Беседа с генерал-полковником Леонидом Григорьевичем Ивашовым, вице президентом Академии геополитических проблем, председателем Военно-Державного Союза, исполняющим обязанности председателя Союза Русского Народа.
– У каждого к идеям патриотизма, к русской идее – свой путь. Хотелось бы узнать, как вы лично пришли к осознанию необходимости того, что вы делаете сегодня? Я имею в виду деятельность Военно-Державного союза и Союза Русского Народа.
– Я человек советской эпохи, верил в нее, более 30 лет был членом КПСС и ни о чем в своей судьбе не жалею. Представьте себе: деревенский паренек, который после окончания школы нашел возможность выбирать: поступить в институт или стать военным. На мой выбор, наверно, повлияло то, что я человек послевоенного поколения. Победа, много людей в военной форме, отец в гимнастерке с солдатским ремнем… поэтому, когда пришел в школу представитель военкомата и предложил подумать, я выбрал училище, которое было мне ближе – Ташкентское общевойсковое командное.
Передо мной были открыты возможности для служебной карьеры, которую можно было делать с соблюдением таких факторов: во-первых, быть честным постоянно совершенствовать своим знания и, безусловно, иметь волевые качества, которые должен проявлять офицер. Наверное, в какой-то мере все это у меня было, и я сложился таким, каков и есть…
Приход в сферу общественной политики скорее всего связан с событиями конца 80-х – 90-х годов, когда порушились те принципы, на которых базировалась моя личность. И самым страшным для меня было, то, что, начиная с Горбачева, а затем Ельцина, у нас в стране стали строить жизнь на принципах несправедливости, бессовестности, лжи. Это вызывало во мне полное неприятие. Нас, командиров учили: то, что думаешь, то – делаешь. Сегодня же думают одно, говорят другое, делают третье…
Занимаясь научной деятельностью, я стал задумываться о том, что же произошло в 1917 году и что происходило позднее. Моя кандидатская диссертация как раз была посвящена исследованию периода между Гражданской и Великой Отечественной войнами. Изучая архивы Октябрьской революции, я обнаружил протоколы допросов Чрезвычайной комиссией офицеров Белой Армии. На вопрос: «Почему вы воевали на стороне Белой Армии?» – офицеры отвечали: «Я давал присягу Царю и Отечеству и не мог ее нарушить! И у меня невольно возник вопрос: а кто же прав? И появилось желание докторскую диссертацию написать по проблемам Белой Гвардии. Но будущий демократ генерал Волкогонов, тогда заместитель начальника Главного политического Управления Советской Армии, дал заключение министру обороны, что тема интересная, но может нанести ущерб морально-психологическому состоянию Советской Армии.
Но тема эта глубоко засела в душе, и я попытался в ней разобраться. И постепенно пришел к выводу, что победа Красной Армии в Гражданской войне, как и сама революция – эта огромная трагедия. Затем я стал осмыслять, а кто же явился субъектами революции и этой войны. Да, действительно, были революционные настроения масс, Первая мировая война наложила свой морально-психологический и социальный пласт на сознание русских людей. Они были настроены на то, чтобы изменить ситуацию в стране без свержения монархии, без революции. Но нашлись шустренькие люди и нашлись деньги, которые были ввезены в Россию из-за границы. И когда посмотришь на состав высшего органа, который был тогда сформирован: Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, возглавляемый Свердловым, – из 19 человек не было в нем ни одного русского. Посмотрите на состав правительства – то же самое. Ни одного русского политкомиссара в Красной Армии не было. Были армяне, грузины, представители других национальностей. Когда это осмысливаешь, то приходишь к выводу, да, были революционные настроения среди русского народа. Но кто воспользовался плодами? Затем не случайно весь сталинский период нашей истории мы наблюдаем постоянную борьбу с проявлениями «русского национализма».
Все это привело меня к выводу, что каких-то аморфных государств, за редким исключением, таких, как Соединенные Штаты – не бывает. Государство базируется на одном этносе, или симбиозе нескольких этносов. А так, чтобы в многонациональном государстве, где одни составляют более 80 процентов населения, а другие всего лишь несколько процентов, существовала равная ответственность за судьбу страны – такого не бывает и не должно быть. Поэтому говорить о равноправии народов, о многонациональности в формировании государства при таком соотношении этносов – по меньшей мере, не серьезно.
