В Чудовском районе Новгородской области есть такая деревня, называется Селищи. Те самые Селищи, где находятся знаменитые Аракчеевские казармы. Одно время здесь проходил службу известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Но наш рассказ сегодня не об этом…
В 2011 году школе в деревне Селищи исполнилось 45 лет, но свой юбилей это образовательное учреждение встретило в гордом одиночестве. Уже больше года здесь никто не учит и не учится – школа закрыта. По иронии судьбы это произошло в 2010 году, объявленном в России Годом учителя. Печальная участь Селищенской школы – не единичный случай. Только за последние 16 лет на территории России было закрыто 12000 сельских школ. И этот процесс не прекращается, а только набирает обороты. А значит, вслед за Селищами сельские школы могут закрыться в селах Оскуй и Грузино, в деревнях Трегубово и Сябреницы. Да что там говорить про сельские школы, когда уже решается дальнейшая судьба некоторых городских школ.
Как здорово всё начиналось
На сайте муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Селищи» есть небольшой раздел под названием «История развития образования на территории д.Селищи».
Свой отсчет эта история берет с Аракчеевских времен – с начала 19 столетия, когда в Селищенском округе, включавшем в себя свыше десяти деревень, действовали несколько отдельных небольших школ, в том числе – церковно-приходских.
Самая первая школа в деревне Селищи «…располагалась в здании на берегу р.Волхов, в месте где раньше проходил паром. Во время Великой Отечественной Войны занятия в школе прекратились, а само здание послужило военным госпиталем. До наших времен это здание не сохранилось».
«В 1966 году на территории д.Селищи состоялось торжественное открытие нового кирпичного здания Селищенской средней школы, рассчитанное на 360 учащихся. Это был целый комплекс школьных построек. В него входили: школа, интернат, учительский дом на 8 квартир, мастерские, стадион, котельная и склад».
Читаешь всё это и не веришь собственным глазам, а так ли оно было на самом деле? Да, именно так и было.
«Первым директором была А.Ф.Лискачева, а завучем А.В.Карабанов, который впоследствии стал вторым директором школы».
Александр Васильевич Карабанов руководил образовательным учреждением 15 лет – с 1967 по 1981 годы, а из школы ушел только в 2008 году. Можно без преувеличения сказать, что школа в Селищах родилась, прожила свой недолгий век и умерла у него на глазах.
– 30 августа 1966 года мы красили школу, 31 августа заносили в нее мебель, а уже 1 сентября она впустила в свои стены первых учеников, – вспоминает он.
Где искать корень всех бед?
Александр Васильевич не только интересный, но и ценный собеседник. Обсуждая тему закрытия школы в деревне Селищи, он привел один весьма примечательный эпизод из своей педагогической практики.
В конце 1960-х годов в школе деревни Высокое, что в 5 километрах от Селищ, оставался всего один ученик, а вместе с ним – учитель и уборщица. Александр Васильевич поднял вопрос о переводе этого ребенка в Селищенскую школу. Дескать, пусть здесь учится, живет в интернате, а на выходные дни будет возвращаться домой к родителям. Так руководители райкома партии и райисполкома тут такой шум подняли – да вы что, отрывать ребенка от дома, от матери! Не позволим!
В конечном счете, уже к середине 1970-х годов Селищенская средняя школа стала центром образования на территории своего округа. Все окрестные деревенские школы к этому времени постепенно закрылись. А было время, когда в Высоком, Вергеже, Костылёве и Вяжищах обучалось по сорок человек учеников.
Получается, процесс закрытия сельских школ начался еще в советские годы. И здесь есть над чем задуматься, почему так происходило? Что стало причиной затухания образовательных учреждений именно в этот период истории нашего Отечества?
Это последствия Великой Отечественной войны, когда страна потеряла десятки миллионов граждан (в том числе – сельских жителей), а народному хозяйству был переломан становой хребет? Это просчеты руководства коммунистической партии в аграрной политике, когда молодежь искала любую возможность вырваться из деревни (колхозов) в окрестные города? Или это итоги индустриализации страны, когда новые заводы и фабрики, всевозможные стройки века требовали миллионы молодых и крепких рук, которые могла дать только деревня, в конце концов, истощившая себя такой безрассудной расточительностью?
