В настоящее время, федеральный центр обладает всеми необходимыми ресурсами и механизмами, позволяющими сменить главу администрации и рационально провести ротацию региональной элиты, предварительно организовав подготовку резерва. Но это не делается, а если и происходит, то условие одно – демонстративная (даже не реальная) лояльность федеральной власти (особенно накануне выборов), а не эффективность, результативность политики, решение социальных проблем и не только русских, но и других этносов, исключая самые близкие клановые, земляческие группы поддержки. Таким образом, нужно изменить механизм (по существу, сговор, иногда стыдливо называемый социальным контрактом) взаимоотношений части федеральной элиты и региональных элит (в республиках – этнокланократий). Но это возможно только при смене самих элит и, прежде всего, в центре. Помогут ли этому предвыборные фронты и ополчения? Время покажет. Пока же у нас нет эффективных менеджеров востребованных на федеральном уровне, о чем свидетельствует депрессивный характер экономики России. Менеджмент мелкой цветочной спекуляции и наперсточников хорош для разворовывания собственности и распила бюджетных, инвестиционных средств, но не для устойчивого развития регионов Северного Кавказа. Кого поставить в качестве кризисного управляющего в регион в современных условиях?
Вопрос о воссоздание Терской области в теоретическом плане можно обсуждать. На Северном Кавказе уже есть моноэтнические Чечня, Ингушетия, периодически ставятся вопросы о переделе Кабардино – Балкарии и Карачаево- Черкесии в моноэтнические Черкесию и Карачаево- Балкарию, выделения компактной ногайской территории, федерализация на этнической основе Дагестана и т.д. Русская (славянская) Терская область вполне вписывается в такую тенденцию, а при ее реализации становится безальтернативной. Но я убежден, что это тупиковый путь. Сугубо этноцентричные административно-территориальные проекты бесперспективны с точки зрения современного развития и однозначно взрывоопасны из-за невозможности решения территориальных вопросов, разобраться в спорах об этнических границах. Да и можно ли будет остановить перелив населения из одной территории в другую в условиях современной мобильности? Кроме того, что делать с полиэтничными городами и другими населенными пунктами? Сама артикуляция такого проекта как реального плана может иметь эффект домино по всему СКФО и не только.
Реалистичным является укрепление российской идентичности у всех этнических групп, единых правовых основ, ценностного ядра и соответствующих процедур. Без учета интересов русского населения, восстановления его статуса решать эту задачу абсурдно, никакие конструктивистские игры с российской нацией здесь не помогут.
Ключевым вопросом, на мой взгляд, является использование федеральной собственности и других ресурсов центральной власти (структура дотаций, инвестиций под государственные гарантии, федеральные чиновники в регионах и другие формальные и неформальные рычаги) Этих возможностей более чем достаточно, чтобы поддержать не только титульные этноэкономики (точнее интересы этнократических групп), но и высокотехнологические и природно-ресурсные сферы. Они оказались заброшены в постсоветский период, а в них и было занято, прежде всего, русское население. В советское время таких предприятий было немало – достаточно вспомнить знаменитый Тырныауз или индустриальную базу Дагестана и т.д. Утверждение, что все это продукт исключительно административной системы сомнительно. Почему в развалинах, заброшены, научно-производственные комплексы по выработке альтернативных источников энергии, достаточно успешно работавшие в 80 гг. XX в. и столь востребованные сегодня! Таких примеров немало. Макрорегиональные интегрирующие проекты необходимы, но не достаточны, нужна целевая поддержка и создание точек роста экономики.
Что касается возрождения с/х. производства и его переработки, то его могли бы поддержать мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург, северные регионы) инвестируя средства в комплексы на казачьих землях, которые удовлетворяли бы их потребности в экологически чистой и качественной продукции, потеснив на рынке всевозможные суррогаты.
На Северном Кавказе нет нерешаемых проблем как в экономике, так и этнополитике, «русского вопроса», в чем заинтересованно все население, все народы региона. Нет, к сожалению, желания и воли власти решать эти вопросы. Все подменяется имитацией административной активности и какой-то удивительной способностью власти интерпретировать слова «русский», «славяне», как маркер экстремизма, русского фашизма и других страшилок.
Виктор Черноус,
кандидат политических наук, профессор, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН, зав. отделом политологии и политической социологии Кавказа Южно-российского филиала Института социологии РАН.