Это то, что Гумилев называл «химерой». Почему так произошло, почему русский народ уравнен в правах с бурятами, якутами и т.д. Все они замечательные люди, которые выросли в формате русской цивилизации, но они не могут нести ответственность за происходящее в стране, за ту же безопасность, например. Именно русский народ должен нести ответственность за судьбу страны, за ее безопасность, за судьбу всех народов, населяющих Россию. Никто другой это просто не способен сделать.
Теперь становится понятным, почему самосознание русского народа всегда держали под прицелом. Когда подавляется основной этнос, дезорганизуется, превращается в серую массу, то наиболее ловкие и шустрые люди способны отнять у него природные богатства, навязать свои критерии культуры и нравственности.
Русский народ сегодня трудно назвать народом, в строгом смысле этого слова. Скорее всего это народонаселение, пусть простят меня за грубое сравнение, некая серая биомасса, которая забывает свои исторические корни, в большинстве своем не впитывает в себя свою многовековую культуру, православную традицию, на которой всегда строилась духовная жизнь. Поэтому такой народ легко управляем.
– Вспоминаю фразу из школьного учебника истории: «…создана новая общность – советский народ». И мы все, не задумываясь, повторяем эти слова…
– Советское общество было выстроено на основе русской культуры и традиции. К сожалению, была убрана православная традиция, но оставалась общая для всех народов России объединительная идея, которую, прежде всего, поддержал русский народ – идея социальной справедливости. Но затем произошло, то, что еще в 1929 году предполагал наш зарубежный соотечественник Георгий Федотов:
«…Когда национальные меньшинства будут подняты до уровня русского народа и их полуэлита поднимется и уравняется в правах с русской элитой, то тогда эти малые народы будут рвать тело России на части…» Что мы, собственно говоря, теперь и наблюдаем.
Мы подняли окраины бывшей Царской Империи до уровня русского народа, и они стали даже по своему статусному положению выше русской элиты. Через интернационализм, через объявление советской общности был вытравлен русский национализм.
Скажу откровенно, когда-то я считал, что национализм – это плохо. Но когда углубляешься в научные знания, то начинаешь понимать, что ни одна нация, ни один народ не сформировались без национализма. Именно чувство национализма дает толчок к формированию нации. Национальное самосознание, чувство локтя, чувство сопричастности к общему делу, общей идее и цели – все это формирует нацию, а не наоборот: стремление разоружить русский народ в его самосознании и создать некое аморфное государство.
Когда говорят о причинах распада Советского Союза, то приводят различные экономические, социальные причины. Я убежден, что распался Союз из-за того, что не было государствообразующего народа. Он существовал, но был опущен ниже статуса национальных окраин. Именно в этом – одна из причин.
Когда говорят, что Вы русский националист – я этим горжусь. Потому что только у нас это слово ругательное. В большинстве стран мира национализм – это гордость за свое отечество, гордость за принадлежность к нации, любовь к своей земле, культуре, истории. Это чувство у нас вытравили. Сказал громко: «я русский – и уже тебя подозревают в фашизме. Почему эти понятия ставят рядом? – Чтобы не дать возродиться русскому самосознанию.
– Мы живем в очень лукавое время, когда происходит подмена понятий. И нашим современникам, в особенности молодежи, которой нынешние постулаты не с чем сравнивать, чуждые понятия успешно прививаются. Но что отрадно: постоянно приходится констатировать, что стремление к объединению, решению сообща жизненно важных проблем не вытравилось у людей за последние годы. Это желание, по-моему, наоборот обострилось. Это по всему чувствуется. И все мы сегодня, патриоты нашей Родины, искренне переживаем – по какому пути пойдет Россия, русский народ? Проще всего, как мне видится, обвинять кого-то, призывать к очередной борьбе с врагами. Путь этот большевистский и, скорее всего, бесперспективный, хотя может быть и более легкий и привлекательный. Нас за годы советской власти приучили к тому, что надо обязательно с кем-то (или с чем-то бороться).
Для того, чтобы осознать свою причастность, свою вину в том, что со всеми нами сегодня происходит, и выбрать путь утверждения, а не отрицания, созидания, а не безплодной борьбы, каждому из нас предстоит еще немалый путь духовного становления. Именно на созидании и можно что-либо выстроить, особенно в наше сложное время.
