май 2011г. г.Подольск
Уважаемые участники конференции!
Прежде всего, мне хотелось бы выразить благодарность организаторам конференции за приглашение и возможность выступить на этом представительном форуме.
Тема моего доклада касается тяжких и массовых преступлений, совершённых в недалёком прошлом на территории бывшей Чечено-Ингушской автономной республики и в некоторых других районах Северного Кавказа, против русского населения и представителей других, так называемых «нетитульных» национальностей. Эти преступления в международном праве квалифицируются как геноцид. В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция была ратифицирована большинством стран – членов ООН, в том числе и нашей страной.
В этом международно-правовом документе зафиксировано, что: «под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам этой группы;
в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её… (ст. II Конвенции)
Геноцид определяется как преступления против человечности и не имеет срока давности, освобождающего виновных от уголовной ответственности. И уже это делает тему доклада актуальной, так как многие соучастники этих преступлений не только здравствуют поныне, но и занимают высокое положение в обществе и в органах власти.
Но более важным является то обстоятельство, что этнические чистки и акты геноцида в отношении русских и других «нетитульных» народов, имевшие место в отдельных регионах бывшего Советского Союза, в том числе в национальных республиках Северного Кавказа, являются важнейшей причиной нарастания межнациональной напряжённости в нашей стране.
Рост межнациональной и межрелигиозной напряжённости в Российской Федерации – это очевидный факт. Разного рода политологи, социологи и «правозащитники», прикормленные властью, и выражающие интересы правящего режима, объясняют нарастание межнациональной напряжённости проявлением ксенофобии, якобы присущей русскому народу на генетическом уровне. Это, конечно же, ложь, имеющая целью скрыть массовые и тягчайшие преступления, совершённые в недалеком прошлом и дать возможность людям, совершившим эти преступления, уйти от ответственности.
Объективный анализ межнациональных отношений в российском обществе, показывает, что важнейшим фактором напряжённости стали этнические чистки, сопровождавшие распад СССР и захват государственной и общественной собственности. А так же упорное нежелание федеральной власти признать факты этнических чисток и актов геноцида.
По разным оценкам миграционных служб и общественных организаций в первой половине 90-х годов несколько миллионов русских и представителей других «нетитульных» народов вынужденно покинули места своего прежнего проживания в бывших союзных и автономных республиках Советского Союза. И теперь эти беженцы видят у порогов своих новых жилищ насильников и грабителей, которые выгнали их с прежней родины, грабили, убивали и насиловали их родных и близких. И здесь эти чужаки ведут себя как оккупанты – они привыкли безнаказанно убивать и грабить русских у себя в республиках. А их жертвам лжеучёные от социологии и пустомели с телеэкранов вещают что-то о «толерантности» и «мультикультурности». Несколько миллионов беженцев и вынужденных переселенцев, которых в упор не желает видеть федеральная власть – это огромный потенциал роста межнациональной напряжённости в России. Прибавьте к этим миллионам их детей, родственников, друзей и знакомых и вы поймёте истинные причины происходящих в нашей стране событий.
Если власть в Российской Федерации в самом деле заинтересована в снижении градуса межнациональной напряжённости, то ей следует перестать болтать о толерантности и предпринять меры по социальной реабилитации лиц, пострадавших от этнических чисток и геноцида. Но, прежде всего, надо признать сам факт этнических чисток в бывших союзных и автономных республиках СССР. И провести объективное расследование преступлений против человечности, совершенных в процессе революционных событий, происходивших в нашей стране.
Этнические чистки в явной или скрытой форме, и с той или иной степенью интенсивности, происходили практически во всех бывших союзных и автономных республиках Советского Союза (исключением здесь может быть разве что Белоруссия). Но наиболее жёстоко они проходили на территории Чечни и Ингушетии. Здесь этнические чистки носили тотальный характер и приняли форму геноцида. Именно этим событиям посвящён мой доклад.
Прежде всего, хотелось бы сказать о масштабах этнических чисток в Чечне и Ингушетии. В 1995 году я был членом парламентской комиссии по исследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике. И в составе этой комиссии отвечал за расследования фактов массового нарушения прав гражданского населения на территории Чечни. Так что цифры, которые я приведу здесь, носят, в определённом смысле, официальный характер. За период с 1991 по 1995 годы, то есть до начала военных действий федеральных вооружённых сил, территорию Чечни покинуло более 200 тысяч русских, казаков, представителей других «нетитульных» национальностей. Массовый исход нечеченского населения происходил из городов республики – из Грозного, Гудермеса, Аргуна. В частности русское население Грозного и прилегающего к нему сельского района за этот период сократилось приблизительно наполовину. Города Аргун и Гудермес с 1991 по 1995 годы покинуло более половины русского населения.
