От Владикавказа, до самых до окраин, с южных гор, до северных морей

  • Post category:Статьи

Когда маленькой республике два десятилетия позволяют безнаказанно спаивать большую, формируя бюджет исключительно на водке, даже у вроде бы воспитанных и образованных представителей «титульной» национальности республики невесть откуда прет жуткое высокомерие.
И тогда представителей всех народов, населяющих республику, объявляют «диаспорами», обязанными приспосабливаться сложному противоречивому характеру осетинского этноса.
Хотя, как известно, северо-осетинская автономия (без Владикавказа, Моздока и Пригородного района) была образована только в 1924 году. И, строго говоря, территория нынешней Северной Осетии никак не тянет на «историческую родину» осетин, начавших переселяться с гор лишь в 19 веке.
В Грузии не так давно сняли с работы министра по делам диаспор, объявившего страну
«государством груз и абхазов», а всех остальных обозвав «диаспорами, оторванными от исторической родины». У нас же в России в любой республике есть только мания величия выпирающая из-под горы дотаций, регулярно присылаемых безропотной Москвой.
18 января на встрече с Президентом России руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского) предложил изменить формулировку Преамбулы Конституции РФ «Мы, многонациональный народ Российской Федерации» на: «Мы, русский и другой многонациональный народ Российской Федерации». А сам Жириновский, выступая 20 января в телепрограмме «Поединок» по Российскому телеканалу и 17 февраля в программе “Диалоги” ГТРК “Грозный” заявил: “Все национальные регионы превратить, лучше всего, в названия географические. Не Татария, столица Казань, а Казанский край, не Башкирия, а Уфимский край”.
Я от души рад, что Жириновский и его сын «дозрели» до повторения мыслей, высказанных год назад нашим Форумом северокавказских общественных организаций.
В конечном счете, неважно кто из нас окажется, наконец, услышанным властью.
И то, как болезненно отреагировали на «вражеский выпад» г-на вице-спикера парламентарии северокавказских республик, потребовавшие изгнать его из ГосДумы (но так и не оформившие свой порыв в письменном виде!), как раз подтверждает, что с «национальными республиками» пора кончать.
Неудивительно, что Жириновского обозвал «клоуном» Рамзан Кадыров.
Куда интересней бурная реакция «северо-осетинской общественности», в духе советских газет сталинско-брежневской поры.
«27 января, во Владикавказе состоялось первое в этом году заседание парламента Северной Осетии. Представители высшего органа законодательной власти республики признали единогласно, что высказывания вице-спикера Госдумы носят провокационный характер и разжигают межнациональную рознь в стране. В связи с этим парламентарии приняли специальное обращение на имя президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с просьбой дать оценку действиям руководителя ЛДПР». (Агентство РЕГНУМ)
А еще 23 января Собрание представителей города Владикавказа также приняло обращение к руководителям субъектов России с осуждением выступления Жириновского. «Мы призываем города России, все субъекты Федерации противостоять информационно-политическим провокациям, ведущим к активизации этнических конфликтов. Предлагая уставшему от проблем населению страны образ “виновника всех бед – кавказца”, можно достичь только одной цели – развязать гражданскую войну».
Министр общественных и внешних связей Мурат Тхостов так прокомментировал «15-му Региону» «скандальные» высказывания Жириновского:
«Уничтожить республики – значит взломать один из тех политических институтов, которые скрепляют малые народы с Россией как своим отечеством, изжить историческую форму, которая позволяет российским национальным меньшинствам сохранять свою народность и быть частью великой российской гражданской нации.
Следует ли понимать молчание региональных отделений ЛДПР в республиках как знак согласия с озвученными идеями? Летом 2008 году, североосетинские однопартийцы Жириновского и Лебедева предоставили целый номер своей партийной газеты грузинским агентам для публикации материалов с призывами к народу Южной Осетии сдаться на милость победителю. Тогда даже мне, беспартийному, стало ясно, что осетинам нечего делать в ЛДПР ».
