Быть Ширазу в Лебедяни!

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

С.Есенин.

Летом 2007 года улица Мира, одна из самых зелёных улиц Лебедяни, была без всякой необходимости полностью очищена от растительности и к осени замощена тротуарной плиткой. При этом оказались уничтоженными целые аллеи берёз, тополей, яблонь, лиственниц. Вместо них Весной 2008 года высадили более 150 экзотических для наших мест туй. Установили громадный камень, закрепив на нём табличку, надпись на которой провозглашала, что аллея заложена 28 апреля 2008 года по инициативе местного отделения ВПП «Единая Россия» при содействии «Благотворительного Фонда Борцовых». Правда, табличка просуществовала очень недолго: примерно через неделю она исчезла. Видимо, инициаторы, увидев облысевшую после реализации инициативы улицу, устыдились содеянного. Почти три года красовались эти вечно злёно-ржавые деревца. Горожанам от них «ни жарко, ни холодно»: ни тени они не дают знойным летом, ни от ветра и пыли не защищают, ни птицам приюта не дают. Однако, из-за суровых климатических условий и отсутствия должного ухода к весне 2011 года большая часть высаженных туй погибла. Их выкопали и отвезли на свалку. На их месте опять посадили 99 новых саженцев той же туи. Вот и посчитайте, сколько денег закопали в землю. Слово благотворительность означает творить благо. Может быть, земля и получила какие-то блага от зарытых в неё денег, а вот среда обитания лебедянцев заметно ухудшилась.

Единороссы поставили целью уничтожить русский дух, чтоб и не пахло Русью в Лебедяни. Язык уже основательно исковеркали. Управляющий стал менеджером, продавец— дилером. Появилось новое слово мажоретки. Ни в одном русском словаре его нет. О значении приходится только догадываться. Для вводящих в язык это новое слово важно, чтобы оно было забугорным, непонятным и непривычным для русского слуха. Возможно, это ещё один синоним интердевочек? Вот продовольственный магазин «Венера». Никакой Венеры там, конечно, пока нет, но продавать что-то венерическое, очевидно, предполагают. Цель поставлена. Партия власти обязана её добиваться, несмотря на протесты природы. В ближайшее время в целях благоустройства планируется уничтожение около сотни исконно русских берёз и тополей с последующей заменой их кустиками кизильника, спиреи, и туи. Далеко не впервые «благоустройство» оборачивается ухудшением экологической обстановки. Наверное, скоро в нашем городе высадят кипарисы, платаны и олеандры. Откуда такая жгучая ненависть ко всему русскому? Не только к русским людям, к русскому языку, но и к традиционно русским деревьям, воспетым великими русскими поэтами и композиторами. Превратить Лебедянь в Стамбул или Багдад не по силам даже партии власти. Даже после высадки верблюжьей колючки, приобретения верблюдов и организации верблюжьих скачек. При таком «озеленении» древняя зелёная Лебедянь скоро превратится в пыльный зловонный город из бетона, асфальта и тротуарной плитки с живой изгородью из кизильника и спиреи.

Впрочем, у партии власти достаточно и других странностей. Пятьдесят лет жители города пытались решить две проблемы: построить школу в левобережной части и обустроить набережную Дона.

Но одно дело— жители, а единороссовские слуги народа— совсем другое. Под строительство школы сначала выделили участок на самом опасном перекрестке магистралей в историческом центре города, в сквере, заложенном воинами-победителями осенью 1945 года. Против такого выбора возражали не только экологи и краеведы, но и все политические партии, общественные движения и большинство жителей города. Но сквер списали с баланса, объявили самосевом, приняли все меры для его уничтожения и заказали проект школьного здания на выделенном участке. На этот проект здания было затрачено немало народных денег из областного и районного бюджетов. Почему-то эти затраты до сих пор не взысканы с инициаторов выделения земельного участка, противоречащего СанПиНу, господ Марушкиной, Сотниковой и Беляева. Больше четырёх лет воевали граждане города со своими властными слугами. Победил здравый смысл: многократно обозвав оппонентов дураками и смутьянами, слуги народа всё-таки решили, наконец, построить школу на левом берегу и объявили об этом в печати. Радость жителей левобережной части оказалась, увы, кратковременной. Вместо школы на левом берегу началось строительство детского сада, а школу опять собираются строить на правом берегу на так называемом Поле Чудес, мотивируя решение тем, что в перспективе этот район будет интенсивно развиваться. Улита едет, когда-то будет.

