
Спасем память о выдающемся лермонтоведе и кавказоведе Л.П. Семёнове (1886-1959)!
Мои детство, отрочество и ранняя юность прошли в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Генетика, климат, рельеф, многоконфессиональность Осетии и проживание в ней разных этносов наложили печать на мой тип высшей нервной деятельности, неуёмность характера, резкий нрав и стремление дойти до самой сути привлёкших моё внимание явления или личности. Мои друзья, среди которых были не только осетины, но и русские, армяне, грузины, греки, татары, ингуши, евреи, немцы, участвуя в детских забавах и спортивных играх, часто использовали в своей речи лексикон своего народа. Так с детства я постигала другие языки, религиозные верования, традиции и обычаи. Это было характерно почти для всех детей, подростков, молодёжи моего поколения. Так пестовался культурный код советского народа.
После окончания МГИК (Московского гос. института культуры) и последовавшей учебы в очной аспирантуре ЛГУ им. А. Жданова (Ленинградского гос. университета), судьба меня с мужем забросила в Ярославль, куда мы приехали по приглашению профессора С. Клитина в открывшийся в Ярославле 1980 году театральный вуз. В этом замечательном городе-музее имеется Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова. Ежегодно в ней под руководством директора С. Ю. Ахметдиновой проходят Лермонтовские чтения. Нередко я их посещаю и даже принимаю активное участие как докладчик и как оппонент. Особенно большой интерес и даже дискуссию вызвал мой доклад «Тайна М. Лермонтова. Кавказский аспект». Статья появилась сначала в газете «Золотое кольцо», а потом была опубликована в разных изданиях. (При желании можно найти в Интернете). Прошла уже дюжина лет после её выхода в печати. В этом, 2024 году, приняла участие в XXIV Лермонтовских чтениях «И в правде тверд, как Божий херувим!» Как обычно, кроме известных лермонтоведов страны, принимают участие читатели, влюблённые в творчество М. Ю. Лермонтова. В этом году я изъявила желание выступить с докладом «Владикавказец Л. П. Семенов – выдающийся лермонтовед». Получив одобрение, стала готовиться скрупулезно к выступлению. С детства я с благоговением отношусь к творчеству Михаила Юрьевича. В юности, будучи ещё студенткой Северо-Осетинского педагогического училища, проснувшись, шла к окну, распахнув окно, сразу же смотрела на отсвечивающую сверкающей синевой Столовую гору. По ней владикавказцы всегда определяют, какая будет погода. Если чётко видна гора, значит можно не опасаться дождя или неприятностей от реки Терек. На всякий случай, жители города смотрят и направо от Столовой горы – в сторону белоснежного Казбека, а потом налево, четко ли видна чалма горы Эльбрус. Но те горы находятся за территорией Осетии, поэтому доверяют больше любимой Столовой горе. Она – как талисман. И тут же начинаю произносить вслух строки М. Лермонтова «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Часто во время зари я глядел на снега и далёкие льдины утёсов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу всё темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину купаясь, в таком уж смущеньи, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
Как я любил твои бури, Кавказ! – (всё в этом крае прекрасно. В автографе в третьем абзаце М. Лермонтовым окончание зачёркнуто). Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… всё, всё в этом мире прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребёнка». И люди , как вольные птицы, живут беззаботно»… Это только фрагмент из ритмической прозы. (1832 г.). Всё произведение впервые было опубликовано семь лет спустя в журнале «Отечественные записки» в 1859 г., №7, отд. I, с. 60.
Предложение «Воздух там чист, как молитва ребёнка» в немного изменённом виде («Воздух там чист и свеж, как поцелуй ребёнка») было введено в роман «Герой нашего времени».