Но этнический характер бегства гражданского населения из Чечни в указанные годы наиболее показателен в казачьих станицах Наурского, Щелковского и Сунженского районов. Здесь фактически произошла полная смена национального состава населения. Я позволю себе напомнить участникам конференции, что Наурский и Шелковской районы были переданы в состав Чечено-Ингушетии из Ставропольского края в 1957 году. Ясно, что на момент передачи этих районов в административное подчинение ЧИАССР, чеченцы вообще не проживали в казачьих станицах передаваемых территорий. А к началу военных действий в 1995 году нечеченское население Щелковского и Наурского районов сократилось до 10%. В станицах Сунженского района (Слепцовская, Троицкая, Ассиновская, Нестеровская и др.), разделённого в 1992 году между Чеченской и Ингушской республиками, до начала 90-х годов большинство населения составляли сунженские казаки. К началу военных действий в 1995 году казаков практически не осталось в этих станицах. Напомню участникам конференции, что до 1934 года Сунженский район ЧИАССР был Сунженским казачьим округом. Фактически в течение 1991 – 1994 г.г. сунженское казачество (как некоторая субэтническая группа) прекратило своё существование.
Представители федеральной власти (Миннаца, ФМС, администрации Президента и др. ведомств) часто пытаются объяснить массовый исход русского (или как принято говорить в этих учреждениях – русскоязычного) населения Чечни и Ингушетии некими «экономическими причинами». Мол, в республиках Северного Кавказа быстро росла безработица, ухудшалось снабжение, наиболее остро (непонятно почему?) сказывалась гиперинфляция и переход от плановой экономики к рыночным отношениям. Однако все эти негативные явления имели место во всех регионах Российской Федерации, а русские бежали именно из республик Северного Кавказа, и особенно из Чечни и Ингушетии.
На самом деле русские бежали из Чечни и Ингушетии, спасаясь от грабежей, насилия, от беспрецедентного террора со стороны представителей «титульного» населения этих республик. Об этом красноречиво говорит ещё одна цифра: за период с 1991 года по 1995 год только на территории Чечни и Сунженского района Ингушетии было убито или пропало без вести более двадцати тысяч русских и казаков.
Вдумайтесь в эти цифры: более 200 тысяч русских, казаков и представителей других «нетитульных» народов бежало из Чечни и Ингушетии; и более 20 тысяч просто исчезло с лица земли в этих благословенных краях.
Эти цифры были получены парламентской комиссией и более – менее достоверно отражают трагедию русского и казачьего населения Чечни и Ингушетии. (Я мог бы более подробно рассказать о технологиях получения парламентской комиссией этих данных, но не буду на этом останавливаться в целях экономии времени).
Надо сказать, что цифры беженцев из «мирной» Чечни и Ингушетии и убитых в этих республиках с целью завладения жилищем и имуществом или просто по мотивам национальной ненависти, упорно замалчивались и замалчиваются сейчас федеральной властью. Исключением стал 1999 год, когда Генеральный Штаб использовал данные парламентской комиссии «о невоенных потерях гражданского русского населения Чечни», для дополнительного обоснования начала новой военной кампании на Северном Кавказе. (Это была почти детективная история передачи военным материалов парламентской комиссии, которые генштабисты представили как результат собственного аналитического исследования). Но с тех пор власть предпочитает молчать о событиях первых лет российской демократии.
Когда я готовился к этому докладу, я вновь пересмотрел некоторые материалы парламентской комиссии пятнадцатилетней давности. Я хотел привести несколько, может быть наиболее ярких свидетельств очевидцев тех трагических событий. Но потом понял: либо надо пересказывать все десятки тысяч свидетельских показаний (а это нереально по причине регламента нашей конференции), либо вообще не касаться конкретных примеров. Поэтому я сошлюсь здесь на скупые строки Заключения парламентской комиссии:
«Комиссия располагает многочисленными фактами, которые позволяют утверждать, что после захвата власти в республике Исполкомом конгресса чеченского народа и генералом Джохаром Дудаевым нарушения прав гражданского населения приняли тотальный характер.
