Русский язык и духовно-нравственное здоровье русского народа

  • Post category:Статьи

“Забвение корня в сознании народном отнимает у образовавшихся от него слов их естественную основу, лишает их почвы, а без этого память уже бессильна удержать все обилие словозначений; вместе с тем связь отдельных представлений, державшаяся на родстве корней, становится недоступной”

А.Н. Афанасьев

«Слово – это добро…говори слово правильно»

(Из славянской азбуки)

Сегодня в обществе сложилась сложная и крайне неприглядная ситуация, связанная с употреблением русского языка в быту, в средствах массовой информации, в экономике и в гражданских отношениях.

Такое состояние русского языка есть следствие двух процессов.

1. Энтропийного, присущего миру отупевшего сознания, являющегося следствием социально-нравственного кризиса общества, вызываемого крайне непродуманными и бессмысленными, ставящими общество в тупик, реформами.

2. Антиэнтропийного процесса творения, спасающего мир красоты, как путём поиска истоков языка и его утраченных смыслов, так и путём духовного развития человеческого сознания.

Сами процессы выражаются в виде мыслей-образов и их внешним выражением слово-образом, словочетанием. Дремлющее в человеке дерево дефектов его характера под влиянием процессов энтропии начинает свое проявление в виде искажения словосочетаний, применением агрессивной и ненормативной лексики и ведет к духовной деградации человека. Эти же процессы приводят человека в состояние дисгармонии, вызывающей чувство страха, гнева, неопределённости. Такие процессы неизбежно вызывают духовную пустоту, которая заполняется асоциальными наполнителями – алкоголем, наркотиками и другими суррогатами.

В определённой степени эти процессы связаны с информационными технологиями, объём которых в последнее десятилетие многократно увеличился.

Соотношение роста внутреннего валового продукта и объёма информационных технологий в последние годы составляет 1 к 18, в пользу последних. Налицо избыток информации. Известно мудрое выражение «Избыток информации ведёт к оскудению души». И вот парадокс. С одной стороны – гигантский объём информации, а с другой – крайне скудный словарный запас многих выпускников школ, от 400 до 800 слов, значительная часть которых является нецензурной или ненормативной лексикой. И ещё один парадокс. Сейчас уже редко где можно увидеть на заборах или стенах домов ненормативную лексику. Зато она дружно перекочевала в интернет.

Минимально необходимый словарный запас современного человека должен составлять не менее 1500 слов. Интересный факт. Лексикон произведений А.С. Пушкина составляет около 22000 слов. Лексикон самого знаменитого писателя и поэта Запада Шекспира составляет примерно 11000 слов.

Русский язык, как и любой другой, является носителем культурных, исторических и других ценностей любого народа. И забвение своего прошлого приводит к непониманию своего настоящего и неопределённости своего будущего. По сути, происходит разрыв единства прошлого, настоящего и будущего, являющегося одним из условий гармоничного эволюционного развития народа, общества.

Сегодня идёт ожесточённый спор, была ли письменность на Руси в дохристианский период? Известно, что известный монах Кирилл внёс свой значительный вклад в славянскую письменность и культуру, связанную с переводом библии. Однако он не оставил никаких сведений об использовании исходного материала, используемого для создания славянский письменности. С точки зрения здравого научного смысла на пустом месте создать одну из величайших письменностей совершенно невозможно. Величайшее открытие периодической системы элементов нашего великого соотечественника Д.И. Менделеева оказалось возможным благодаря многим и многим работам и открытиям предыдущего поколения учёных.

Следует иметь в виду, что язык народа является сложной живой системой, которая имеет свои законы эволюционного развития и никогда по хотению одного или нескольких людей не возникает. Понимая это, многие учёные из глубины веков, второго тысячелетия и нынешние пытаются доказать и показать дохристианские истоки русского языка, его многотысячелетнюю историю. Здесь и М.В. Ломоносов, и Фаддей Воланский, и Татищев, и Ю.М. Миролюбов, и академик РАЕН В.А. Чудинов, и лингвист Гриневич и многие другие. В чём корни непризнания их доводов? Скорее всего, это рабская покорность перед Западом, который выстроил свою эгоистичную историю, в которой нас просто нет. Как только оттуда последует заветное «Да» нашим «филолигянам» и «лингвистянам», так сразу наша, так называемая научная, элита скажет свое «одобрямс». Не дождётесь!