Уже давно население левого берега (включая слободу Покрово-Казацкую, фактически ставшую частью города) почти равно населению правобережной части. После оптимизаций в левобережной части города осталась единственная начальная школа. Власть проявляет стойкое нежелание благоустраивать окраины, заботиться о людях, живущих в стороне от центра, несмотря на их многолетние и многочисленные обращения и просьбы, и обрекает сотни детей на долгую и небезопасную дорогу в школу.

Острого дефицита мест в детских садах у нас могло бы и не случиться. Советская власть видела перспективу, заботилась о людях. Ещё в 80-х годах прошлого века завод СОМ заложил самый современный по тем временам детский комбинат. Были построены коробка, трансформаторная подстанция, подведены коммуникации. Введению объекта в строй помешала горбачёвская перестройка. Вместо того, чтобы завершить недострой или хотя бы частично использовать его для городских нужд (уже тогда очереди в детсады ждали около 400 малышей), власти объявили его не подлежащим восстановлению и продали за бесценок без конкурса предпринимателю. Площадка превратилась в самый секретный строительный объект: круглосуточно охранялась от посторонних глаз. В результате на месте недостроенного детского комбината выросли четыре особняка, принадлежащие главе (теперь уже бывшему) администрации района, его заму, прокурору района и тому же предпринимателю, который сегодня возглавляет район.

Сама природа подарила городу оригинальный памятник— красивый высокий, почти отвесный правый берег. Даже табличка среди кучи мусора об этом возглашает. Сам же берег за последние десятилетия превращён в главную городскую свалку, очистить которую непросто: потребуются альпинисты. По пологому спуску к роднику (Турецкой горе), отрытому в позапрошлом веке пленными турками и служившему для доставки в бочках на лошадях питьевой воды в город, сегодня не каждый пешеход отважится спускаться. Ремонтировать его власти не собираются (наверное, ждут турок). Да и сам родник в безобразном состоянии. Давняя мечта лебедянцев— сделать набережную вместе с больничным сквером рекреационной зоной: посадить и вырастить деревья, установить беседки и скамеечки для отдыха, спортивные снаряды для детей и взрослых, устроить беговую дорожку для спортсменов, которую зимой можно преобразовать в лыжную трассу. Но у власти другие планы. Набережная потихоньку застраивается. В сквере планируют строить летнюю эстраду с раздевалками и туалетами, разместить хоккейную коробку. Оставшуюся зелёную зону уничтожить и на её месте возвести новое здание для ЗАГСа и библиотеки. С мечтой о рекреационной зоне горожанам придётся проститься навсегда.

Вместо того, чтобы привести в порядок покрытие улиц и тротуаров, памятники истории и культуры, памятники природы, власти планируют украсить город к юбилею дорогостоящими бронзовыми статуями. Русская пословица гласит: «Золото и в грязи блестит». Может быть, в Лебедяни заблестит и бронза в обрамлении из кизильника и спиреи.

Какие ещё сюрпризы подготовят власти к 400-летию города, сказать сложно— для этого нужно обладать очень богатой фантазией.

Ясенков Вячеслав Михайлович,

пенсионер; педагогический стаж 45 лет,
заслуженный учитель РФ, координатор группы “Экология”, депутат городского Совета, Липецкое отделение Собора Русского Народа.