Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.
Пускай заманит и обманет—
Не пропадёшь, не сгинешь ты.
А. Блок
Прошел профессиональный праздник— День Учителя. Не просто День Учителя, а День Учителя в Год Учителя. Чем отмечен этот год? Может быть, учителям зарплату повысили или отметили юбилей сельской учительницы на первом телеканале? Нет. Отмечен он голодовкой учителей в Ульяновске, пикетами и митингами протеста по всей стране против «оптимизации» и беспардонного ЕГЭ с его заумными заданиями. Только в Липецкой области в прошлом году закрыты 75 школ, а подушевая оплата учительского труда окончательно уничтожит сельские школы. Вместе со школами будут исчезать и сами деревни, которые сегодня ещё остаются хранителями исконно русской культуры. Министр постоянно повторяет, что есть плохие учителя. На августовском образовательном форуме начальник управления образования и науки Липецкой области Ю. Н. Таран поведал: о том, что по данным исследований социологов, почти половина россиян считает, что педагоги не пользуются уважением в обществе, а для 65 процентов наших сограждан учителя не являются авторитетом.
Наверное, прав министр: плохие специалисты есть в любой сфере человеческой деятельности. Есть плохие сапожники и плохие министры… К счастью, встречаются плохие учителя не так уж часто, и не они определяют лицо профессии. Уважение же к профессии начинается с уважения к ней государства. В военные и послевоенные годы зарплату в деньгах в деревне получал только учитель. В неурожайном 46-м году в одном из колхозов после выполнения государственных поставок осталось три мешка пшеницы. На заседании правления колхоза решали, как разделить их колхозникам на трудодни. Председатель предложил: «Давайте не будем делить, а отдадим эту пшеницу учителям». Проголосовали за это предложение единогласно. Учительница начальных классов Валентина Вячеславовна Лаптева в 39 лет была награждена высшей наградой страны— орденом Ленина, а позже— вторым орденом Ленина и орденом трудового Красного Знамени, дважды избиралась она депутатом Верховного Совета РСФСР. Учителя в те времена пользовались авторитетом сограждан и уважением в обществе потому, что государству были нужны высокообразованные специалисты, созидатели будущего.
Сегодня ситуация совсем иная. Назовите другую профессию, в которой зарплата ниже учительской. По словам того же Ю. Н. Тарана, зарплата педагогов ниже, чем в среднем по области. Лишь у 10% учителей она выше 15 тысяч рублей. А вот зарплата начинающего учителя начальных классов всего 4200 рублей. Беспокойство по этому поводу прозвучало в программе «Вести Липецк» из уст учительницы начальных классов, единственной в городе удостоенной почётного звания Заслуженный учитель РФ. Можно ли с такой зарплатой содержать семью, строить свой дом, да ещё стремиться к высокому статусу в обществе, постоянно занимаясь самообразованием, и может ли нищий учитель воспитать свободную личность?
Какой образ учителя преподносят наши СМИ? Не будем говорить о сериале «Школа». На первом телеканале в программе Андрея Малахова «Пусть говорят» вполне серьёзно обсуждалась проблема, может ли школьная учительница по совместительству работать стриптизёршей. Казалось бы, что никакой проблемы тут и быть не может. Ведь в русском сознании слово «стриптиз» всегда ассоциируется со словом «бордель». Однако, в поддержку такого совместительства сразу вступает хор секс-журналисток «без трусиков»: «Почти каждая школьная учительница— «синий чулок». Разве может учитель служить примером?!». Возможно, они и правы. Учителя превратили из носителя прометеева огня в дилера (по-русски, продавца, торгаша) на базаре образовательных услуг. В той же программе Малахова учительница, овладевшая профессией проститутки, заявляет, что никогда не вернётся в школу. О каком статусе и престиже учительской профессии, авторитете учителя в обществе можно говорить после таких заявлений?
Конец 20-х— начало 30-годов. Вся страна была заряжена идеей великого прорыва. Построение новой школы шло путём проб и ошибок. В те годы школа испытала на себе и комплексный, и формальный методы, и метод проектов, и поголовное тестирование. Но скоро стало ясным, что все эти зарубежные методы на русской почве не приводят к желаемому результату. Для великого прорыва нужны всесторонне развитые граждане, творчески владеющие основами наук. В середине 30-х годов в школах вводится предметное обучение, изучается и обобщается опыт лучших учителей. На этой базе создаются школьные учебники, методики преподавания, учебные пособия, научно-популярная литература. Вместе с общеобразовательными школами развиваются и школы фабрично-заводского ученичества. В 80-х годах советская школа— одна из лучших в мире.
Эти успехи школы стали возможными только благодаря общенациональному порыву в светлое будущее. Газеты, журналы, кинофильмы— о людях труда, об успехах в науке и технике. Освоение стратосферы, перелёт через Северный полюс в Америку, Магнитка, Днепрогэс, первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе… Научно-популярная литература издаётся и расходится миллионными тиражами. В каждой школе работают кружки радиолюбителей, фотолюбителей, авиамоделистов, судомоделистов. Открываются дома пионеров и школьников, в каждом из них— десятки кружков технического творчества. Ребята проверяют себя, что-то мастерят, экспериментируют. Создаётся культ знаний. Учатся все— и взрослые и дети. И всё это при «кровожадном изверге» Сталине. Именно такой общенациональный подъем позволил нашему народу одержать Великую Победу. Даже Гитлер в конце войны признавал, что победу обеспечил советский учитель.
Сегодня молодого человека настойчиво заставляют решать другие проблемы: как добыть бабло любыми путями и средствами, «как прожить без трусиков». На прилавках книжных магазинов и книжных развалах—.интимные дневники для девочек от Ксении Собчак, камасутра (гламурная, когнитивная, для продвинутых…), сонники, руководства по магии и хиромантии, заговоры колдунов и знахарей. Телевидение пропагандирует насилие, гедонизм, похоть, откровенный разврат и разложение. Сознание общества возвращают к временам средневековья.
Школу заставляют опять наступать на старые грабли, объявляя инновацией метод проектов, а универсальным инструментом контроля знаний— тестирование. Парадоксально, но факт: в 30-е годы пять вчерашних гимназисток в обычной сельской школе без электричества, без радио и телевидения и почти без наглядных пособий добивались поразительных результатов в обучении. Сегодня в руках учителя компьютер, интернет, постоянно звучат слова «модернизация», «инновации» а выпускники пишут: «Чюдиса в ришате» и не знают простейших фактов, известных любому троечнику в 30-е— 80-е годы. Рынок изменил подходы к качеству издаваемых учебных пособий. Раньше они предназначались для того, чтобы помочь учителям и ученикам глубже понять и освоить изучаемый материал. Сегодня часто преследуются только две цели: доход издательству и учёные степени авторам. Образцы и эталоны во многих таких пособиях не выдерживают никакой критики.
Сегодня школа похожа на Прометея прикованного. Она опутана цепями ЕГЭ, западной идеологией гедонизма и дикого, безудержного потребительства. Орлы-тараны методично клюют печень учительства. Учителям хочется пожелать запастись терпением и надеяться на приход нового Геракла. Такое состояние долго продолжаться не может. Здоровые силы общества возродятся и победят тьму. Иначе нация обречена на самоуничтожение.
г. Лебедянь
Заслуженный учитель РФ,
Вячеслав Ясенков