И сейчас, когда я приезжаю во Владикавказ, меня будят по-прежнему ранний рассвет и синяя Столовая гора, и я начинаю, как мантру, повторять вслед за Михаилом Юрьевичем: «Синие горы Кавказа, приветствую Вас!»… В этих строках воплотились воспоминания не только Лермонтова о его поездках на Кавказ в детском возрасте, но и мои. Я полагаю, что такие же ощущения были и у Леонида Петровича Семёнова (1886-1959) – советского литературоведа, искусствоведа, археолога, этнолога, слависта, организатора высшего образования, педагога. Он заведовал кафедрой русского языка и литературы в Северо-Осетинском педагогическом институте в Орджоникидзе (ныне Владикавказ). До революции Владикавказ был столицей Терской области. Её территория простиралась от реки Кума на западе до реки Сулак на востоке и от реки Терек на севере до Главного Кавказского хребта на юге. В марте 1920 года Терская область была ликвидирована, на её бывшей территории 20 января 1921 года были организованы Горская АССР и Терская губерния. Терская область была административной единицей Российской империи и РСФСР, просуществовала с 1860 года до 1920 г. Она имела большую площадь 69 272 кв. км, население составляло 933 936 человек (1897 год). Тогда в неё, в основном, входили нынешние северокавказские республики.
Леонид Петрович Семёнов родился 30 мая 1886 года в казачьей станице Слепцовской Терской области (сейчас город Сунжа в Ингушетии) в семье учителя. Его отец – Пётр Хрисанфович, был смотрителем двухклассного станичного училища, занимался краеведением, имел печатные труды по фольклору и этнографии терских казаков. Мать – Васса Захаровна Лерман (Лермант) была домохозяйкой, имела 8 детей, давала частные уроки. Когда Лёне исполнилось пять лет, семья Семёновых переехала во Владикавказ и поселилась в доме на улице Осетинской, где Леонид Петрович прожил вплоть до своей смерти в 1959 году. С детства увлекался языками этносов, среди которых он проживал и общался, но более всех его прельщали классические языки. По окончании Владикавказского реального училища, (его предтечей явилось ремесленное училище, которое создал для мальчиков Северного Кавказа на личные средства в 1868 г. М. Т. Лорис-Меликов – генерал-лейтенант, будучи начальником Терской области) Леонид поступил в 1908 году на историко-филологический факультет Харьковского университета, сдав экстерном экзамены по классическим языкам. Проучился там четыре года. Первую свою научную работу написал в 1911 году, озаглавил её «Ангел. Очерк поэзии Лермонтова». Своё исследование опубликовал в трудах Харьковского историко-филологического общества в 1913 году.
Харьков – город с большими традициями, был основан казаками и крестьянами, бежавшими от польских угнетателей в 1650-е годы. Харьковский университет – один из старейших университетов в России и СССР. Он был основан в 1805 году по инициативе В. Н. Каразина. До революции имел четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский, юридический. В вузе имелась астрологическая обсерватория (1908 г.), ботанический сад (1808 г.), издавался «Харьковский еженедельник» (1812 г.), а в последствие: «Украинский вестник» (1816-1819), «Украинский журнал» (1824-1825). В нём трудились известные в то время филологи: А. А. Потебня, И. И. Срезневский, А. И. Белецкий и историк, правовед М. М. Ковалевский. Харьков в то время был мощным научным центром, и обучение в нём оказало благотворное влияние, послужило высоким ориентиром в научных исследованиях Леонида Петровича. Он полностью посвятил себя исследовательской и преподавательской деятельности. Тридцать лет преподавал Л. П. Семёнов русский язык и литературу в учительском, а потом и педагогическом институте города Орджоникидзе (ныне опять Владикавказ). От старшего преподавателя и доцента он прошёл путь до профессора (с 1934 года), заведовал кафедрой русской и зарубежной литератур, был деканом филологического факультета. Им были разработаны лекционные курсы по русской, западноевропейской литературе, народов СССР и фольклору. Любовь к русскому народному поэтическому творчеству привил ему отец Пётр Хрисанфович. Леонид Петрович был очень энергичным и разносторонним, неуёмным человеком. Он успевал одновременно трудиться в Северо-Кавказском институте краеведения и научном музее. Во время Великой Отечественной войны обучал студентов в педагогическом институте города Цхинвала в Юго-Осетинской автономной области.
