То, что быть кандидатом на выборах губернатора Пензенской области у нас может только представитель политической партии, оказывается, ещё не окончательное попрание Конституции РФ. Недавно выяснилось, что к выборам допускаются кандидаты только от тех партий, которые угодны власти и удостоены чести выступить в качестве соперника “Единой России”, получив от неё благословение и необходимое количество голосов периферийных депутатов для прохождения муниципального фильтра. Иным же гражданам даже не дозволено и подписи в районах самим пытаться собрать…
Не следует, видимо, лишний раз упоминать о том, что в соответствии со статьёй 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Единороссы Пензенской области давно этой статьёй подтёрли одно место, когда приняли закон о выборах губернаторов, которым предусмотрено, что на должность первого лица региона имеют право претендовать только выдвинутые партиями лица, а остальные, как в своё время заявил бывший председатель Заксобрания Александр Гуляков, могут оказаться неадекватными личностями. Про господ с фальшивыми дипломами он ничего не говорил, потому что эти господа выдвигаются партиями, а значит, по определению умнее нас, дураков, которые дипломы не покупали, а зачем-то учились.
Как известно, своих кандидатов изначально выдвинули пять партий. Это, разумеется, “Единая Россия”, от которой идёт Иван Белозерцев, назначенный президентом в мае исполнять обязанности губернатора. Это депутат Госдумы от КПРФ Владимир Симагин, которому, скорее всего, партия велела, сам бы не пошёл. Это представитель ЛДПР Жиганша Туктаров, депутат Пензенской городской думы, вошедший туда с копией фальшивого диплома юриста. Также “Справедливая Россия” выдвинула в техническом порядке своего бывшего престарелого члена Геннадия Ерошина, лишь бы как-то обозначиться в политическом поле, а ещё партия “Родина” высунулась зачем-то со своим кандидатом Владимиром Попковым. И всё было мило и скучно, ничто не предвещало никаких отклонений от сценария предстоящей процедуры так называемых выборов. И даже в некий опросный лист, сочинённый в недрах областной власти для видимости мониторинга и как бы интриги, вошли только эти пять персон.
Но в последний момент документы в облизбирком принёс Александр Фроленков – по сути самовыдвиженец, которому в силу запрета действия Конституции РФ на территории Пензенской области дорога в губернаторы была закрыта. И ещё потому, что он активист общероссийского общественного движения “За национализацию и деприватизацию стратегических ресурсов страны” и участник ИГПР “За ответственную власть”. Оппозиционер, короче говоря. Но он решил сыграть по их правилам и выдвинулся от всероссийской политической партии “Честно” – нашлись люди, независимые от “Единой России”, не побоялись гнева власть имущих. В отличие от некоторых других партий, которые моментально отказали Фроленкову в выдвижении, признаваясь в том, что их фактическое единороссовское руководство сие не одобрит.
Итак, документы шестого “непланового” кандидата были приняты, и вот с этого момента келейный ход избирательной кампании стал предметом гласности и скандала. Ибо для регистрации нужно было ещё представить в облизбирком не менее 270-ти заверенных нотариусом подписей депутатов муниципального уровня – пройти так называемый муниципальный фильтр.
И что это такое – муниципальный фильтр? Это мнение каждого депутата районных советов, сельсоветов насчёт того, достоин ли претендент на губернаторство участвовать в выборах в роли кандидата или пошёл он куда подальше. Разумеется, это должно быть личное мнение, которое корректируется партийной принадлежностью депутата. Иными словами, в силу того, что абсолютное большинство муниципальных депутатов являются членами “Единой России” (иначе бы и депутатами не стали), этот муниципальный фильтр должен пройти только кандидат-единоросс. И выборы тогда должны быть только при одном кандидате, что делает их нелегитимными.
