Хизб-ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура, деятельность

Организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») была создана в 1953 году шариатским судьей Такиуддином Набхани (1909-1977) в Восточном Иерусалиме. Набхани вначале своей карьеры был членом международного исламистского движения «Братья-мусульмане», однако впоследствии создал свою организацию, где центральной идеей он поставил создание халифата – глобального в масштабах всей планеты исламского государства. В истории Ближнего Востока существовало уже два халифата – Арабский и Османский, правители которых носили титул халифа – правителя всех мусульман, даже тех, которые не проживали в арабских и турецких государствах. Тем не менее, провозглашая халифат, Хизб-ут-Тахрир свою деятельность осуществляет в странах Европы, особенно в Великобритании, где располагается один из главных офисов организации. Второй офис располагается в Бейруте (Ливан), а русскоязычный информационный центр Хизб-ут-Тахрир располагается в Стокгольме (Швеция), откуда и ведется модерация сайтов организации на русском языке.

Несмотря на то, что в Коране вообще ни разу не упоминается слово «халифат», создание халифата хизб-ут-тахрировцы считают религиозной обязанностью (фардом) каждого мусульманина. Поскольку сейчас халифата нет (последний турецкий султан Абдул-Меджид II был отречен от титула халифа в 1924 году), хизб-ут-тахрировцы выступают за присягу своему лидеру. Сегодня организацию возглавляет палестинец Ата Абу Рашта.

Методика работы Хизб-ут-Тахрир состоит из нескольких этапов. Вначале они стремятся к организации культурных и социальных мероприятий, связанных с исламом (благотворительные обеды, пикники, культурные вечера, раздачу еды или одежды малоимущим). Цель подобных акций – расположить к себе окружающих. Зачастую их социальная работа направлена на привлечение пенсионеров, которые начинают питать за оказанное им внимание уважение и признательность, рассказывая об этом своим детям и внукам. Культурно-просветительской работе они уделяют большое внимание.

На втором этапе, получив расположение к себе, хизб-ут-тахрировцы начинают рассказывать о своей организации и тех, кто проявил интерес, приглашают на халакаты – кружки по изучению религиозной литературы. Естественно, старики не являются целью идеологической обработки у них, они чаще нужны для прикрытия своей деятельности, упор делается на молодежь. Второй этап – это идеологический переворот в сознании людей, расширение своего влияния на население. Сделать это можно уже более публично, например, провести митинг, пикет, автопробег, шествие с демонстрацией своей атрибутики, обычно в форме флага. Цель – привлечь внимание к организации. При этом здесь используется либерально-правозащитная демагогия и популизм. Сами хизб-ут-тахрировцы начинают говорить, что они выступают за права мусульман, могут изображать себя ярыми сторонниками Конституции и светских законов государства.

Наконец, третий этап – захват власти в свои руки с помощью уже сочувствующих им чиновников и общества. На этом этапе они допускают использование оружия. Яркое доказательство этого – нынешнее активное участие Хизб-ут-Тахрир в войне против законного правительства Сирии. При этом они легко могут объединяться с другими радикальными течениями ислама, несмотря на определенные идеологические различия, например, с ваххабитами.

Внешне хизб-ут-тахрировцы не отличаются от остальных мусульман. Если ваххабитов можно зачастую отличить по коротким штанам и густым бородам, то хизб-ут-тахрировцы носят костюмы и галстуки. Бороды обычно носят короткие, но при этом не обязывают носить бороду своих последователей (можно встретить безбородых хизб-ут-тахрировцев). Слушать музыку, исполнять песни у них не запрещается, в отличие от ваххабизма, поскольку они полагают, что если это будет помогать больше привлечь к себе людей, то допустимо. Поэтому на их акциях можно увидеть и небольшие концертные программы, где певцы выступают с репертуаром на исламские темы. Не запрещают они и курение.