Высокий уровень компетенций Л. П. Семёнова эффективно влиял на профессиональную оснащённость выпускников историко-филологического факультета педагогического вуза. Выпускники школ стремились учиться на гуманитарных факультетах. Филфак пединститута в Орджоникидзе ценился выше всех среди других советских северокавказских республик. Под его руководством защитили кандидатские и докторские диссертации более 10 учеников. При академии наук Советского Союза работала Лермонтовская комиссия. Конечно же, он состоял активным членом. Продолжал неутомимо собирать коллекцию экспонатов, связанных с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Собирал её в течение 50 лет, а потом подарил в «Домик Лермонтова» в Пятигорске. Он и состоял постоянным членом Учёного совета этого музея, был и редактором его изданий. Кроме лермонтоведения занимался археологией. Принимал участие в 44 археологических раскопках не только на территории Осетии, но и Ингушетии, и Грузии…
Прошло уже 65 лет после его ухода в мир иной. Раньше к нему относились с благоговением не только студенты, преподаватели, но и население соседних республик. Выросло уже три поколения. Многие даже и не знают, что он всю жизнь посвятил уникальному писателю – Михаилу Юрьевичу Лермонтову (1814-1841). К сожалению, жители Владикавказа, живущие в месте силы – центре города, не знают, какой выдающийся пассионарий жил на улице Осетинской! Вплоть до последнего дня его жизни, каждое утро, просыпаясь, с постоянным вниманием взирал на Столовую гору, мог без часов определить точное время суток. Выглядывая через анфиладу окон огромной, длинной веранды, устремлял свои взоры на гребень Столовой горы и на окружающих её с обеих сторон Эльбрус и Казбек и шептал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас»… И ему чудилось, что его длиннющий, продолговатый дом, который он называл пароходом, приближался к сакральному месту – приплывал туда, где наблюдал за восходом солнца его любимый поэт и художник, его родственник – Михаил Юрьевич ЛермАнтов. Так он втайне полагал. (Девичья фамилия у мамы Леонида Петровича была ЛермАнт. Следует заметить, что Михаил Юрьевич в ранней юности числился ЛермАнтовым).
Своеобразной магией обладает творчество Лермонтова! Благоговеют читатели перед Л. Толстым и Ф. Достоевским, но заставить себя перечитывать их книги отважиться, на мой взгляд, не каждый. Произведения же М. Лермонтова влекут к себе, завораживают не только зрелых людей, но и молодёжь, которая считает его своим и современным автором. Поэзия и проза М. Ю. в одно и то же время рациональны и иррациональны, реалистичны и абстрактны, и «сентиментально жестоки». Будучи православным, он был поэтом Корана. Слыл государственником и одновременно не ненавидел «немытую Россию». Любил женщин, мечтал уйти из армии, жениться, предаться творчеству, а сам в тоже время искал смерти. Обожал А. Пушкина, а пренебрёг пушкинской гармонией личности с её цельностью. Да и в стихосложении пошёл дальше и широко ввёл трёхсложный размер амфибрахий. Аполлоническую строгость и солнечную направленность литературы переориентировал в сторону дионисийства с его беспокойным разрушительным сверхчеловеческим демонизмом и мистицизмом. Будучи полукровкой, занялся самоидентификацией. Это искание «запаха иной породы» привело его сначала к семитофильству, а потом уже к коранолюбству.
Я уже поведала уважаемым читателям, что ежегодно в Центральной библиотеке им. М. Лермонтова г. Ярославля проходят конференции, посвящённые творчеству этого уникального деятеля искусства. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой. Потомок выходца из Шотландии – Георга Лермонта родился в Москве. Сын небогатого помещика, капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Девичья фамилия бабушки – Столыпина, она принудила Юрия Петровича предоставить ей возможность воспитывать внука. Детство Мишеля прошло в её имении Тарханы Пензенской губернии. С 1820 года он учился в Благородном пансионе при Московском университете. Потом в нём же на нравственно-политическом отделении. В 1832 году переехал в СПб, планировал продолжить там обучение, но его не зачислили. Пришлось выстраивать карьеру военного человека. Поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. Был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Первым его произведением является «Хаджи-Абрек», написано оно в 1829 году, а опубликовано лишь в 1835 году.