– Чем больше углубляешься в историю, тем больше появляется оптимизма. Триста лет золотоордынского ига. Казалось, за три века все русское можно было вытравить. Ничего подобного. Возьмем, к примеру, Индию. Столетия английского владычества, а индусы сохранили свое самосознание, свою систему ценностей.
А что происходит сегодня? США принесли «демократию» в Ирак, вкладывают громадные деньги, приговорили Саддама Хусейна к смертной казни. Показательны также события в Сербии, Афганистане. Борьба из стадии борьбы за территории переходит в борьбу за свою веру, свою идентичность. Буш потерпел поражение, которое ему нанесли не американцы, а антиамериканские настроения во всем мире… Сегодня можно часто услышать слова о колонизации России и бесперспективности ее дальнейшего пути. Нам пытаются навязывать чуждые нам ценности, совесть заменить на выгоду, справедливость на инициативу и т.д. Я оптимист и вижу, как у нашего народа начинают распрямляться плечи. Главное сегодня – это возрождение русского самосознания и конструирование русского народа, т.е. его самоорганизации. Это на нынешнем этапе – главная задача. И все усилия должны быть направлены на то, чтобы сегодня, грубо говоря, вбить в голову русским людям простую истину – что они русские. Если они русские и на русской земле – то они ответственны за все, что происходит, и никто другой.
Во время Великой Отечественной войны белорусские партизаны считали территории, занятые фашистами временно оккупированными, леса же они считали советской землей. Да так их и не отдали врагу!
Нам всем надо понять, что мы русские, это наша земля, и мы отвечаем за все. Что нужно для этого сделать? Лозунг, который я предлагаю: русская ответственность – русская власть, т.е. осознание ответственности за свою судьбу, формирование этого сознания, и далее установление русской власти. Другой в России быть не может.
Русский человек – это русский, прежде всего, не по крови, а по духу. Разве можно называть русскими людей, занимающих государственные посты и которым безразлична судьба простого народа, судьба наших лесов, полей, рек. Они готовы все продать, вывести за рубеж.
Русский человек, член Союза Русского Народа – представитель русской цивилизации, тот, кто впитал русскую культуру, русскую православную традицию, принципы, на которых основывались наши предки: справедливость, товарищество, любовь к ближнему.
– Помню как за два дня до своей смерти владыка Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский в телефонном разговоре со мной подчеркнул: «Пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, ничего хорошего нам сделать не удастся…» И действительно этот бес разъединения настолько укоренился во всех православных и патриотических организациях, что люди думают не о том, как объединить народ, а как себя показать на фоне красивых разглагольствований…
Примечательно также, что лозунги, которые еще несколько лет легли назад были ругательными: патриотизм, державность используют в своих выступлениях власть предержащие. И это не так уж плохо. Рано или поздно, но это повлияет и на их самосознание. Статистика утверждает, что более 80 процентов населения России считают себя православными. Но одно дело считать, а совсем другое – быть. Только осознав себя верующим, православным человеком и можно получить ту внутреннюю систему координат, на которой можно что-то хорошее выстроить. А если мы будем просто растекаться по древу и говорить, что мы русские – государствообразующая нация, то вряд ли что сдвинется: «Без Бога не до порога», – как любит говорить наш известный старец архимандрит Кирилл (Павлов). Как-то в разговоре он подчеркнул: «Если бы все русские люди, хотя бы на миг поверили в существование Бога, как бы чудесно Господь устроил и изменил все на земле!..
Но мы в большинстве своем упорно не хотим понять эту простую истину.
– Во-первых, мы живем в переходный период от советского безбожия к православной вере. И это закономерный процесс. Как можно обвинять в атеизме ветеранов Великой Отечественной войны, которые защищали нашу Родину, отдавали за нее свои жизнь и здоровье. Моим духовником был митрополит Питирим. Когда я ему сказал, что я, крещеный, был много лет членом партии, он ответил мне: «Вы своими действиями, своими поступками, своей позицией – более православный, нежели некоторые другие…» Есть система духовных ценностей, история которых базируется на православии. И если человек в своей жизни придерживается этих ценностей, но редко ходит в Церковь, нельзя его отлучать от православного мира. Наверное, нужен какой-то шаг, который приведет его к истинной Вере. Ветераны, советские офицеры, простые советские люди – они гораздо ближе к Господу Богу, чем те, кто стоит со свечой на торжественных богослужениях, посещает Церковь, строит храмы и тут же безсовестно обворовывает свой народ.
