорством, добивавшемся разрешения проведения многих душеполезных мероприятий.
Секретарь МОО «Русское Собрание» Андрей Сошенко считает, что роль и значение В.Н. Осипова, как классика русской идеи современности, еще предстоит оценить в полной мере. Он доносил идеи славянофилов в преломлении на наши дни, молился царю-мученику Николаю II еще до прославления его в лике святых Церковью, внес огромный вклад, порой опережая время.
Его мысль продолжил историк Леонид Болотин, отмечая, что не было эволюции взглядов у В.Н. Осипова – было духовное преображение, связанное с постижением истории Отечества, Священного Писания и Священного Предания.
На мероприятии выступали поэт и публицист Игорь Гревцев, общественные деятели Игорь Друзь, Сергей Моисеев и другие. Вспоминая заслуги Владимира Осипова и проблемы современности, все сходились во мнении о необходимости следования идеалам В.Н. Осипова – христианскому духовному сознанию и монархической государственности.
Филипп Лебедь
Источник: Русский Вестник