За столь короткий срок жизни М. Ю. написал 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени», «Княжна Лиговская», около 30 поэм. За стихотворение «Смерть поэта» был наказан высылкой прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский полк. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланником де Барантом выслан в Тенгинский полк опять на Кавказ.
Леонид Петрович собирал, скупал всё, что касалось биографии и творчества Лермонтова. Он старался не пропустить ни одну конференцию археологов. Участвовал во многих этнографических экспедициях. Тогда они активно проводились. По горам, по ущельям, по аулам разъезжали словоохотливые и легендолюбивые протоколисты. Охочие до музыки исследователи записывали их на восковые ролики. Разыскивали и старинные народные инструменты. Семёнов был вездесущим и прытким. В нашем доме появилась книга «Татартупский минарет». Принадлежала она творчеству этого же профессора филологического факультета пединститута. Вспомните, как А. Пушкин, направляясь в Эрзерум в Армению, во время своего путешествия по Осетии узрел недалеко от казачьей станицы Змейской мусульманский минарет и ринулся по лестничной спирали взбираться вверх, желая рассмотреть окрестности находившегося здесь в средние века легендарного поликонфессионального и полиэтнического города Дедякова (Тютякова).
Вездесущий Семёнов принимал участие и в исследовании нартского эпоса. (См. « Осетинские нартские сказания», «Нартский эпос и памятники материальной культуры»). Его интересовало своеобразие этого фольклора у соседних народов. Неутомимого профессора привлекало изучение устного поэтического творчества других кавказских этносов, и, конечно же, современное творчество поэтов-горцев и писателей Северного Кавказа. Леонид Петрович был влюблён не только в творчество Лермонтова, но и основоположника осетинского языка и литературы Коста Хетагурова. Для него были важны и произведения Е. Бритаева, Б. Туганова, А. Гулуева, Нигера (И. Джанаева) и других осетинских писателей. Он радовался, когда не только русские писатели переводили на русский язык творчество осетин, но и с русского совершались переводы на осетинский. В 1959 году к 110-летию со дня гибели великого писателя М. Лермонтова вышел роман на осетинском языке в переводе Хадзырата (Харлампия) Цомаева (1875-1937) . С 1910-1925 гг. служил священником, а потом и настоятелем осетинской церкви Рождества Божьей Матери в Орджоникидзе. Переводил Библию на осетинский язык. Создал одноклассную церковноприходскую школу при церкви, был редактором журнала «Чырыстон цард» («Православная жизнь»). Во время ортодоксального наступления на религию многодетный Хадзырат вынужден был устроиться на работу заведующим канцелярией облоно и старшим корректором в газету «Растдзинад». Я предполагаю, что Семёнов и Цомаев не могли не общаться друг с другом, так как церковь находилась близко от дома Леонида Петровича, да и оба были связаны по роду деятельности с облоно. Харлампий Дмитриевич был блистательным знатоком осетинского языка. Занимаясь переводческой рутиной, он всё же успел перевести «Героя нашего времени». Работая над переводом непревзойдённого труда писателя-офицера, писатель-священник оттачивал и своё мастерство. ( Хорошо, что в 2010 г. вышла в свет книга избранных статей Х. Цомаева).