Что касается разъединения. Да, действительно есть бесы, есть провокаторы, засылаемые в православную среду, есть люди, которые используют православие для своей личной выгоды. В нынешней ситуации в стране иного и быть не может.
Збигнев Бжезинский в начале 90-го сказал сакраментальную фразу: с коммунизмом покончено, на очереди – православие. Противник очень силен. Он использует все возможности для того, чтобы постоянно в головах людей держать сомнение. Сегодня все направления по восстановлению нашего самосознания очень важны, если они конструктивны, не провокационны.
Все основные размолвки и противоречия в патриотическом лагере происходят из-за того, что еще не сформулировали главную задачу, не выработали идею. Вячеслав Михайлович Клыков постоянно говорил об этой идее, но она не отложилась, по-видимому, в умах людей. И нет сегодня того, что мы в армии называем штабом, который бы планировал нашу стратегию и тактику. Мне кажется, что предстоящий съезд Союза Русского Народа, дай Бог, чтобы он прошел удачно, сможет сформулировать задачи Союза, обозначить цель, принципы стратегии и тактики, вокруг которых смогут объединяться все, кто считают себя русскими.
– Какова же, по-Вашему, главная идея, которая может объединить русский народ?
– Главная идея, как я ее вижу – это русский мир, русская ответственность, русская власть, православная вера. Вот, что нужно усвоить нам в первую очередь. Формирование русского мира через русское сознание, формирование русской ответственности, убеждения, что мы, русские, ответственны за все, что происходит и с другими народами, проживающими на российской земле. А для того, чтобы нести ответственность – нужны полномочия, русская власть. Не обязательно всех менять. Многие губернаторы сегодня – это русские по духу люди, много делают, что в их силах. Нужно только наделить их русскими полномочиями. И конечно, для того чтобы мы шли в правильном направлении, нужно обязательно строить всю свою жизнь на основе православия.
Если удастся сконцентрировать силы русского народа на этом направлении и сформировать Союз Русского Народа как духовно-политическое общенациональное надпартийное ядро, тогда мы сможем предложить стране и русский проект в экономике, духовно-нравственном оздоровлении общества, образовании и других важных направлениях.
Это не будет означать, что мы замкнемся, изолируем себя от внешнего мира. Мы будем брать все лучшее, что наработано другими цивилизациями, делиться своими опытом с другими, прежде всего в духовном плане.
Мы будем строить свою Державу. Сущность самодержавия сегодня не заключается в немедленном установлении монархического правления. Быть державой сильной, мощной, со своими духовными ценностями, быть самостоятельной страной, влиять на мировые процессы, защищать свои интересы везде – вот, по-моему, в чем сущность самодержавия сегодня. В то же время не нужно делать православную веру государственной идеологией, но всю жизнь России поставить на традиции православных ценностей. Нужно сделать совесть главным принципом всей деятельности институтов власти, бизнеса, жизнедеятельности всего народа. И это будет означать, что мы – православная держава. Уваровская формула «православие – самодержавие – народность» заслуживает быть сегодня актуальной. Но необходимо учитывать реалии нынешнего времени. Какая форма государственного правления будет – это покажет время, и решит народ. Главное, чтобы глава государства соблюдал традиции, был выразителем и защитником чаяний русского народа, служил ему верой и правдой. То, что происходит в России сегодня, долго продолжаться не может. Но виноваты во всем этом мы, русские.
– Когда Вы говорили о совести, я вспомнил слова горячо любимого всем православным народом архимандрита Кирилла (Павлова), которые прозвучали в ответ на вопрос одного священника, участвовавшего в нашей беседе: «А как же с неверующими разговаривать?» Он просто ответил: а совесть ведь у каждого есть…»
О совести, может быть, и стоит прежде нам всем вспомнить. Конкретные созидательные программы, которые, несомненно, появятся у Союза Русского Народа, должны пробудить наш народ от спячки, от повального пьянства, от всего того, что мешает ему проснуться и воспрять духом, созидать разрушенную душу нашей любимой Державы через покаяние и сердечную молитву.
– Да, цивилизационным кодом нашей России является Совесть. Совесть должна стать главной Конституцией, главным законом. У русской цивилизации главное право – это моральное. Возвращение моральных ценностей под эгидой главного закона – совести – это одна из важнейших задач Союза Русского Народа.
Беседу вел Андрей ПЕЧЕРСКИЙ