27 января во Владикавказском институте управления (ВИУ) под председательством профессора Руслана Бзарова состоялся Круглый стол общественных объединений и Общественной палаты РСО-А. По мнению собравшихся Жириновский поделил страну на «своих» и «чужих», провоцируя рост ксенофобии, активизацию сепаратистских настроений в государстве.
Общественной палате РСО-А было предложено обратиться к Полпреду президента РФ в СКФО Александру Хлопонину с инициативой о проведении встречи представителей общественных палат республик Северного Кавказа по поводу выработки обращения к Президенту РФ с просьбой обратить внимание на ситуацию в сфере межнациональных отношений в стране».
Жириновский и его сын всего лишь воспользовались правом высказать свою точку зрения, гарантированным Конституцией, а их объявили врагами северокавказских народов.
Откуда подобная эмоциональность?!
Неужто в «национальной республике» Северной Осетии не действуют российские законы и нормы российского гражданского общества?!
«Человеку с улицы» во Владикавказе, Беслане или Моздоке, думаю, безразлично, чей предок раньше слез с дерева, его собственный или соседа. Но ему наверняка не по душе водочный дух, уже два десятилетия не дающий республике нормально дышать. Хоть и обеспечивающий Северной Осетии относительное материальное благополучие.
Один из самых почитаемых в республике героев генерал-полковник Хаджи Мамсуров, руководивший диверсионными операциями в тылу армии Франко в 1937-1938 годах, отнюдь не гордился тем, что его мадридский знакомый Эрнест Хемингуэй именно с него списал образ главного героя знаменитого романа «По ком звонит колокол».
Мамсуров терпеть не мог пьяниц и тех, кто наживается на пьянстве.
И вряд ли понял бы своего однофамильца Теймураза Мамсурова, ныне возглавляющего республику и не считающего нужным стыдиться «пьяного бюджета».
Осетинская водка – пойло не самое вкусное и престижное. Жалкая пародия на продукт, о котором журнал «Эсквайр» когда-то написал «Пожалуй, самая вкусная вещь на свете – это настоящая(!) хорошо охлажденная русская водка с белужьей икрой на закуску».
Страсть к пойлу из Владикавказа или Беслана столь же труднообъяснима, как и патологическое тяготение директора Международного валютного фонда к страшненьким горничным с ВИЧ-инфекцией.
Когда в 2006 году всесильный министр здравоохранения РФ Михаил Зурабов посмел лишь заикнуться, что достигнутый страной среднестатистический уровень смертей от отравления «паленой» водкой (тогда это были 20 тысяч трупов в год!) обеспечивают пять фирм из Северной Осетии и их деятельность нетрудно охарактеризовать, как антиправительственный заговор – Зурабов тут же вылетел из министров.
Никто даже не пытался доказывать, что Зурабов был не прав.
Никто не спорил с названными им цифрами погибших от «паленой» водки, заниженными Росстатом по крайней мере вдвое, как и уровень потребления спиртного на душу населения – не 9 литров на душу населения в год, а 18! (данные из доклада главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой президенту Медведеву, сделанного летом 2009 года!)
Просто сказали «Заткнись!» и сослали послом в Киев, тут же отменив регистрацию всего, что содержит алкоголь и технологического оборудования для розлива. Ответственность за качество производимого пойла законодатели полностью переложили на «совесть производителя».
После чего в 2007 году Россия выпила в два раза больше, чем произвела.
Наш низкий поклон за это достижение прежде всего выдающимся организаторам производства из Северной Осетии. После того, как в 1992 году государство перестало дотировать производство спирта из картофеля, они не тратили время и деньги на эксперименты по поиску нового сырья для получения спирта, а на контрабандной жидкости раскрутились так, что их уже никто никогда не догонит.
Зато мы сегодня можем свободно обсуждать гибель россиян в Турции от «паленой» водки с Северного Кипра.
А об отраве из «братской республики – молчок.