Но избирательными процессами у нас рулят относительно адекватные люди, и глава облизбиркома Николай Тактаров во всеуслышание заявил, что единороссы должны поделиться голосами своих депутатов с другими партиями. То есть мнения депутатов-муниципалов стали неким предметом договорных отношений, и плевать, что думает сам человек, в данном случае он никакого мнения иметь не должен, а просто поставить своей рукой закорючку за кого укажут…
Так оно и произошло. Слишком ретиво вдруг “набрали” голоса мундепов коммунист Симагин и жириновец с фальшивым дипломом Туктаров, причём по максимуму – каждый предоставил 283 подписи, причём оба в один день. Потом также в один день по 283 подписи принесли и Попков с Ерошиным. И даже вперёд единоросса Белозерцева – вот мол, какая у нас демократия и честность, постарались, побегали, а единороссы даже своего кандидата как бы пока в сторону подвинули, всей гурьбой расписываясь за коммуниста и либерала-неюриста, бывшего эсэра и назначенца доселе мало известной кому “Родины”… Интересно, а муниципальные депутаты, которые рекомендовали своими подписями двоих последних, знают ли, кто это такие? Видели их хоть раз в лицо, слышали что-нибудь про ту же партию “Родина”? А эти вышеназванные господа при одном товарище, наверное, строем ходили отлавливать мундепов по деревням и сёлам, что одновременно в облизбирком явились чуть ли не вприпрыжку? И даже нотариусы успевали подписи заверять…
Кстати, о нотариусах. Есть предположение, основанное на приватных разговорах с поставившими подписи муниципальными депутатами (есть и среди единороссов порядочные люди), что они в глаза не видели никаких нотариусов. И как эти, которые нотариусы, заверяли подписи, не видя перед собой ни гражданина, ни его паспорта, в общем-то интересно было бы узнать. Но если это даже так, то проверкой такой ситуации не будет заниматься ни прокуратура, ни облизбирком. Ибо зачем? У нас и без того изначально Конституцией РФ подтёрлись, сочиняя ещё три года назад сценарий выборов губернатора Пензенской области…
Насчёт Александра Фроленкова, естественно, никакой разнарядки в районы не поступало. Но он со своими помощниками наведался в некоторые районы области, чтобы честным образом собрать подписи тамошних депутатов, как это положено. Разумеется, нужно как-то найти этих самых депутатов. И вот тут выяснилось, что без разрешения сверху никаких подписей ему давать не велено… В районных администрациях, организовавших в рекордные сроки сбор подписей за тех, кого надо, категорически отказались предоставлять Фроленкову координаты своих депутатов и называть их имена. Ссылаясь на то, что не имеют права раскрывать персональные данные. То есть районные депутаты вовсе не публичные люди, а некие засекреченные от своих избирателей персоны. В облизбиркоме тоже ничего не дали, ссылаясь на районные администрации, главы которых то ли по недомыслию, то ли умышленно, но выставляют и свою партию, и своего кандидата в неприглядном свете, создавая поводы для раздувания скандала.
Вся комедия с прохождением муниципального фильтра была предсказуема ещё тогда, когда этот барьер единороссы только придумали. Но надо было удостовериться в том, что никаких свободных выборов у нас давно нет, что власть сама себя назначает. И что она, власть, боится “непланового” Фроленкова, причём не потому, что он сможет стать губернатором и многим придётся просто ударяться в бега, как это уже было однажды, когда всё шло к тому, что губернатором может стать коммунист Виктор Илюхин. Допустить Фроленкова к выборам боятся совсем по иной причине.
Всякие выборы – это не столько стремление соревнующихся граждан занять какой-то пост, сколько желание определить свой истинный рейтинг на будущее. Бесплатный мониторинг доверия народа, так сказать. Например, коммунистам это губернаторство явно до одного места, на этой должности пахать надо и отвечать за свои слова и поступки, им просто репетицию выборов в Госдуму провести нужно. Так вот, если на эти выборы допустить Фроленкова в качестве кандидата, то голосование покажет, насколько значима в регионе так называемая несистемная оппозиция. И ладно, если наберёт голосов с гулькин нос, как жириновец Ищенко на минувших выборах в Гордуму! А если оппозиционер вдруг на губернаторских выборах наберёт солидный процент, да опередит некоторых технических кандидатов? Как тогда ответственным чиновникам рапортовать в Кремль, что народ пензенский любит власть, а всех инакомыслящих якобы ненавидит в соответствии с установками партии и правительства? Эдак и должностей лишиться можно… Нет, Фроленкова они к выборам не пустят, костьми лягут, ибо вопрос собственного благополучия на кону…
Сложившаяся ситуация с попранием Основного закона на территории Пензенской области, да и в других регионах – это следствие грязных выборов в Госдуму в декабре 2011 года. Именно там весь корень зла. И если глава облизбиркома Николай Тактаров начнёт выяснять, видели ли муниципальные депутаты нотариуса, когда у них собирали подписи, он сам скоро забудет дорогу в облизбирком. Кто назначает, по большому счёту, всякие избиркомы, судей и прокуроров? Те, кого к власти приводит “Единая Россия”, устами своих лидеров цинично заявляющая, что она в ответе за всё… И в Пензе основные дирижёры всей этой антиконституционной вакханалии сидят вовсе не в “желтом доме”, а в неприметном скромном домишке №16 по улице Гладкова.
