Государственная и общинная собственность в мировой истории. Часть II

II. Естественные и исторические факторы становления частной собственности

Если бы история человечества ограничилась одним Востоком, его неизменными, остановившимися в своем развитии цивилизациями, то человечество также остановилось бы в своем развитии. Однако всемирный исторический процесс осуществляется через разные народы, созданные ими цивилизации и культуры. Поэтому изменения в мир, изменения в застывший, остановившийся в своем развитии Восток, пришли из другого региона планеты, с другими природными и внешними условиями, с другими институтами и ценностями культуры.

Бесспорен факт, что в последние два с половиной тысячелетия динамизм, радикальные изменения в жизни народов происходили на Западе Европы, поэтому Запад начинается с Древней Греции. Здесь уже сложилось все то новое, что будет только возрождаться, разворачиваться и развиваться, проявляться в череде сменяющих друг друга цивилизаций Запада – в Древнем Риме, в Средневековье, в эпоху Возрождения, в индустриальной стадии после промышленной революции, в современную, постиндустриальную или ростовщическую эпоху, когда масса промышленных производств вынесена на Восток, а Россия превращена в сырьевой придаток других цивилизаций.

С Древней Греции центр развития человечества перемещается на Запад. Он стал в авангарде изменений всего человечества. Его цивилизации и культуры последовательно становились культурными центрами мира, из которых исходили все изменения и в них возвращались… В этих цивилизациях шаг за шагом выявлялись, действовали новые человеческие качества, притом в массовых масштабах – энергичность, предприимчивость, расчетливость, интеллектуализм, стремление к самостоятельному, свободному от оков религии, научному познанию мира, преобразование природы, стремление господствовать над нею… И одновременно такие отрицательные черты, как безжалостность к природе, беспощадность в использовании ее ресурсов, индивидуализм, эгоизм и эгоцентризм, завоевание других цивилизаций, колонизация всего мира.

А на какой основе проявились и развились эти качества человека в новом типе цивилизаций, возникших в другом регионе планеты – на Западе Европы? Что лежит в основе этого нового социокультурного и психологического процесса, нового отношения к природе, другим народам и к индивиду – захват, борьба, покорение, господство? На индустриальном этапе – безостановочное поглощение ресурсов природы и превращение их в горы искусственных, чуждых природе, промышленных товаров…

Если исходить только из негативных проявлений Запада, то можно впасть в заблуждение, что весь этот западный мир изначально был «неправилен», аномален и совершенно не нужен человечеству. Может быть, это действительно тупик, ничего не давший человечеству, не нужный ему, и человечеству следовало остаться в неподвижном Востоке… Однако 1-й космический закон гласит, что в мире все создано Богом. 2-й – что все в мире двойственно: имеет позитивную и негативную стороны, и они неотделимы друг от друга. Следовательно, негативные стороны нес в себе и Восток, проявляя их весьма агрессивно и теперь. Например, там подавлялась личность, до взаимодействия с Западом и его системой образования там не существовало массового развития интеллекта, познания своей и мировой истории, не были сделаны научные открытия и изобретения, воплощением которых теперь пользуется весь мир.

Итак, вопрос 1 – на какой основе были внесены эти инновации цивилизацией Запада?

Вопрос 2 – какие действительно универсальные, общечеловеческие задачи, необходимые для динамики, развития, продвижения человечества вперед решил Запад?

Особенностью развития Запада стала частная собственность, сложившаяся здесь на основе благоприятных для частного хозяйствования природных условий и длительной внешней безопасности. Проще говоря – здесь отдельная семья обеспечивала себя, справлялась с земледелием и ремеслом, не нуждаясь ни в сложных гигантских системах ирригации, ни в отдаче огромных средств на оборону.

Все институты и ценности Запада: частная собственность, рынок, налоги, культ закона как регулятора отношений в социуме, а не морали, выборность органов власти, ценности антропоцентризма, рационализма, свободы, индивидуализм, стяжание, научное познание мира, материализм, атеизм родились в первой цивилизации Запада – в Древней Греции, основанной на частной форме земледелия и ремесла. Вот тот комплекс новизны, который составляет уникальность Запада, его отличие от Востока и России.

Следовательно, рождение в это регионе планеты частной формы хозяйствования, соответствующих ей социальных институтов и ценностей жизни народов, было предназначено Западу Богом. Ему была дана другая идея, другой план развития и роль во всемирной истории.

Уже из этого очевидно, что насильственное внедрение частной собственности в условиях России всегда будет провальным, что и подтверждается всеми «приватизациями» и судьбой приватизаторов в ее истории.  Олигархам надо бы внимательнее всматриваться в эти далекие зеркала. А внедрение ее на Востоке неизбежно ведет к еще не совсем ясным разрушительным последствиям для человечества и природы планеты.