Забвение прошлого вызывает и самую страшную болезнь в обществе – «манкуртизм», которую описал в своём великолепном романе «И дольше века длится день» Ч. Айтматов. Сегодняшние «манкурты» обильно присутствуют и в нашем общество. Именно они в каждой новой эпохе злобно искажают и извращают нашу историю.

Да и вся история России, написанная тремя немецкими академиками Российской академии наук Миллером, Байером и Шлецером, говоря словами М.В. Ломоносова, полностью исковеркана и непригодна для познания нашей действительной истории. Страшно и другое. При царе Алексее Михайловиче Романове были поголовно уничтожены грамотные староверы, сожжены разрядные книги и почти все подлинники документов, касающиеся доромановского периода.

Сложилось абсолютно превратное представление о собственном прошлом и, значит, о себе самих. В этой ситуации действует непреложное правило всех наук: неверные предпосылки ведут к неправильным выводам. Российская государственность – одна из древнейших в мире, но наше национальное самосознание не простирается дальше нескольких десятилетий. Это уже не кризис, не угроза утраты национальной идентичности, а совершенное отсутствие идентичности. Мы оказались едва ли не единственным народом, лишённом своего национального духа. Надо помнить, что в основе русской цивилизации лежат два краеугольных камня: великорусская народность и православие. И хотя здание нашей цивилизации в определённой степени разрушено, но фундамент остался.

Силой, способной поднять нашу великорусскую народность на основе православия, является ничто иное, как наша, присущая русскому народу, «соборность». И нам предстоит осознать и принять постулаты нашей «соборности».

В мае 2011 года на Всемирном русском национальном Соборе в их перечень были включены: справедливость, мир, свобода, честность, патриотизм, солидарность, культура, национальные традиции и другие. Патриарх Кирилл выделил из них три главные: Вера, Родина, Труд.

Вот как рассматривают наши философы понятие «соборности».

Бердяев Н.А. – «…понятие соборности непереводимо на другие языки и связано с идеей братства людей и народов. Слияние индивидуального и общественного».

Соловьёв Н.И. – «не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над ней, а быть с ней в любовном взаимодействии».

Булычёв И. Т. – «…реальное внутреннее согласие, единодушие. Избегание крайностей индивидуализма и коллективизма. Соборность оказывается психологически тонкой, рационально почти неуловимой реальностью, той духовной субстанцией общества, которая служит латентным условием его сплочённости, самобытности, солидарности, устойчивости традиционных оснований русской традиционной общности.

Соборность это, прежде всего духовная практика. Собирают то, что ценно, а именно духовные ценности. В силу этого соборность является мощным инструментом преобразований, как личности, так и общества в целом. Происходит уравновешивание конфликтов через постоянное динамичное развитие, как личности, так и общества.

Как важно звучат для соборности слова русского философа Фёдора Гиренюка: «Каждому из нас достаточно быть русским, чтобы принадлежать человечеству».

Наши доброжелатели в скобках решили вкинуть в наш великий русский язык так называемую толерантность, абсолютно чуждую для соборности, которая, по сути, означает «добру и злу внимая равнодушно».

И всё-таки предстоит ещё осознать самую суть соборности через осознание глубинных образных смыслов русского языка. В самом русском языке собрана глубочайшая информация, содержащая в себе код созданной культуры, а это уже есть основа матрицы культуры русского народа. Вот потому-то исчезновение языковой сущности влечёт за собой и деградацию сознания, имя которому «Манкуртизм». Предстоит многое осознать, преодолеть разобщённость русского народа, отказаться от яда циничной русофобии среди самих русских, поверить в свои силы, в свою талантливость и стать на путь духовного развития.

И главное в «Соборности». Её невозможно создать искусственно, по указанию свыше, её невозможно загнать в определённые рамки, это не общество только для своих. Для её создания необходимо свободное проявление силы воли духовно свободных людей, осознающих всю полноту ответственности за все свои мысли и действия.

Вот что необходимо сделать нам, русским людям, чтобы стать на путь своей идентичности и восстановить порушенное здание нашей русской цивилизации.

В.П. Афанасьев, председатель комитета по культуре Собора русских Башкортостана

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments