Национальная и кавказская политика России находится в тупике, о чем свидетельствуют невразумительный годовой итог деятельности СКФО и невнятное обсуждение национальной политики на Президиуме Госсовета РФ в феврале 2011г. Позитивно, что власть дает сигналы о понимании важности и сложности данных проблем. Но, к сожалению, вместо организации системного и научно обоснованного поиска решения задач по укреплению целостности государства и оптимизации национальных отношений, власти продолжают ориентироваться на бюрократические технологии, контрпропаганду и вброс в общественное мнение новых идей и «прожектов».
В этом ряду не очень оригинальное предложение координатора «Единой России» А.-Х. Султыгова об унификации административно-территориального устройства России и добровольном отказе республик от своего статуса. Национально-территориальный принцип российского федерализма постоянно подвергается критике, недавно ее повторил В.В. Жириновский, А.-Х. Султыгов формулирует свою позицию достаточно корректно, отвергает прямое администрирование.
В то же время, автор апеллирует исключительно к этноэлитам республик, а не к местным сообществам в целом. В условиях сложившийся у нас политической системы на практике это будет означать очередной социальный контракт, точнее, сговор федеральной элиты с региональными этнокланократиями. Такая модель решения кавказских проблем усилит отчуждение правящих групп республик от местного населения, включая интеллигенцию и расширит активную и пассивную социальную базу террористов и сепаратистов, и уж явно не улучшит самочувствие русского населения СКФО.
Реальные тенденции в социально-политическом процессе, после неудачного решения о создании Северо-Кавказского федерального округа, характеризуются усилением разрушительного этноцентризма. Фактически в обобщенном виде различные проекты, которые выдвигаются в республиках этнонациональными идеологами ориентированы на кантонизацию Северного Кавказа по этническому принципу (Балкария, Черкесия, Карачай и др.), включая «русские территории», (казачьи республики, Славянские Ставропольские республик, Терская область). Данные проекты определяются как реальными, так и мнимыми угрозами безопасности этносов в социально-политической, культурной и экономической сферах.
Поэтому административно-территориальные изменения должны опираться на укрепление на Северном Кавказе российской идентичности и патриотизма, кансолидацию на этой основе местных сообществ; к которым федеральному руководству целесообразно относиться не как к объекту административных экспериментов, а как к субъектам федеративной политики, равноправным участникам общественного диалога, точнее политолога. Без участия в этом диалоге русских, РЦП и других традиционных конфессий он не будет иметь перспектив. Необходимо найти взаимопонимание в обществе на основе целенаправленной работы, диалога с различными слоями, этническими группами по широкому кругу проблем: от исторической памяти (Кавказская война и мухаджирство, расказачивание, депортации и др.) до современных этнополитических конфликтов, кавказофобии и русофобии. Иначе очередная административная загагулина будет иметь самые негативные последствия.
В этом контексте нельзя не поддержать идею А.-Х. Султыгова объявить 2012 годом русской нации. Важно только наполнить его не только музейно-этнографическим содержанием, но четко определить статус (как и других народов, сформировавшихся на территории России) в нормативно- правовых документах, прекратить третировать в СМИ традиции и ценностное ядро, национальный характер русских и другие проявления русофобии.
Виктор Черноус,
кандидат политических наук, профессор, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН, зав. отделом политологии и политической социологии Кавказа Южно-российского филиала Института социологии РАН.