Заключив 3 сентября 2010 года с Азербайджаном договор о госгранице, Россия «подарила» лезгинскому народу «лезгино-лезгинскую» границу. Начинается новый виток проблем. Это только кажется, что проблемы лезгинского народа начались с развалом империи в 1991 году. На самом деле, практически все современные проблемы народа проявляются в границах трехсотлетнего мегатренда. Сегодня мы находимся на витке последнего исторического мегатренда, который начался в 1722 году с каспийского похода Петра1. И проблемы возникли не как цепь случайных событий, а в результате системной политики метрополии. Именно она за последние 200 лет разделяла народ четырежды: в 1813 году, по окончании Кавказской войны, после социалистической революции и после развала СССР. Взлом целого народа осуществлялся системно, методично, масштабно. В результате произошло варварское разрушение этнокультурных и хозяйственных связей, разрушение целостного экономического базиса нации, который складывался за тысячелетия. Теперь центр делает вид, что ничего не произошло или что так и было, а он здесь ни причем? Народ стал жертвой дважды: как при создании империи, так и при его разрушении. Нужно требовать от центра воссоединения народа и решения сгенерированных им проблем.
Представьте себе некую систему: со сложившейся структурой, устойчивыми связями, параметрами порядка. Такая система может существовать и развиваться согласно системным законам. А теперь представьте систему, разделенную напополам, половины в свою очередь тоже разделены, раздроблены на мелкие части, части разбросаны по административно-территориальным единицам, определенная часть системы размыта по стране и миру. Систему с разрушенной структурой, нарушенными связями, без параметров порядка. Скажете, какая же это система? Правильно, такой системы не может быть: она нежизнеспособна. Но зато есть такой народ. А разве народ не имеет право быть системой, развиваться по системным законам? Народ и исконная этническая территория, среда обитания, как единая система. Иметь свой экономический базис, институты управления, развития, возможность мобилизовывать ресурсы и людей, развивать культуру, язык. Что в принципе и делает народ нацией.
Но всего лишь один фактор – разделенность, категория внесистемная, автоматически ставит нацию на тупиковые рельсы развития. Сегодня народ практически лишен системного базиса воспроизводства и развития, возможности мобилизации ресурсов и людей, активизации собственных возможностей и усилий для решения системных проблем. Вовлечение всего народа в процессы самоорганизации, саморазвития и самовоспроизводства, в силу его разделенности, не представляется возможным. В таком случае стремление народа к объединению, а если есть, «дорожная карта» объединения, могут стать его стратегией. Право разделенного народа воссоединиться настолько естественно и законно, что все попытки помешать этому рано или поздно закончатся провалом. А может, и личным фиаско противодействующих тому лиц. В мире нет ни одной вечной границы – они со временем меняются. Тем более нет границ, способных устоят перед законным правом народа воссоединиться.
Интересно по этому поводу мнение известного политолога Николая Злобина («Эхо Москвы», 25 мая 2010 г.): «Распад СССР еще не закончился. Мы находимся в процессе. Наивно полагать, что империя рухнула в один день. Империи распадаются долго и мучительно. Особенно если они состояли из соседствующих территорий и перемешанного по множеству критериев населения. Когда несколько лет назад я впервые высказал этот тезис, он был воспринят с большим скептицизмом. Сегодня его подтверждает сама жизнь. Не менее наивно полагать, что распад произошел в соответствии с границами союзных республик и на этом дело закончилось. Многие из границ носят неестественный характер и не совпадают с границами историческими, этническими, культурными, религиозными, экономическими. Границы внутри СССР носили прикладной политический характер. Сегодня они часто выглядят нелогично, противоречат реальности. Они не могут стать долгосрочной основой новой политической географии Евразии. Существующие ныне на постсоветском пространстве границы неизбежно будут меняться. Как результат, постсоветское пространство является нестабильным регионом, с высокой степенью непредсказуемости и высокой долей политической импровизации. Здесь есть вероятность появления новых государств и распад или изменение территории ряда нынешних».
Стратегия народа иногда может заключаться всего лишь в том, что нужно поправить свой забор.
Маир Пашаев