…Чеченская республика и особенно Грозный стали для русских адом. Поток беженцев хлынул в соседние регионы. Опросы беженцев позволили установить, что имели место целенаправленные действия по вытеснению русских из Чечни
По свидетельству очевидцев, русских избивали прямо на улицах, угрожая холодным и огнестрельным оружием. Одной из распространённых форм вымогательства являлось похищение (или угроза похищения и убийства) детей. Главным предметом вожделения вымогателей были дома, квартиры, автомашины. Но, кроме того, свидетели говорят и о нравственном терроре, стремлении унизить, оскорбить, даже если всё уже отобрали или брать вообще нечего. Была распространена ещё одна изощрённая форма унижения гражданского населения – осквернение могил. На кладбищах были разбиты и расстреляны памятники русским людям.
Шовинистический угар затронул и детские души. По свидетельству русских учителей из Грозного, дети нечеченской национальности запугивались, избивались своими чеченскими одноклассниками. Имеются свидетельские показания, подтверждающие насилие над детьми, использование их для съёмок порнофильмов. В республике возник преступный промысел похищения девочек и девушек для публичных домов…
Подводя итог, можно сказать: то, что происходило в Чеченской республике в период существования режима Дудаева по отношению к некоренному гражданскому населению нельзя назвать иначе, как геноцид»
Это цитата из Заключения Парламентской комиссии. Некоторые материалы, касающиеся темы моего доклада можно найти на сайте Партии защиты российской Конституции «РУСЬ» pzrk.ru в серии статей под общим названием «Геноцид».
Впрочем, надо сказать, что сам по себе террор, даже имеющий тотальный характер, и даже обусловленный мотивами национальной или религиозной ненависти, ещё не является преступлением, которое квалифицируется как геноцид. Для такой квалификации необходимо, чтобы террор был инициирован и направлялся структурами власти. И здесь мы должны со всей определённостью сказать, что тотальный террор против русского и казачьего населения Чеченской республики осуществлялся с ведома, и даже по инициативе, как республиканской власти, во главе которой стоял Джохар Дудаев, так и федеральной власти, возглавляемой президентом России Борисом Ельциным.
Доказательства того, что инициатором террора в отношении русского населения являлась республиканская власть самопровозглашённой Ичкерии, имеются и в материалах упоминавшейся уже Парламентской комиссии, и в материалах федеральных правоохранительных органов тех лет.
Вот заключение МВД России:
«С самого начала своего правления Дудаев взял курс на дискриминацию иноязычного населения. Им издан ряд нормативных актов, ущемляющих права граждан нечеченской национальности. Одним из указов предусматривалась обязательная их перерегистрация до 10 января 1992 года. Все русские пребывающие в Чечню обязывались пройти регистрацию в течение двух суток, в противном случае они объявлялись террористами и подлежали ликвидации. Преступность по отношению к русскоязычным людям фактически была возведена в ранг государственной политики…
Такое заключение МВД России подтверждается всей практикой деятельности дудаевской власти в отношении русских, проживавших на территории Чеченской Республики – практикой террора и ненависти, пронизавшей всё общество, от бытовых отношений, до официальных выступлений руководителей Ичкерии.
Политика русофобии исходила из самой верхушки правителей Ичкерии. Приведём несколько высказываний самых высокопоставленных деятелей дудаевского режима.