Структура Хизб-ут-Тахрир представляет собой пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: мутамад (главный руководитель в масштабах одного государства), масуль (руководитель региональной организации), мусаид (помощник масуля), накыб (руководитель города, района), помощник накыба, мушриф (руководитель одного или нескольких халакатов), дарис (член халаката, но являющийся пока послушником) и шабаб (активист, уже воспринявший идеологию до конца и ставший полноправным членом организации). Первичной ячейкой организации являются, как уже было сказано, халакаты – кружки по изучению религиозной литературы численностью от 5 до 15 дарисов во главе с мушрифом. Занятия в халакатах проводятся два раза в неделю. Раз в месяц происходит совещание мушрифов, в ходе которого обсуждаются практические и организационные вопросы. Накыб снабжает литературой, распределяет финансовые средства и принимает пожертвования. На халакатах, помимо штудирования литературы занимаются инструктажом на случай ареста, поэтому знают как себя вести со следователем и при задержании. Исходя из инструкций, хизб-ут-тахрировцы всегда держат наготове видеокамеру, чтобы снимать полицейских. Это излюбленный их прием психологического давления на правоохранительные органы. Очень борзо ведут себя со следователями. Попадание в КПЗ или тюрьмы воспринимается ими как «боевое крещение» и как возможность продолжить дагват (пропаганду) уже среди сокамерников. Вот почему, оказываясь в общих камерах, они незамедлительно начинают вести вербовку новых членов для организации. При этом в опасных для них ситуациях допустимо скрытие или отказ от членства в Хизб-ут-Тахрир (принцип «такыя» – скрытие своих намерений), если это поможет избежать более тяжких для члена организаций последствий.

Подобная иерархия Хизб-ут-Тахрир может различаться в зависимости от государства или региона, может быть более сложной или более упрощенной. Общим остается то, что есть нижнее, среднее и высшее звено в организации.

В богословском плане главное обвинение против Хизб-ут-Тахрир, которое выдвигают представители традиционного для коренных мусульманских народов России ислама, является отказ признавать хадисы категории ахад (переданные одним передатчиком) и следовать им. В то же время большая часть суннитского вероучения построена именно на хадисах категории ахад, а хадисов мутавир (переданные несколькими передатчиками)существует совсем небольшое количество. Из-за сомнений в достоверности хадисов ахад хизб-ут-тахрировцы отрицают мучения могилы, Даджаля (аналог Антихриста в исламе), обстоятельства прихода Махди и Исы (Иисуса).

В Татарстане Хизб-ут-Тахрир появился с мигрантами из Узбекистана, одним из первых масулей был Алишер Усманов, развернувший свою работу в 1996 году по приезду в Казань, начав работать в одном из местных медресе. Поскольку организация в нашей стране была запрещена только в 2003 году решением Верховного суда России, то длительное время Усманов осуществлял свою деятельность фактически легально. Именно с этого времени можно говорить о начале распространения идеологии Хизб-ут-Тахрир в Татарстане.

То, что распространение идеологии Хизб-ут-Тахрир идет и через мигрантов, признают силовики. Экс-министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров в своих мемуарах пишет о том, что «набрав популярность в азиатских республиках, «хизбутчики» перенесли свою деятельность в Россию». «Для этого они активно использовали обращенных в новую веру гастарбайтеров из Средней Азии, в большинстве своем узбекской национальности». В декабре 2006 года было задержано 25 человек, причастных к этой организации в Казани, в отношении 12-ти из них были приговорены к срокам от 4 до 8 лет, причем впервые в России было предъявлено обвинение по статье «Приготовление к насильственному захвату власти».