Надо особо отметить роль фактора внешней безопасности на Западе, в силу которого все цивилизации Запада, начиная с Древней Греции, осуществляли экспансию вовне, переселялись, захватывали, колонизовали другие земли. Масштабы и агрессивность ее со временем только нарастали. Крайние формы ее реализации демонстрируют современные США, которые записали в свои «улусы» все богатые природными ресурсами регионы и пренебрегают всеми нормами морали и права. Так идет фаза заката цивилизации Запада. Провидцам, посвященным всего мира ее конец был известен тысячелетия назад, когда Запад еще и не родился.

Естественно, что на основе частной собственности главным субъектом исторического процесса на Западе становится индивид – собственник. Именно он главный деятель, созидатель, творец западной цивилизации и культуры. У такого субъекта истории будет совершенно иной социум, чем на Востоке, другое отношений к природе, к другим цивилизациям и культурам народов.

Так что же дал Запад всему миру, всему человечеству на основе частного выживания и хозяйствования? В чем состоит его миссия в эволюции человечества?

Универсальными, общечеловеческими позитивными достижениями западных цивилизаций, которые взял на вооружение и благодаря которым обрел динамику и развитие весь остальной мир, стали: 1) научное познание мира; 2) новые более продуктивные технологии производства; 3) облегчение и сокращение времени труда; 4) высвобождение времени для развития; 5) увеличение продолжительности жизни как предпосылки для развития; 6) разработка новых технологий массового развития интеллектуальных способностей людей; 7) распространение западной системы образования и науки по всему миру, следовательно, распространение научных знаний о мире и самопознания человечества, возможности для его духовного и нравственного совершенствования.

Следовательно, вина Запада не в том, что он уникален, что он решал другие задачи и жил иначе, чем Восток или Россия. А в том, что он навязывает миру свои особенности как единственно возможные и абсолютно истинные, в то время как они реальны и эффективны только в его внутренних условиях развития, на индустриальной стадии бытия западного мира. Для их дублирования снова нужно эксплуатировать весь мир (Ф. Бродель).

В связи с этим, восхищаясь промышленными достижениями Китая и других восточных регионов, основанных на использовании западной системы образования, науки и технологий, нельзя упускать из виду позитивное влияние Запада на эволюцию этой части человечества. Ведь очевидно, что народы, которые не освоили этих действительно общечеловеческих достижений Запада, остались на обочине мировой истории, имеют тенденцию превратиться в «затерянные миры», которых сохранилось немало и от более архаичных стадий развития. Следовательно, роль Запада была необходимой и прогрессивной для развития человечества. Однако опасно абстрагироваться от глубины и масштабов негативных последствий заимствования Востоком уникальных институтов Запада. Сюда относится перевод миллиардов населения Востока на частное обеспечение существования за счет индустриализма, посредством постоянного производства и сбыта промышленных изделий в невиданных ранее масштабах.

Современный мир должен учитывать последствия этих новых «чудес» Востока, понимать, чем этот процесс обернется для природы планеты и для промышленных рабочих других частей мира. Если для существования небольшого частнособственнического индустриального Запада потребовалась эксплуатация ресурсов всей планеты, реализованный на Востоке индустриализм породит уже не экологический кризис, а катастрофу, необратимые разрушения всей планеты, войны народов Востока за природные ресурсы и экологически безопасные территории…

Цивилизации Востока уже лишили своими дешевыми и некачественными товарами производительного труда миллионы промышленных рабочих на Западе и в России. Какой новый тип колонизации породят они, когда производство и сбыт промышленных товаров станет единственным источником их существования(см.: Питер Наварро. Грядущие войны Китая)? Перенаселенный Восток может произвести гигантское количество искусственных изделий, но будет ли это прогрессом для человечества? Способен ли Восток дать более высокие ценности человечеству?

Итак, частное хозяйствование и связанное с ним широкое развитие индивидуальности были идеями Запада, а не Востока. В условиях могучих, часто разрушительных сил природы, отдельный человек был бессилен осуществить производство, оборону. Что мог он произвести в природных и ландшафтных условиях Востока, при мощных разливах рек, без единой системы ирригации, без постоянной обороны?

Что мог создать в условиях Востока индивид без находящихся на централизованном, гарантированном государственном обеспечении мастерских, работающих по планам государства и бесперебойно обеспечивающих армию оружием, общины земледельцев – орудиями труда?… Какая участь ждала здесь индивида, частного собственника без обеспечения единым центром власти внешней и внутренней безопасности, порядка, мира и стабильности?…

Г.Б. Хмелевская, доктор культурологии, член президиума СРН

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments