Высокие тарифы на проезд в городском транспорте Пензы – это нормально, правильно и надо бы ещё больше, но всё впереди. Таков итог разгоревшихся недавно страстей по поводу высокой стоимости общественного транспорта в нищей Пензе, и, собственно, иного ждать и не стоило. Ибо пересматривать тарифы на понижение во исполнение указания вышестоящего руководства для ответственных чиновников равносильно тому, что подписать себе приказ на увольнение за некомпетентность и лоббирование интересов местных акул капитализма. Итак, чиновники с бизнесменами хором прокричали народу, чтобы замолк…
Для начала напомним, что 20 июля перед зданием Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области активисты движения “Поколение нового времени” провели акцию протеста против высокой стоимости проезда в общественном транспорте. Пикет проводился с целью призвать чиновников ведомства Натальи Клак выполнить в срок указания врио губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева ещё раз пересмотреть тарифы, ибо частные перевозчики надули областную власть и не выполнили условий по повышению зарплаты водителям и кондукторам – таковы конкретные причины, а не просто измышления на предмет того, что “как бы надо пересмотреть, оценить и взвесить, да найти пути решения”. Срок был дан недельный, и, предвидя, что чиновники по обыкновению затянут, а то и плюнут на это дело, именно через неделю активисты проводили пикет под окнами кабинетов ответственных чиновников…
Сразу надо отдать должное Наталье Клак – она не последовала примеру своих коллег из других властных кабинетов и отнеслась к событию серьёзно и ответственно, а не махнула рукой на всяких там безобидных протестующих, как это почти всегда бывает в Пензе. Судя по всему, она народ уважает, тем более, помнится, сама ездила в маршрутках как-то, пассажиров считала. В общем, организаторы в короткий срок получили подробный ответ на свою петицию. Ответ про то, что тарифы обоснованные и никакому пересмотру в сторону понижения не подлежат…
Иного и не ждали – если бы Наталья Клак сообщила, что в расчётах допущена неточность, что где-то что-то не учли, и что мол, извините, граждане, исправимся, то это было бы равносильно заявлению об уходе с должности по собственному желанию за непрофессионализм. А такого решения, надо полагать, никто в голове и не держал. Потому истинный смысл исполнения указания врио губернатора ещё раз проверить тарифы – ещё раз сказать, что всё правильно и честно.
Как сообщается в документе, рост тарифов обоснован рядом объективных факторов. Это рост стоимости дизельного топлива, электроэнергии, запчастей и всего прочего. А также, что зарплата водителей была заложена всего в 17 тысяч рублей… Насчёт того, что перевозчики обещали поднять её в случае увеличения тарифов до 25-ти тысяч, но обманули, почему-то ни слова. А также всякие там новые расходы на страхование и т.д. Со всеми приложениями, в том числе и сравнительной таблицей стоимости проезда в соседних регионах, где почему-то скромно пропущен Саранск с его очень дешёвым транспортом. Ну ладно, пропустили по рассеянности. Зато есть Ульяновск с 17-ю рублями, Чувашия, где билет в автобусе стоит 16 рублей, Оренбург также при 17-ти рублях… Саратов, где днём 15 рублей, а ночью – 18 рублей. И богатые Казань и Нижний Новгород, где стоимость проезда 20 рублей, также как и в нищей Пензе… Только Самара, где средняя зарплата почти вдвое выше пензенской, а водитель автобуса получает более 30 тысяч, зашкалила до 23 рублей.
В этих городах, стало быть, тарифы не обоснованы рядом объективных факторов? Там не подорожала солярка, там дешёвые запчасти? А Пенза – отдельное государство за железным занавесом? Короче говоря, ответ Натальи Клак сам не обоснован никакими объективными факторами, потому что в городах, где есть разумная власть, не идущая на поводу у всякого рода депутатской бизнес-мафии, нет никаких фоминых, кривозубовых и лисоволов…
И теперь о реакции этих вот господ, которые плачут, что именно в Пензе дорогое горючее и запчасти, и что они на грани разорения, но во спасение города бросать столь “неприбыльный” бизнес не желают, ибо сильно любят народ. В автобусах на маршрутах, принадлежащих транспортным магнатам, распространяется недавно появившаяся газета “Горожанин”. Это издание, судя по содержанию и месту распространения, выражает интересы как раз пензенских бизнес-депутатов, потому именно в этой газете одновременно с появлением на свет ответа Натальи Клак и появился ответ со стороны толстосумов под заголовком “Без вины виноватые”. Название статьи красноречиво говорит, что дальше можно не читать, всё понятно. Короче говоря, во всём виноваты чиновники, власть некомпетентная, все знали о том, что когда-то общественному транспорту в Пензе придёт конец, деньги куда-то девались из казны, а они, бизнесмены, белые и пушистые, самоотверженно и почти за свой счёт спасли город. А неблагодарные жители им памятник не поставили… Кому очень интересно, то почитайте, в автобусах эта газета пачками на окнах висит…
Ответ буржуев также не принимается по той же причине, почему в Ульяновске проезд всего 17 рублей. Там, повторюсь, нет таких “спасителей” города, а если и есть, то не такие алчные. И более говорить на эту тему не стоит – бизнес предполагает в первую очередь максимальную прибыль при наименьших затратах, а вовсе не следование интересам народа. Если бы всё было так плохо, никто не стал бы заниматься городскими перевозками, а этих, которые в Пензе, и палкой не сгонишь с этого хлебного поля.
Теперь вопрос – что дальше? Какова реакция врио губернатора Ивана Белозерцева на запоздалый ответ Натальи Клак? Где принципиальные коммунисты, пообещавшие на митинге 1 июня всему белому свету не уходить с улиц, пока тарифы не пересмотрят и не понизят? А знает ли публика, что бизнес-мафия всерьёз посматривает в сторону пензенского автовокзала с мыслями об убийстве государственного транспорта на междугородних перевозках и захвате этого поля деятельности под себя со всеми вытекающими последствиями “для блага народа”?
Или как всегда, поговорили, поручили-ответили, помитинговали и разошлись? При существующем положении говорить о том, что тарифы будут пересмотрены в обратную сторону, уже не стоит. Как не следует уповать и на фоминых с кривозубовыми – в денежных делах сердце молчит, как говорил Карл Маркс. Нужно создавать с чистого листа муниципальное транспортное предприятие и выдавливать с улиц частных перевозчиков, тогда и стоимость солярки с запчастями станет такая же, как в Чувашии и Мордовии. Это для власти Пензы сейчас должно стать приоритетной целью. А для этого нужно, если уж не тарифы, так городскую власть пересмотреть…
Виктор Шамаев, информационно-аналитическое обозрение “Точка зрения – Пенза”