Л. П. Семенову повезло, что были общие устремления в повышении культурного уровня молодежи Осетии с Ц. С. Гадиевым – ректором педагогического института, где он преподавал. Цомак Секаевич Гадиев (1882-1931) , хотя и родился в Грузии, селе Ганис Кудского ущелья, но учился в школе села Гизель, окончил Владикавказское и Ставропольское духовные училища, университет в Дерпте (Тарту). Тоже был под обаянием творчества М. Лермонтова и К. Хетагурова. Писал революционного характера стихи. Был создателем газеты «Ног цард», где печатал свои стихи. За их создание был осуждён пожизненно, выслан в Сибирь. Но в 1917, вернувшись из ссылки, занимал важные посты: работал заместителем председателя Владикавказского ревкома, заведующим облоно, редактором газеты «Растдзинад» («Правда)», ректором Северо-Кавказского горского пединститута, директором Северо-Осетинского НИИ. Семенов и Гадиев были соратниками в сфере организации высшего и специального образования. Леонид Петрович трудился под непосредственным руководством Ц. С. (Юрия Михайловича) Гадиева над повышением образованности молодого поколения. Перезахоронен на Аллее славы во Владикавказе. ( Сейчас, когда большое значение стали придавать преподаванию истории Осетии, стоит познакомиться подрастающему поколению со стихотворной исторической трагедией «Ос-Багатар», посвященной борцу против иноземного порабощения осетин).
Велика роль Л. П. Семенова в пестовании интеллигенции Осетии. Ему повезло, что он общался с такими с такими писателями и культуртрегерами – просветителями народов Осетии как Цомаев, Гадиев и другими. Он изучал литературные связи Кавказа с Россией, уделял большое внимание творческому наследию выдающихся представителей горских поэтов и писателей Северного Кавказа. Его жизнь – образец формирования интеллигента, вышедшего из народа. В 1908году окончил знаменитое владикавказское реальное училище. Потом последовала учёба на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Болезнь, 1-ая Мировая война, революционные события прервали учёбу в вузе, но он всё-таки её завершил в Азербайджане, получив диплом Первой степени. Семёнов сформировался в интернациональной среде, хорошо усвоил этнопсихологию. Это помогло ему в дальнейшем успешно взращивать интеллигенцию из народов Северного Кавказа. Кроме студентов Леонид Петрович растил аспирантов, готовя научные кадры для Северного Кавказа. Благодаря таким выдающимся учёным как он, и как его коллеги: Б. Скитский, Л. Бёме, М. Немировский и др., множилась слава Осетии. Они стояли у истоков СОГУ им. Коста Хетагурова.
Выйдя на пенсию в 1951 году, Л. П. Семёнов не оставил свою научную и общественную деятельность, работал председателем Государственной экзаменационной комиссии отделения русского языка и литературы историко-филологического факультета педагогического института. Будучи профессором, он написал глубокие научные работы о литературном наследии российских писателей и поэтов – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Л. Хетагурова: «Пушкин на Кавказе», «М. Ю. Лермонтов», «Лермонтов на Кавказе», «Кавказские поэмы Лермонтова», «Лермонтов и фольклор Кавказа», «Лермонтов и Лев Толстой», «Лев Толстой и Кавказ», и многие другие. Он не замыкался только на писателях, связанных с Кавказом, у него есть работы о: Н. Гоголе, Н. Некрасове, М. Горьком, У. Шекспире, М. Сервантесе, И. Франко,
Очень больно взирать на то, что творится сейчас с домом, в котором он прожил с детства до последних лет жизни. Он полностью разрушен. Не учли заслуг этого замечательного ученого, культуртрегера, посвятившего себя организации высшего образования в Осетии. Он не был женат, не имел собственных детей. Его сестра – Нина Петровна оказалась в труднейшей ситуации. Её мужа А. А. Тахо-Годи (1893-1937) – государственного и общественного деятеля, члена Государственного ученого совета СССР, директора НИИ Пединститута национальностей ЦИК СССР, члена Центрального бюро краеведения СССР и директора НИИ истории ЦИК СССР арестовали в своём доме в Москве, обвинив в связях с троцкистско-бухаринскими бандами и в то же время в пантюркизме, даже в подготовке и свершении террористических актов в Москве и расстреляли. Леонид Петрович взял её дочек Азу (1922) и Муминат (1931-2021) на воспитание. Сына сестры – Махача (1933-1940) отправили в детдом в Рыбинск, где он умер. Заслуга Л. П. Семенова заключается и в том, что он взрастил девочек, дал им хорошее воспитание, привил любовь к литературе. В дальнейшем они стали крупными литературоведами. Обе – доктора филологических наук, профессора, заслуженные деятели науки. Аза Алибековна Тахо-Годи – соратница всемирно известного учёного А. Ф. Лосева (1893-19880), советского философа, антиковеда, филолога, переводчика. Дочь другой сестры – Л. В. Лукьяненко, тоже преподавала в пединституте, испытав большое влияние дяди Леонида.
