Выходит в свет книжка Игумена Алексия Рождественского «Христос ждет тебя! Беседы с пещерным человеком». Там собраны рассуждения одного из современных афонских отшельников схимонаха Даниила об ИИСУСОВОЙ молитве и о Православии. Фрагмент одной из такой бесед предлагаем читателям РЗ.
…На Есфигмене лет двенадцать назад на одной из ночных служб мы заметили высокого светловолосого монаха, по виду славянина. Всю многочасовую службу он простоял не в стасидии с подлокотниками и опорой для спины, как это принято у греков, а прямо в центре храма, ни разу не присев. Когда мы отправлялись дальше, встретили этого русоволосого монаха во дворе монастыря. Им оказался серб Даниил. Так и завязалась наша многолетняя дружба. В тот раз он пригласил нас к себе на келлию на Капсале (район скитов неподалеку от Кареи административного центра Афона). Вскоре же из-за многолюдства он вскоре перебрался в более глухие места Афона. Сейчас он живет в пещере, в скиту Каруля, где регулярно в последние годы нам доводилось посещать его и живущих по соседству подвижников. Каруля примечательна тем, что её впервые стали обживать в XIX веке русские отшельники…
От административного центра Кареи с отцом Петром и Олегом мы отправились вниз к кручам Карули. Эта часть Афона отвесно уходит прямо в море. Обрыв высотой в триста и более метров. Небольшие келлии, построенные русскими монахами, как ласточкины гнезда жмутся вертикальной скале. Внутри некоторые келлии продолжаются естественной или выкопанной пещерой. Крохотные горизонтальные выступы рядом с келлиями покрыты плодородным слоем с небольшими огородиками. Земля сюда так же была принесена русскими монахами.
Чтобы добраться до Карули, нужно сойти с дороги и спускаться вниз в эту пропасть по привязанным лестницам, а где-то и по прибитым к скале цепям. Первая же пещера под цепями обиталище сербского схимонаха Даниила. Келлии у него никакой нет. Но зато пещера, в которой он обитает, довольно внушительных размеров. У её входа растет какой-то куст, зацепившись корнями за клочок почвы, а под ним обрыв метров на сто, да и под поверхностью воды вертикальная скала продолжается на десятки метров. Вода под обрывом очень прозрачная, и в глубине в солнечную погоду мерцает желтоватое морское дно.
Внутри пещера от входа расширяется в бока и вверх. Она довольно округлая в плоскости примерно десяти метров глубины и в самом широком месте десяти метров ширины. Перекрывает её неправильной формы свод, который в самом высоком месте около четырех метров. В сильные дожди из щелей свода обильно поступает вода, которая потоками стекает на пол и устремляется к выходу. Видимо именно такие потоки и вымыли за многие века это естественное помещение. Вместе с водой из недр скалы в пещеру поступает темно-красная охра, которой усыпан весь пол пещеры.
В самом дальнем конце пещеры расположен скромный иконостас сложенный из кирпича прямоугольный довольно высокий постамент, наверху которого стоят иконы. Наряду с греческими, там много и русских образов.
При входе в пещеру тут же свалена куча вещей, которая служит платяным шкафом. Камень, прикрытый одеялом, вместо стула, а деревянный ящик заменяет стол. Сидя на камне и оглядывая своё обиталище, отец Даниил говорит:
Живу как царь. А это мой трон.
Есть здесь и дверь, но служит она не по своему прямому назначению, а ложем для пещерного жителя. Дверь обыкновенная, сборная более толстые боковые филенки с перекладиной посредине, образуют два прямоугольника, в которые вставлены средники из более тонких дощечек. Спать на двери можно, но глубокого сна не дождётесь: поперечная перекладина все время напоминает о себе.
Сам же вход в помещение ничем не закрывается и не занавешивается, но при этом внутри царит первозданная тишина и своеобразный микроклимат: сюда не проникает ни летний жар, ни резкий зимний холод, хотя никакого очага или кострища внутри пещеры нет. Кстати, этот первобытный скальный уют нередко привлекает к себе змей.
При выходе из пещеры держась за цепь можно обойти скальный выступ: за ним расположена небольшая естественная площадка с очагом, некогда сложенным здешними отшельниками. На нём при желании можно приготовить простую монашескую пищу…
…Безмолвие. Три часа ночи. В звенящей тишине раздается голос:
Отець, слышь?.. Пора на молитву. Демоны меня послали сказать, что они построились и тебя ждут…
Из сонного забытья возвращаясь к реальности, начинаю вспоминать, что нахожусь в пещере на Карули. Лежу на двери, которая обычно служит ложем схимонаху Даниилу. Сам же он лег отдохнуть прямо на земляном полу, усыпанном темно-красной охрой. Даниил человек с большим чувством духовного юмора и ортодоксального оптимизма.