Или причина всех бед значительно глубже, когда Россия была империей, но еще не советской?
По мнению Александра Васильевича Карабанова, начало замирания школы в Селищах совпало со временем «правления» Горбачева М.С.
– Всё началось благодаря Михаилу Сергеевичу. При нем совхозы и колхозы стали разваливаться. Молодежь осталась без работы и потянулась из родных сел и деревень в соседние города в поисках заработка.
Но с тех пор, как Михаил Сергеевич Горбачев не стоит у руля власти, прошло двадцать лет. И школа в Селищах закрылась не во времена СССР, а уже в эпоху демократической России – в 2010 году. Уже двадцать лет как нет Советского Союза, но процесс вымирания сельской местности продолжается. И происходит это прямо у нас на глазах. Селищи – один из таких примеров.
Хрен редьки не слаще
Процесс закрытия школы в Селищах шел долго и очень болезненно. Для многих жителей Селищ и окрестных деревень это до сих пор, без пафоса, серьезная душевная травма. Поэтому мы не будем лишний раз ворошить прошлое, выясняя, кто больше всех виноват в том, что случилось. То, что случилось, уже не исправить, но можно предотвратить в будущем аналогичные процессы.
И всё-таки, для полноты нашего повествования, мы в нескольких словах расскажем вам о последних годах работы школы в деревне Селищи.
1 сентября 2008 года школа распахнула свои двери перед учащимися 1-9 классов, но уже через несколько дней, образовательное учреждение было реорганизовано в начальную школу – детский сад.
В таком статусе учреждение просуществовало чуть менее двух лет, и в 2010 году начальные классы перевели в Трегубовскую школу, а в Селищах остался только детский сад.
Основная причина закрытия школы – малокомплектные классы. Проще говоря, в сельской местности наполняемость класса учениками должна составлять от 14 детей и выше. Селищи с поставленной задачей не справились.
Малокомплектные школы нашему государству содержать экономически не выгодно. Слишком накладно получается для казны.
– Но равнять детей и деньги не следует, – справедливо замечает Ольга Михайловна Мишиева, директор школы в Селищах с 1996 по 2010 годы.
Судьба учителей, работавших в Селищах, сложилась по-разному. И это тема для отдельного разговора. Когда наверху принимаются какие-то решения, о судьбах рядовых граждан, скорее всего, мало кто задумывается. Скажем только, что большинство педагогов было пенсионного возраста, поэтому предстояло решить вопрос трудоустройства нескольких молодых учителей. Кто-то пошел работать в Трегубово, кто-то в поселок Краснофарфорный. А два учителя – семейная пара – вообще уехали жить и работать в Великий Новгород.
Сегодня чуть больше 40 мальчишек и девчонок из Селищ и окрестных с ними деревень, из Мостков и Спасской Полисти ежедневно колесит на школьных автобусах из дома в Трегубовскую школу и обратно. Колесят дети по федеральной автотрассе Москва – Санкт-Петербург, подвергая свои жизни каждодневной опасности. Утром в школу встают рано, домой из школы возвращаются поздно. Зимой мерзнут на остановках, дожидаясь школьного автобуса.
В общем, процесс реструктуризации школы в деревне Селищи завершен. Главные параметры современного российского образования – доступность, качество, эффективность – на отдельно взятой сельской местности достигнуты.
Что интересно, на официальном уровне, ни о каком закрытии школы речи не ведется. Это, бьющее в бровь слово «закрытие», заменено терминами – реструктуризация и реорганизация.
Но, в конечном счете, хрен редьки не слаще. И точка. Школы-то больше нет.
Сотрясать воздух всё же имеет смысл
Работая над данной темой, встречаясь с разными людьми, мне то и дело приходилось слышать в свой адрес вопрос примерно следующего содержания: «А какой смысл теперь сотрясать воздух, если школы больше нет?».
Тогда у меня ответа на этот вопрос не было. Ответ появился (сформировался) со временем, когда мне удалось встретиться и поговорить со всеми респондентами.
И теперь я могу точно сказать – сотрясать воздух всё же имеет смысл.
Да, школу в Селищах мы потеряли. Скорее всего, уже безвозвратно. Но на ее примере, на ее опыте, нам вполне по силам не допустить аналогичного повторения ситуации в других школах. Например – в Оскуе.