Недавно Глава РСО-Алания С. И. Меняйло выступил с сообщением о необходимости ввести в средней школе специальный предмет «История Осетии». Следует напомнить, что в подготовке академического издания «История Северо-Осетинской АССР», собрания сочинений Коста Хетагурова и сборников, посвященных юбилею поэта (1939 и 1941), принимал активное участие Л. П. Семёнов. Им написан и ряд статей об Осетии для Большой Советской Энциклопедии. Первая книга по истории Владикавказа тоже принадлежит ему.
Читатели должны знать, что Леонид Петрович награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (19.07. 1946), орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовую доблесть», медалью «За оборону Кавказа», значком «Отличник народного просвещения». Он является Заслуженным деятелем науки Северо-Осетинской АССР! Его прах находится в Пантеоне выдающихся деятелей во Владикавказе, где покоятся К. Хетагуров (1859-1906), В. Абаев (1900-2001), Б. В. Скитский (1884-1959) и др. В его честь и заслуги на стене его дома №4 по улице Осетинской, котором прожил Л. П. Семенов всю жизнь, была установлена мемориальная доска, исчезла. Родственники Леонида Петровича: А. А. Тахо-Годи и её племянница Е. А. Тахо-Годи неоднократно её разыскивали, обращаясь к главе РСО-Алании С. И. Меняйло, просили его помочь сохранить их домашний очаг, в котором останавливались выдающиеся люди. Многие владикавказцы не ведают, что дом №4 по улице Осетинской – объект культурного наследия, признанный на основе Постановления Совмина СОАССР от 30 июня 1987 года, варварски разрушен. Приобретатель Г. М. Тебиева, по дешёвке купив 18 мая 2004 г. здание вместе с садиком, обещала М. А. Тахо-Годи – профессору СОГУ, выросшему на базе пединститута, где Л. Семёнов самоотверженно трудился, создать там музей или только одну мемориальную комнату в нём. Имеется кадастровый № 15: 09 : 00 20422 : 30.
О заслугах Леонида Петровича 20 лет назад, на конференции, состоявшейся во Владикавказе в 2005 году, подробно и обстоятельно рассказал музеевед и лермонтовед, сопредседатель Российского Лермонтовского Комитета В. А. Захаров (1946-2021),
Моей сверхзадачей было сохранение памяти об этом выдающемся человеке, поведать о его созидательной деятельности. Пока не поздно, надо возродить дом в прежнем, изначальном варианте. Во Владикавказе уже имеются два прецедента: Дом Вахтангова и кинотеатр братьев Пате («Комсомолец»), возрождённые благородными порывами театрала К. И. Крока и музыканта В. А. Гергиева. Прекрасные образцы последующих следующих действий надо взять за основу!