Осенью 1992 года в одном из репортажей в прямом эфире, лидер Конфедерации народов Кавказа СОСЛАМБЕКОВ в своей прочувственной речи со слезами на глазах назвал русских низкими людьми, призывал к тому, чтобы их смех и их песни никогда не звучали на земле горцев…
Мовлади Удугов, выступая по республиканскому телевидению летом 1993 года, призывал:
… Русских надо вытеснить с Северного Кавказа. Пока Россия присутствует ближе Кубани и Дона, она будет представлять угрозу свободному развитию горских народов…
А это уже слова самого Президента Ичкерии Джохара Дудаева
…Наша трагедия, трагедия народов, в том, что российский народ хронически болен и, затмив все человеконенавистнические понятия, фашизм, расизм, нацизм, породил чуму ХХ века – “русизм”…. Сразу же готов принести извинения осетинскому народу, народу, который здесь был назван с каким-то порицанием. Не вижу я вины ни осетинского, ни ингушского, ни тех народов, которые умываются в крови, а вижу вину именно русского народа…. Фашизм у них перерос в русизм…. Мы здесь у себя на Кавказе сами наведём должный порядок и обеспечим мир, избавим кавказские народы от тисков варваров, от русизма…
А в интервью турецкой газете «Миллиет» Дудаев заявил: «Куда ни приложит свою руку Россия – везде кровь. Причина всех воин – Россия, русские империалисты…. Если только все мусульманские страны, объединившись, не свернут башку этой гадюке, то не только у наших, но и у других мусульманских стран Мира не будет будущего…
(Вопрос) – Вы говорите, что Россию надо обезвредить. Но, говорят, что в Москве весь крупный бизнес в руках чеченских бизнесменов. Это правда, что всей экономикой в Москве заправляют чеченцы?
(Дудаев) – Да мы имеем такое влияние. На это тоже следует обратить внимание. Русские – примитивный народ. Только после того, как чеченцы сделают своё дело, русские начинают действовать…. На самом деле наша мафия – хорошая!
К этому прибавить нечего.
Но если с руководством самопровозглашённой Ичкерии, в общем, всё понятно – разжигание ненависти к русскому и казачьему населению Чечни стала одним из краеугольных столбов политики Дудаева и его сподвижников, – то тема участия в преступлениях геноцида федеральной власти стала запретной с самого начала трагедии на Северном Кавказе.
И здесь, прежде всего, надо ответить на вопрос: знала ли федеральная власть о массовых преступлениях, творящихся в отношении русского населения Чечни и Ингушетии? Конечно, знала! Тысячи, и даже десятки тысяч индивидуальных писем и коллективных обращений поступало в адрес президента Ельцина, председателя правительства Черномырдина, руководителей обеих палат парламента Рыбкина и Шумейко, в МВД, в Генпрокуратуру, в ФСК, в Миннац и ФМС. В этих письмах и обращениях приводились чудовищные факты массовых убийств, грабежей, насилия, захвата граждан в рабство. Никакой реакции на все эти обращения граждан ни со стороны «гаранта конституции», ни со стороны правоохранительных органов, все эти годы не было. Ни одного уголовного дела не было возбуждено по фактам тягчайших преступлений на территории Чечни и Ингушетии – субъектов Российской Федерации. Ни одного протеста в адрес республиканских властей по поводу творимых им преступлений против русского населения не поступало за предвоенные годы из федерального центра.
Более того, федеральная власть всячески поощряла сепаратистов Ичкерии. В Чечню переводились крупные денежные суммы, якобы на выплату пенсий и зарплат. Большие суммы в рублях и в валюте российские банки выдавали эмиссарам Ичкерии под гарантию грозненского расчётно-кассового центра – потом эти финансовые операции были названы махинациями с чеченскими авизо. В Чеченскую республику тоннами завозились старые советские деньги, которые затем обменивались на новые российские дензнаки.
По трубопроводам из Тюмени и Ставропольского края на нефтеперерабатывающие заводы Грозного поступала сырая нефть. Затем по квотам правительства Российской Федерации нефтепродукты экспортировались в третьи страны, а вся выручка от их продажи поступала в казну Ичкерии.
В Чечне не только было оставлено большое количество оружия (фактически всё вооружение дислоцировавшихся там до 1991 года частей советской армии), но и завозилось оружие воинских подразделений, выводимых из Германии, Польши, Монголии. Через Чечню в Россию завозилась контрабанда. Чеченские бандиты грабили поезда, облагали налогом предпринимателей соседних регионов, захватывали предприятия в российских городах. А тех преступников, которые всё же попадали, время от времени, под арест за пределами Чечни, федеральные правоохранительные органы переправляли в «свободную криминальную зону», под названием «Ичкерия».
Что же это как не прямое пособничество федеральной власти в преступлениях, творимых Дудаевым и его кликой?
Есть несколько причин, по которым федеральная власть активно сотрудничала с режимом Дудаева. И ради этого сотрудничества потворствовала и даже поощряла террор против русских на территории бывшей Чечено-Ингушетии. Не все эти причины можно бесспорно доказать, тем более в рамках этого доклада. Но одна причина тесного сотрудничества Москвы и мятежной Ичкерии очевидна.