Ведь есть же примеры, когда родителям школьников и учителям удавалось отстоять свои школы. Правда, во многом не без помощи чиновников сельского и районного уровня.
Относительно Оскуйской школы Светлана Васильева, председатель комитета образования администрации Чудовского района сказала следующее:
– У школы в Оскуе есть перспективы, и мы будем за нее биться до последнего.
Правда, при этом Светлана Валерьевна признается, что из федерального центра ежегодно спускают всё новые и новые нормативные документы для образовательных учреждений. Требования, заявленные в этих документах, не могут выполняться без соответствующей областной и федеральной финансовой поддержки, которой нет или она недостаточная.
В итоге, директора дошкольных и школьных образовательных учреждений оказываются один на один с федеральными законами.
Выражаясь словами Светланы Васильевой, у нас законы разрабатывают теоретики, а реализацией законов в жизнь занимаются практики. Причем, теоретики не считаются с предложениями и чаяниями практиков.
С высоких трибун – одно,
а в жизни – другое
Не будет сельской школы, не будет и села. Это прописная истина.
Но и наличие самой школы в сельской местности зависит от многих составляющих. Какое будущее может быть у школы, расположенной в сельской местности, где нет достойного заработка и молодых семей? Ответ очевиден.
Сегодня, чтобы возродить школу в Селищах, нужен инвестор, который придет в эти края, создаст здесь мощное производство, предоставит рабочие места и достойный заработок для молодых работников, будет развивать инфраструктуру округа и так далее. То же самое касается деревни Карловка. Чтобы спасти еще пока действующую школу в селе Оскуй, тоже нужен инвестор. Оскуй и Селищи – это своеобразные центры крупных территориальных округов Чудовского района. На них ориентированы десятки деревень. С потерей этих центров, территория Чудовского района, превратится в безлюдную пустыню с одним единственным оазисом – городом Чудово.
По словам Сергея Анищенко, главы Чудовского района, в настоящее время ведется работа по привлечению инвесторов на территорию Селищ и Карловки. К сожалению, для Оскуя инвесторов пока найти не удается.
Да и с инвесторами в Карловке и Селищах еще пока не все понятно – будут ли они финансировать социальные проекты, или просто нацелены на прибыль?
Как не крути, без роли государства, без воли руководства страны, сельские школы и вообще – сельские территории – от запустения будет не спасти. Не по силам такая задача руководителям областного и муниципального уровня. Такие вопросы должны решаться на федеральном уровне.
А пока что на федеральном уровне создаются проекты один интереснее другого.
Вы помните, как накануне президентских выборов 2008 года активно муссировались Национальные проекты? А ведь один из нацпроектов даже назывался «Образование». Почему сегодня о них так громко не кричат? Что с этими проектами стало?
Вот и сегодня, накануне очередных выборов 2011-2012 годов появляются всё новые многообещающие проекты. Их тоже активно муссируют. Потом выборы закончатся, и что?!
А ничего. Сельские школы всё также будут закрываться, а сельская местность всё также будет превращаться в безжизненные просторы. Для кого (или чего) только освобождаются эти огромные территории, некогда густонаселенные нашими предками? Вопрос еще тот.
– У нас только с высоких трибун призывают ехать жить и работать на село, а в жизни получается совсем наоборот – последних жителей из села выживают, – делится своими мыслями Елена, мать двоих малолетних детей, вынужденных до окончания школы (или терпения у родителей) кататься из Селищ в Трегубовскую школу.
Уже дважды здание школы в деревне Селищи выставлялось на аукцион для продажи, и дважды торги заканчивались ничем.
Сегодня школа приходит в полнейшее запустение. И только вечерами в опустевшие коридоры и классы, через сломанные двери и окна с выбитыми стеклами забирается молодежь. Забирается, чтобы доломать то, что еще можно сломать, как бы в благодарность за то, что когда-то эта школа давала им знания. А может даже увечит местная молодежь «родную» школу в отместку, за старые обиды, так сказать.
Что ж, школа всё это стерпит – она каменная.
Только вот каким будет будущее России без сельских школ, если уже сегодня понятно, что у самих сельских школ нет будущего?
Владимир Семёнов,