Великий татарский богослов Валиулла Якупов, убитый 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома одним из «амиров» Татарстана Робертом Валеевым, в одной из своих работ процитировал пророка Мухаммеда: «После меня халифат будет только 30 лет, а потом будет просто царство». «Этот хадис оказался провидческий, – писал Валиулла-хазрат, – После эпохи праведных халифов (634-661), хотя многие мусульманские государственные образования носили наименование «халифатов» и многие руководители были «халифами», на самом деле никакого отношения к сути этого явления они не имели. «Халифы» средних веков были заняты зачастую борьбой за власть, за трон и корону, не останавливаясь ни перед какими кровавыми жертвами. В этой связи халифат исчез не в 1924 году, а гораздо ранее, как и предупреждал нас святой пророк», – резюмировал покойный казанский теолог.

Анализ деятельности Хизб-ут-Тахрир позволяет сделать вывод, что члены этой партии имеют собственное толкование Корана и собственное мировоззрение. Как религиозно-политическое движение эта организация характеризуется отрицательным отношением к светской власти, стремлением к власти как основной стратегической цели, идеологией формирования политической системы, наличием программы строительства халифата и тактики борьбы, обладанием развитым пропагандистским аппаратом и средствами агитации. По словам исламского теолога Саида Шагавиева, Хизб-ут-Тахрир стремится «мусульман России раздробить и ослабить, поссорить между собой, мусульманскую молодежь настраивают против государства и своего духовенства».

Мусульманский богослов Фарид Салман отмечает, что хизб-ут-тахрировцы демонстрируют неуважение к традиционным канонам российских мусульман даже во время пятничной проповеди в мечети, когда могут демонстративно встать, прервать выступление имама и начать спорить с ним, явно с расчетом на публичный эффект, доказывая, что духовенство в вопросах религии неграмотно и говорит не истину, а вот они ее знают. Характерная их особенность – это вера в свою исключительность, что именно они знают правду, часто при этом цитируя 3-ю суру Корана, где говорится, что «И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое», полагая, что этот коранический аят именно о них. В этом и проявляется их сектантская сущность.

При более близком рассмотрении становится ясно, что Хизб-ут-Тахрир отказывается от насилия только на словах, поскольку она ни разу не осудила другие группы, преследующие ту же цель и применяющие насилие. Эта группа никогда не осуждала террористические акты. Как пишет американский исследователь Зейно Баран, «во многом Хизб-ут-Тахрир представляет собой элемент «разделения труда»: сама она занимается активной идеологической подготовкой мусульман, тогда как другие организации осуществляют планирование и проведение террористических актов. Несмотря на возражения против такой характеристики, в настоящее время Хизб-ут-Тахрир фактически служит конвейером для террористов».

Наибольшую активность в Татарстане организация проявила после теракта 19 июля 2012 года в Казани, который осуществила группа «моджахедов Татарстана» против регионального муфтия Ильдуса Фаизова и татарского богослова Валиуллы Якупова. Последний был убит в подъезде собственного дома, а глава мусульман Татарстана ранен. Начавшиеся оперативно-розыскные мероприятия правоохранительных органов, приведшие к задержанию около сотни и аресту 7 подозреваемых (впоследствии отпущенных), привели к тому, что этим поспешили воспользоваться хизб-ут-тахрировцы во главе с Рустемом Сафиным, имамом казанской мечети «Аль-Ихлас», в 2009 году осужденным за членство в Хизб-ут-Тахрир условным сроком, но сумевшим сохранить за собой пост имама мечети. 29 июля, 5 августа и 19 августа им и его последователями были организованы пикеты и митинги в Казани, на которых от вначале звучавшей либерально-правозащитной демагогии вскоре ее участники перешли к призывам к свержению светской власти и установлению халифата. При этом использовалась символика Хизб-ут-Тахрир. Несмотря на спецоперацию ФСБ против боевиков из числа «моджахедов Татарстана», проведенную в Казани 24 октября 2012 года, хизб-ут-тахрировцы организовали массовые автопробеги с флагами организации 26 октября и 22 декабря 2012 года, продемонстрировав свою полную безнаказанность. Достаточно длительное (полгода) невмешательство региональных властей говорит о наличии в среде правящего истеблишмента Татарстана исламистского лобби, которое всячески блокировало правоохранительным органам возможность осуществления превентивных мер. Ряд исследователей склонны считать, что у исламистского сообщества Татарстана существуют три крыла: боевое (террористы из числа «моджахедов Татарстана»), политическое (Хизб-ут-Тахрир и участники уличных акций исламистов) и лоббистское (чиновники и представители бизнеса, идейно симпатизирующие исламистам, либо заинтересованные в перспективных инвестициях из зарубежных исламских стран, предпочитающих вкладывать в те регионы, где сильны позиции исламистов). Однако, видимо, настойчивое требование федеральных властей навести порядок и приближающаяся Универсиада (7-16 июля 2013 года) вынудили Казанский Кремль пойти на решительные действия: мечеть «Аль-Ихлас», превратившаяся в штаб-квартиру Хизб-ут-Тахрир в Татарстане, была закрыта на ремонт, что ограничило возможности публичной религиозной проповеди для хизб-ут-тахрировцев, впоследствии она была разобрана, а на ее месте начали строить новую мечеть «Миргазиян» (в память об основателе и первом имаме мечети «Аль-Ихлас» Миргазияне Салаватове). Впрочем, те продолжили это делать на улице и в Интернете.