Золотой дождь криминальных доходов, изливающийся на Чеченских сепаратистов, не был простой благотворительностью «демократов» из правительства России. Львиная доля доходов дудаевского режима возвращалась в Москву на счета будущих мультимиллионеров и миллиардеров. За эти деньги скупались заводы и шахты, нефтепромыслы и недвижимость в столице и в других городах России. И каждая крупная финансовая структура считала полезным пригреть у себя несколько чеченских бандитов.
А в благодарность за деловое сотрудничество, российская власть закрывала глаза на террор, творимый режимом Дудаева против русского и казачьего населения. Более того, она, эта власть, была заинтересована в терроре и этнических чистках, проводимых на территории бывшей автономии. Во-первых, «экспроприация» имущества нечеченского населения и грабежи давали дополнительный доход чеченским защитникам «демократии». И укрепляли их боевой дух. Этих защитников, получивших необходимую закалку в операциях против гражданского населения республики, правители России рассчитывали использовать в своей борьбе за власть в Москве. А для таких дел им нужны были люди, умеющие хладнокровно убивать безоружных – качество, приобретаемое только длительной тренировкой. Во-вторых, когда эти защитники демократии будут уже не нужны, можно будет обосновано наводить «конституционный порядок» в мятежной республике.
Сейчас правители России стыдливо умалчивают о том, что кровавый конфликт на Северном Кавказе они создали своими собственными руками. И ссылаются на каких-то страшных международных террористов, которые якобы и сотворили все безобразия с бедными, несчастными народами нашей страны, пользуясь наивностью и неопытностью правительства молодой российской демократии. Однако факты говорят о другом. Банды на Кавказе были созданы по воле Кремля, для личного употребления высших руководителей государства, сцепившихся в смертельной схватке за верховную власть. Горбачёв поощрял чеченских сепаратистов в расчёте на то, чтобы дестабилизировать ситуацию в Российской Федерации, где власть прочно захватил Ельцин. Ельцин использовал бандитов в борьбе против союзного центра. Малоизвестный факт: Шамиль Басаев был одним из активных участников так называемой «защиты Белого дома» от ГКЧП в августе 1991 года. «Что называется по зову сердца, пришёл туда с сумкой, набитой гранатами. – Пишет Владимир Смирнов в своём журналистском расследовании «Буденовская трагедия». – Ещё тогда проявился его талант командира-боевика…»
В кровавые дни осени 1993 года отряды чеченских боевиков выступали как на стороне Верховного Совета, который в те дни возглавлял чеченец, профессор экономики Руслан Хасбулатов, так и на стороне президента России Бориса Ельцина. А нам говорят о каких-то международных террористах! Это же не террористы были, а самые, что ни на есть верные защитники демократии!
Сейчас история повторяется. Снова федеральная власть закрывает глаза на этнические чистки, которые идут во всех республиках Северного Кавказа, поощряет дискриминацию русских во всех сферах общественной и политической жизни страны, закачивает огромные средства в коррумпированные режимы бывших советских автономий. Хорошо это не кончится.
А в заключение своего доклада мне хотелось бы привести ещё одну цитату из Заключения Парламентской комиссии: «Комиссия поддерживает инициативы депутата Государственной Думы Бурлакова о принятии Думой постановления «Об образовании Верховного Трибунала для разбирательства фактов геноцида против русского и русскоязычного населения в Чечне», а также закона «О социальной реабилитации пострадавших от геноцида в Чечне».
Тогда, в конце 1995 года, более – менее независимый Парламент просто не успел принять такие постановления. С тех пор власть учла свои просчёты и взяла под полный контроль «народных избранников», чтобы подобные предложения даже не возникали в Российском Парламенте.
Михаил Бурлаков
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»,
депутат Государственной Думы России I-го созыва
1. Это заключение было дано в Парламентскую Комиссию и опубликовано в книге Криминальный режим. Чечня, 1991 – 1995 г.г. Объединённая редакция МВД РФ. Москва, 1995 г.
2. Из обращения казаков Наурского и Терско-Гребенского отделов Терского Войска к Президенту Российской Федерации.
3. Доклад на международной научно-практической конференции Д. Дудаев. «Народоубийство в СССР: идеология, политика и практика». Ичкерия № 66(263). 2 июля 1994 г.