Отець, меня сатанишка спросил: «Где же тот православный самурай, из рук которого мы должны выбить меч?!»
Начинаю понимать, что «меч» молитва, а «демоны построились» это те искушения, которые ждут монаха в его молитвенном подвиге. Но вставать всё равно тяжело: сказываются дневные в непривычной жаре переходы и ночные монастырские бдения. Подремывая, в «утешение» вспоминаю старую солдатскую прибаутку: «Солдат, помни, когда ты спишь, враг не дремлет. Поэтому больше спи изматывай врага безсонницей». Вот и думаю себе: пусть они стоят маются и ждут, может быть, измотаются и у них не столько будет энергии…
Но тут же последовало предложение, от которого невозможно было отказаться.
Отець, поднимайся! ХРИСТОС тебя ждет!
Ночная молитва в пещере, пожалуй, само сильное и незабываемое впечатление от недавнего паломничества к древним Афонским святыня и современным подвижникам ХРИСТА ради…
…Когда ХРИСТОС вот от такой красной земли создал Адама, Даниил взял с земляного пола в руку горсть кровавой охры, ОН вдохнул ему в ноздри ДУХА, и стал человек душа живая. БОГ не хотел, чтобы ЕГО лик и подобие жили без САМОГО БОГА в своей внутренности. ДУХ это Царственное начало в человеке.
Чтобы управлять Свято-Таинской организацией Церковью, БОГ спускается в ДУХЕ на Епископа и Патриарха и в сотрудничестве с Силами Небесными водит Невесту СВОЮ Церковь. Чтобы водить Народ СВОЙ, ОН спускается в Таинстве Царского Помазания на СВОЕГО Избранника, в Котором бы ОН действовал, был в ведении Народа, который любит ЕГО.
Разве могут существовать Епископы, священники, верующие Христиане, которые такому руководству, такому УТЕШИТЕЛЮ (Третье Лицо СВЯТОЙ ТРОИЦЫ) предпочтут человека, который своими деньгами, своими риторическими мощностями и масонскими связями выбран на должность президента?!
Да, может БОГ осуществить обожение СВОИХ овец и без Царя. Даже, если захочет, без священников, без Церкви, без Литургии. БОГ, конечно, всё может. Но нам-то при всей Божественной свободе не всё на пользу. Жила Церковь первые три столетия без Православного Царя. По данным историков, во время Императора Диоклетиана было 17 миллионов Исповедников и Мучеников за ХРИСТА. Но отрекавшихся от ХРИСТА было около 32 миллионов. И жила Церковь. Жили балканские народы без своего Царя четыре столетия под турецким игом. Живет Церковь ИИСУСОВА и в Америке, и в России под еврейским игом. Но какая же это жизнь?!
Как нам, сербам, было тяжко без Царя под турецким и коммунистическим игом, мы знаем. Да, может монастырь существовать и без игумена, может и корабль плыть без капитана. Может и армия существовать без генерала как шайка разбойников… Может и Народ жить без Хозяина, в Котором живет БОГ. Но разве страну без Православного Царя можно в полном смысле назвать страной Православной?! Душе Христианской нужен видимый Образ ЦАРЯ Небесного на троне Славы СВОЕЙ, чтобы утешаться, доколе в конце веков на облаках не приидет ПЕРВООБРАЗ.
Литургия может быть совершена и в конюшне. Но ДУХ СВЯТОЙ вдохновил нас делать это в золоченом храме. Страна может быть водима и гладко бритым человеком в галстуке. Но душа Христианина чувствует, что на бородатом Человеке-Вожде должна быть Корона с Крестом. Этого наше сердце ищет.
Доколе жена имеет мужа, другой ее не может брать. Доколе на планете существует Образ ЦАРЯ Небесного земной Православный Царь, то еврейский зверь не может воцариться.
Разве Православный Царь масонам мешал? Почему они так истерически поубивали всех Православных Царей? Что разве из этого непонятно, что это дьяволу Православный Царь мешает?! Разве непонятно, что Удерживающий в человеке есть ДУХ, а в стране Православный Царь?!
Не столько важно, сыне БОЖИЙ, воскресим ли мы Православный Царизм. Это уже был бы дар БОЖИЙ нам. Но важно то, что жажду Православного Царизма ГОСПОДЬ найдет в нашем сердце на мытарствах. Раз мы здесь на земле жаждем Образ БОЖИЙ, мы уже победили. Наша победа в ДУХЕ!..