Прежде чем выступить с докладом на XXIV Лермонтовских чтениях в Ярославле, я решила проверить нынешнее состояние дома Л. Семёнова во Владикавказе. Сначала обратилась известному краеведу Ф. Кирееву, потом к своим помощникам, краеведам Олегу Кудзиеву и Каурбеку Агнаеву. Получила от них запрашиваемые мной свежие снимки, живописно зафиксировавшие убийственное состояние дома. Сразу же сообщила об удручающем факте старейшей поэтессе Осетии, Лауреату премии им. К. Хетагурова 2024 года – И. Гуржибековой; руководителю Союза писателей Осетии Б. Хозиеву; помощнику Главы РСО – Алании М. Кусаеву; директору ГБУ «Наследие Алании» Л. Габоевой; замминистра культуры республики З. Кусаевой; маэстро В. Гергиеву; руководителю Лермонтовского центра М. Ю. Лермонтову – потомку великого поэта; создателям НКО «Сбереги башню», писателю Д. Даурову. Я приняла заочное участие 10 декабря 2024 г. в Прямой линии с руководителем республики С. Меняйло. Предварительно сообщила регистратору обращений участников – А. Цибировой, что 102-летняя Заслуженный профессор А, А. Тахо-Годи уже 2 года не может получить ответ на своё обращение к Главе РСО-Алании о пропаже мемориальной доски Л. П. Семёнова и просит приостановить постепенное разрушение бывшего его дома – объекта культурного наследия. Она даже и не подозревает, что он уже варварски разрушен! Бедная Аза Алибековна не ведает, что директор Госучреждения Республиканский научно-производственный Центр по охране памятников истории и культуры Республики Северная Осетия-Алания Л. Р. Габоева в ответ на заявление госпожи Г. М. Тебиевой от 6. 10. 2006 г. № 343, сообщила, что «дом по ул. Осетинская, 4 находится в аварийном состоянии. В связи с этим нет необходимости в заключении охранного обязательства с обозначенными условиями об ограничениях (обременениях) права».
Удивительно, но не указана дата, когда директор подписала ответ, и нет номера у него! А вот «Акт технического состояния памятника истории культуры» был составлен только через два года после ответа директора, именно 20 мая 2008 года. Охранное обязательство № 6108 на недвижимый памятник истории и культуры (объект культурного наследия) имеется у собственника памятника: ООО «Электросвязь, в лице директора Валерия Харитоновича Кочиева, выдан директором Л. Р. Габоевой, действовавшей на основании Устава, именуемому в дальнейшем «ГОСОРГАН». В другой бумаге «План ремонтно-реставрационных работ» записана разработка и утверждение проектно-сметной документации на 2008-2009 гг. Реконструкция дома с изменением этажности (надстройкой 2 этажа), реставрация фасада, благоустройство внутреннего дворика на 2009-2010 гг.. Стоят подписи с обеих сторон Л. Р. Габоевой и В. Х. Кочиева.
Дом после смерти Л. П. Семенова стал принадлежать Муминат (Мине) Тахо-Годи – сестре Азы Алибековны. Она продала его Тебиевой за 1 миллион руб., дёшево, получив обещание, что там будет музей имени выдающегося ученого: кавказоведа, лермонтоведа, археолога. Потом его перепродали за 1 998 000 руб. Но, увы! Теперь мне философу и культурологу пришлось стать на время детективом, дабы распутывать хитросплетения, парадоксы, Почему дом – то объект культурного наследия, то нет; его можно перестраивать В. Х. Кочиеву, а, например, флигель, который приобрела соседка М. Б. Кайтмазова, ей надо блюсти обременение и т. п.? Соседи сообщили интересующимся краеведам, что дом после разлома почти 10 лет стоит разрушенным, и ничего хозяин не делает. Тут подоспела новость 18 ноября 2024 года о ликвидации регистрирующим органом юридического лица из ЕГРЮЛ …в отношении которого внесена запись о недостоверности ООО «Электросвязь». Опять выявляется парадокс, почему недвижимость по одному и тому же адресу принадлежит только отдельным гражданам, а ООО зарегистрировано здесь же, но без упоминания фамилии?
9 декабря этого года в Москве состоялось расширенное заседание Совета Федерации. На парламентских слушаниях, посвященных теме «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ: парламентский подход и законодательное обеспечение». Их организатор – Комитет РФ по науке, образованию и культуре. Впервые они прошли в столь широком составе. На нём выступила спикер В. И. Матвиенко. Выполняя поручение Президента России, она сосредоточила внимание присутствующих на необходимости изменить философию обращения с объектами культурного наследия – сделать её осмысленной, современной, прозрачной. Отреставрировано с 2020 года 340 объектов, 3000 объектов утрачено. Среди них – дом Л. П. Семёнова. На этих слушаниях присутствовали от Северной Осетии Заместитель Министра культуры М. С. Рамонова и Председатель Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания А. Д. Галуев, который шлет Азе Алибековне обнадёживающие отписки, что обратится в Прокуратуру. Но ответа нет никакого. Автор этой статьи располагает материалами переписки, предоставленными семьёй Тахо-Годи.