О губернаторских выборах больше говорить не стоит, дело это решённое даже в том случае, если люди на выборы просто не придут. Через год другая пьеса, но не премьера – выборы в Госдуму. Вот тогда будет решаться судьба страны. И снова туда пролезут те же лица… Потому что избиратель в России пассивный, потому что выборы там идут по принципу кота в мешке, то есть по партийным спискам, в которых как раз и значатся всякого рода “российские Псаки” и спортсмены с артистами в качестве свадебных генералов для пассивного нажимания нужных кнопок.
А всего-то и надо провести массированную и жесткую контрагитацию перед теми выборами, чтобы в первую очередь значительно ослабить в Госдуме влияние единороссов, а во вторую – выпроводить оттуда и их давно засидевшихся на бюджетных хлебах сателлитов – коммунистов, либералов и эсеров. И когда парламент будет представлять собой разношерстную команду из многих новых партий, а ещё лучше состоять в большинстве из одномандатников, тогда поменяются законы, тогда правоохранители займутся вопросами соблюдения Конституции РФ в регионах, тогда Александр Фроленков, как и все граждане, может участвовать на равных в губернаторских выборах.
Но это вопрос будущего, а пока имеем то, что имеем. И эти, которые сейчас в Госдуме, прекрасно осознают, какие печальные перспективы их могут ждать. И тоже готовятся – уже проталкивается законопроект о расширении полномочий полиции, когда стражи порядка могут шмонать любого на улице и врываться в жилище, а самое главное, стрелять в народ, особо не напрягаясь в раздумьях, законно это или нет. А ещё родилась там идея в головах, сразу у всех, единороссов, коммунистов и либералов, придумать уголовную ответственность с отсидкой на 10 лет за некую “антироссийскую пропаганду”. Совершенно понятно, что не о защите Родины идёт речь, а об усмирении возмущённого народа после будущих таких же грязных выборов в Госдуму…
Теперь вопрос к организаторам действа под названием “выборы губернатора”. Или совет, как хотите. Если уж такая установка партии, чтобы на выборы прошли нужные кандидаты, зачем так топорно всё творить и смешить публику? Ума что ли совсем нет, или цинизм захлестнул по уши? Могли бы и разрешить мундепам давать свои подписи “неправильным” кандидатам, и не было бы никаких вопросов. Дело было бы только в достижении, а точнее, в недостижении необходимого количества голосов, что запросто регулируется в нужном диапазоне, и всё чисто, гладко и демократично… А то ведь письмо президенту пошло про этот шулерский расклад при штурме муниципального барьера, до огласка на весь белый свет. Хотя единороссам не привыкать, они же тут хозяева жизни. Пока…
Итак, некоторые выводы.
Изначальный смысл этого самого муниципального фильтра заключался в том, чтобы придать значение и политический вес низовым слоям представительской власти, поднять авторитет депутатов районного уровня. Чтобы политические объединения, борющиеся за власть в регионе, создавали себе основу и некую вертикаль своего влияния. И это, в общем-то, логично, хоть и вовсе не соответствует Конституции РФ. Но единороссы извратили это дело до полного абсурда – это ведь всё равно, что на поле боя делиться с врагом патронами, дабы придать схватке вид настоящей войны, а не бойни, это всё равно, что на войне поделиться с противником частью своей армии, потому что у того остались только знамёна и барабан… И какой противник более симпатичен, тому и рука помощи, чтобы сообща придушить того, кого вместе не любят. Вот такой вот теперь истинный смысл муниципального фильтра.
Теперь о противнике. Если с жириновцами и эсерами давно понятно, под какую гармонь их танцы, а про мелочёвку типа “Родины” и говорить-то не стоит, то КПРФ показала теперь своё истинное лицо, приняв милостыню от “Единой России”. Авторитет партии значительно укрепился бы, если бы не взяли ни одной подаренной подписи и сошли бы с дистанции с гордо поднятой головой и чувством моральной победы, тем самым поставив единороссов в полный ступор у рычагов избирательного процесса. Так ведь нет… В общем, коммунисты выборы всё равно не выиграют, но уже проиграли морально, и должны иметь совесть, чтобы перестать себя именовать оппозицией. Не может быть оппозиция на прокорме у своих противников и в положении лежачего, которого не бьют, но по нему ходят и вытирают ноги! И не нужно только оправдываться, что для победы все средства хороши, что это хитрый политический ход, чтобы врага побить его же оружием. Не прокатит – само понятие муниципального фильтра ставит граждан в неравное положение, и коммунисты, приняв правила игры от единороссов, с этим принципиально согласились. Ибо в общей лодке плывут, раскачивать нельзя…
Виктор Шамаев