Иначе обвинят в «экстремизме» пламенные борцы с этим явлением, вряд ли хоть раз заплатившие налог с гонораров от исполненной ими «заказухи».
Когда в августе 2009-го президент Медведев провел экстренное совещание по проблеме алкоголизации страны, уже через несколько дней Росстат сообщил о десятипроцентном росте производства водки. Это было напоминание Гаранту Конституции кто в стране настоящий хозяин.
Ну, а по кому звонит колокол в нынешней Северной Осетии?!
Уже ставшие ритуальными речи, что на тысячу осетин приходится больше Героев Советского Союза, чем на тысячу русских и год от года растущее число героев – забава вполне невинная. Мания величия – едва ли не самое распространенное заболевание на постсоветском пространстве.
Куда сложнее по своей природе сегодняшняя жуткая ностальгия по «прежним временам»», когда советское руководство относилось к горцам с нескрываемым недоверием. И хотя осетин считали более лояльным народом, чем другие обитатели Северного Кавказа – полного доверия к ним не было. И уже с 1942 года стал сокращаться призыв осетин в армию, а с 1943 года на него был наложен полный запрет. «Карачай, Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия – горцев не перерегистрировать и не призывать», – такова была инструкция Главного управления формирования и укомплектования войск (А.Ю. Безугольный. Народы Кавказа и Красная армия. 1918–1945 годы. М., 2007, стр. 172). Если горцы и попадали в армию, то не по призыву, а как добровольцы по специальным рекомендациям партийных и советских органов.
Но неважно, как было на самом деле, главное – верить в нравящуюся тебе сказку.
Ну, например про то, что осетины древнейший народ на территории нынешней РФ и его культура по крайней мере вровень с пирамидами Египта.
После этого совсем не удивляешься заставке ГТРК «Алания» с иконостасом из одних осетин, опросу «Имя Осетии», где все осетины (в «Имени России» были и немка Екатерина, и грузин Сталин), речам руководителей «от имени осетинского народа», календарям лишь с осетинскими датами и фамилиями, и т.д.
«Я – осетин, значит я прав!»
Слава Богу, что пока в Осетии не нашлось авторов, которые следовали бы примеру изданной лет десять назад в Москве книжки «Армянский след в истории России», где утверждалось, что русские – лишь один из отрядов великого армянского народа.
Но когда читаешь утверждения некоторых еще весьма активных «ученых» современной Осетии, что эллины называли Ахиллеса аланом-осетином, и что “Илиада” с “Одиссеей” не более, чем свободный пересказ осетинский «памятников культуры» – по-детски радуешься, что произошел с «автором» от разных обезьян.
Я живу в России.
Осетины живут среди российских граждан, построивших Владикавказ для всех горских национальностей, желающих приобщиться к городской цивилизации.
Но не для тех, кто тащит с собой дикость и варварство.
Из Указа Правительствующего Сената, подписанного 31 марта 1860 г. царем Александром II: «В видах развития на Кавказе торговли и промышленности и водворения начал мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающими к ней крепостным форштатом в город, даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водворится в сем городе».
У нас в стране нет этнической собственности на землю (правовое измерение), а территория Владикавказской равнины до прихода русских не была осетинской (см. карту расселения осетинских обществ, составлена Борисом Александровичем Калоевым: http://rus-osetia.ru/Default.aspx?tabid=5411&EntryID=120 ). Заселять равнинные территории осетины стали только войдя в состав России. На правах российских подданных. Наравне с кабардинцами, кумыками, ингушами и другими горцами.
Осетины живут среди граждан государства России, созданного русскими для всех народов. Но спокойно жить им мешает пропаганда осетинского воинствующего национализма, ставшая частью школьного и вузовского преподавания.
Исправить положение можно, поставив под общественный и государственный контроль содержание учебных программ и пособий по региональной истории, о чем уже говорят и на федеральном уровне.
Дело не безнадежно.

Николай Очерняев,
Потомственный терский казак Николай Очерняев