Финансирование северокавказских регионов расписано в проекте постановления правительства о госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.». Проект разработало Министерство регионального развития по поручению премьера Владимира Путина — и опубликовало у себя на сайте.
Развитие северокавказских регионов, по мнению Минрегиона, состоит из более чем 8300 мероприятий (см. врез), на это нужно 3,664 трлн руб. 2,4 трлн должен дать федеральный бюджет, 189 млрд — региональные, 1,075 трлн — внебюджетные источники.
Меньше всего будет потрачено в 2012 и 2013 гг. — 65 млрд и 80 млрд руб. соответственно, в этот период потребуются минимальные внебюджетные средства (не более 14% от общих трат). В 2014 г. расходы должны вырасти до 399 млрд руб., в предвыборном 2015 году — достигнуть пика в 428 млрд руб. и сохранятся на высоком уровне до 2018 г. (не менее 385 млрд в год). Затем расходы начнут плавно снижаться — до 150 млрд руб. в 2025 г. Внебюджетные средства составят от 25 до 60% расходов.
На развитие северокавказских регионов до 2016 г. сейчас запланировано 231 млрд руб., 150 млрд из них — госгарантии по кредитам и облигациям.
В проекте постановления собраны пожелания регионов, говорит федеральный чиновник, участвующий в обсуждении госпрограммы: «Цифры гигантские, так что мы будем отталкиваться не от них, а от возможностей бюджета». Значительная часть из 8300 проектов не содержит нормальных расчетов и обоснований, замечает чиновник, а те, что наиболее проработаны, расписаны на 2012 и 2013 гг., среди них некоторые инфраструктурные проекты для курортов — например, «Архыза».
Проект надо расценивать как запросную позицию, считает и замминистра финансов Антон Силуанов: «Нередко бывает и так, что запросы у региона больше, чем параметры его бюджета». Минфин пока не ознакомился с проектом, продолжает он: когда Минрегион представит предложения на бюджетную комиссию, будут отрабатываться самые объективные варианты.
Представитель Минрегиона вчера не отвечал на звонки.
Запросы разных регионов сильно различаются (см. таблицу на стр. 03). Второй по численности населения в округе Ставропольский край просит лишь 2,6% (63 млрд руб.) общей помощи из бюджета и не рассчитывает на поддержку бизнеса. Ингушетия тоже не ждет помощи из внебюджетных источников, просит почти вшестеро больше Ставрополья — 365 млрд руб., хотя ее население всемеро меньше. Северная Осетия, почти вдвое превышающая Ингушетию по численности населения, просит только 137 млрд руб. Единственная территория, которая обещает привлечь больше частных инвестиций, чем получить из бюджета, — Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край): 156 млрд руб. против 52 млрд.
Кавказские Минеральные Воды — уникальный курорт, поэтому он выделен в отдельное от края направление, объясняет федеральный чиновник.
Самые большие аппетиты — у Дагестана, которому нужны 721 млрд руб. из федерального бюджета. Регион рассчитывает привлечь 415 млрд руб. из внебюджетных источников. Пока из крупных инвесторов есть только Сулейман Керимов, который согласен вложить $1,4 млрд (40 млрд руб.) в спортивную и туристическую инфраструктуру Дагестана.
Вторая по размеру запросов из бюджета — Чечня, но от бизнеса она планирует привлечь гораздо меньше средств, чем Дагестан, — лишь 8 млрд руб.
В Ингушетии нет крупных бизнесменов, которые бы могли помочь, как Керимов в Дагестане, кроме того, чтобы привлечь бизнес, надо ему предложить хоть какую-то инфраструктуру, говорит готовивший документы по госпрограмме чиновник минэкономики Ингушетии, поэтому и делался акцент на обеспечение сел связью с сетью автомобильных дорог, реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса, модернизацию социальных объектов.
Наиболее правильный, прагматический подход у Ставропольского края, констатирует федеральный чиновник: он просит деньги на инфраструктуру, улучшающую инвестиционную привлекательность региона, и не предлагает за счет Федерации финансировать строительство детских садов. У других иной подход, сокрушается он: «Все разрушено, дайте деньги, чтобы все восстановить».
Субъекты Северо-Кав-казского округа дотационные, их бюджет — фактически те же самые федеральные деньги, объясняет гендиректор IRP Group Булат Столяров, так что будет применяться метод Сочи, где региональные бюджеты смогут внести максимум 5% от совокупных расходов. Пока разговоры о триллионах бюджетных средств — фантазии, замечает он, но пропорция «один частный рубль на два государственных» реалистичная.
Привлечение триллиона рублей внебюджетных средств при любых дотациях центра представить сложно, скептичен партнер ФБК Игорь Николаев: обстановка в регионе далека от той, что благоприятствует инвестиционной деятельности.