Страна ныне озабочена, каков уровень исторической подготовки подрастающего поколения, знает ли оно выдающихся личностей, внёсших большой вклад в развитие отечественной культуры. Не уподобляются ли люди манкуртам (термин Ч. Айтматова) – существам, не желающих знать свою историю, культуру? Во многом это зависит и от тех, кто позволяет разрушать объекты культурного наследия, самовольно решая, стоит ли то или иное здание сохранять для потомков. Рассматривая бумаги, на которых стоит подпись известной чиновницы, позволившей варварски крушить памятник старины, даже не верится, что она, связанная по долгу службы бережно хранить такие объекты, спокойно распорядилась судьбой не только памятника культуры, но и биографией выдающихся людей, поднимавших культуру народов, населяющих не только Осетию, но и Северный Кавказ! Неужели она до сих пор так фривольно действует? А покупательница, в течение 5 лет бывшая заместителем министра культуры республики, давшая слово при покупке хозяйке – Заслуженному деятелю науки сделать там музей, забыла про обещание и перепродала объект. А где 153 антикварных предмета из этого дома, предназначенные для музея? 19 декабря 2024 года Президент страны в Прямой линии с благоговением говорил о сакральном значении ДОМА, может быть они скоро появятся в Художественном музее им. М. Туганова во Владикавказе? Настала пора опубликовать труды Л. П. Семёнова и провести научную конференцию!
Дадианова Т. В. – культуролог, доктор философских наук, член Союза журналистов России, Заслуженный деятель науки РЮО-Алания
Список литературы
- Аза Тахо-Годи. Жизнь и судьба. Воспоминания. – М., 2009 год.
- Гокоева К. Монолог о личном (интервью с Миной Алибековной Тахо-Годи). / Северная Осетия.1997 год. 5 апреля, №65 (22371).
- Захаров В. А. Л. П. Семёнов и его вклад в изучение кавказского периода жизни и творчества М. Ю. Лермонтова (http: //kvkz.ru/stati/2407-Ip-semenov-i-ego-vklad-v-izuchenie-kavkazskogo-perioda-zizni-i-tvorchestva-myu-lermontova.html). Кавказоведение: опыт исследований. Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.).
- Плахтий С. Я. История одной фотографии. Они крепили дружбу народов Северного Кавказа. / Северная Осетия. 2023 год. 18 октября
- Тахо-Годи Аза. Судьба, эта великая сила, всё равно своё возьмёт. / Северная Осетия. 2024 год, 26 сентября, №175 (29097).
- Тахо- Годи Е. А. Л. П. Семёнов – исследователь творчества М. Ю. Лермонтова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2014. №5. Сер.5. С.78-86.
- Тахо-Годи М. А., Салагаева З. М., Габисова С. З., Круглеевская В. В. Л. П. Семенов – историк и критик русской литературы / М. А. Тахо-Годи. Учебное пособие. – Орджоникидзе: СОГУ, 1986. – 100 с.
- Цибиров Г. И. Вклад Л. П. Семенова в развитие отечественного кавказоведения // \/ Всероссийские Миллеровские чтения (Материалы научной конференции. 20-22 октября 2016 г.): Сб-к статей / Под ред. докт. ист. наук З. Кануковой. Владикавказ: СОИГСИ ВМЦ РАН, 2016. С. 363- 367.
- Хозиев Б. Проповедник дружбы народов // Северная Осетия, 17 ноября 1989.
Иллюстрация: Л. П. Семёнов с сестрой Ниной и племянницей Азой
P.S. Пропавшая мемориальная доска Л.П. Семенова наконец-таки недавно нашлась — отмытой и почти там же прикрепленной новыми болтами. Не зря автор этой статьи обратилась на прямую линию к главе РСО-Алании С. Меняйло 10 декабря 2024 г.