Накануне Универсиады хизб-ут-тахрировцы провели свою акцию: вышли на центральную улицу Казани с футболками «Хочу жить в халифате», сознательно позируя и шокируя прохожих. Причем акцию возглавил бывший сотрудник милиции, в прошлом – даже депутат Верховного Совета Республики Татарстан Анатолий Васильев (после принятия ислама – Тауфик Василов). Сам он был привлечен к административной ответственности за это, что впрочем, совершенно не означает, что он прекратил свою деятельность в рамках этого течения ислама.

25 сентября 2013 года состоялся суд над одним из лидеров «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения») в Татарстане Рустемом Сафиным, который получил 2 года колонии общего режима, что, впрочем, абсолютно не означает, что деятельность террористической организации прекращена в Татарстане. Это особенно стало очевидно 27 сентября 2013 года, когда в ряде казанских мечетей активисты этой организации по окончанию пятничного намаза принялись публично вести среди прихожан антироссийскую пропаганду. Поводом стало решение Октябрьского районного суда Новороссийска от 17 сентября 2013 года о признании перевода Корана, выполненного азербайджанским стоматологом Эльмиром Кулиевым, экстремистским. В речах исламистов в мечетях звучали проклятия в адрес российских властей, якобы запретивших Коран (несмотря на то, что решение принято только по поводу одного из переводов). Часть из них вышла с одиночными пикетами, где на плакатах была повторены обвинения. Духовное управление мусульман Татарстана несколькими днями ранее отреагировало на это заявлением о нежелательности подобной меры со стороны российского правосудия, поскольку это дает повод радикалам обвинять страну в государственной исламофобии. Со своей стороны татарстанский муфтият предложил осуществить канонический перевод Корана на русский язык под руководством мусульманского духовенства.

Из мусульманского духовенства Татарстана публично деятельность «Хизб-ут-Тахрир» осудили четверо: убитый ваххабитами богослов Валиулла Якупов (1963-2012), мусульманский теолог Фарид Салман, имам Закабанной мечети г.Казани Саид-Джагфар Лотфуллин и нынешний первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров, обвинив «хизб-ут-тахрировцев» в маргинальности, а также в том, что они своими действиями такой символ ислама как шахада (свидетельство веры) в форме тахлиля (слова «Нет Бога, кроме Аллаха») «стремятся превратить в элемент экстремистско-политического дискурса».

По данным полиции, более 140 жителей Казани являются членами «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами». При этом неизвестно, принимаются ли по отношению к ним хоть какие-то меры. По нашим оценкам, численность членов и сочувствующих Хизб-ут-Тахрир во всем Татарстане составляет 400 человек.

Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments