“Дикие карты” Путина

  • Post category:Статьи

О дефинициях.  Мегамашины былых веков

«С концептуальной точки зрения инструменты механизации уже пять тысяч лет назад стали связываться лишь с такими общественными функциями и целями, как непрерывное увеличение порядка, власти, предсказуемости и, прежде всего, контроля. Господство этой протонаучной идеологии привело к регламентации и деградации некогда независимой деятельности человека: так впервые возникли «массовая культура» и «руководство массами». Можно усмотреть саркастическую символику в том, что конечными продуктами, произведенными… мегамашиной в Египте, стали колоссальные гробницы, «населенные» мумифицированными трупами, — тогда как впоследствии в Ассирии, как и многократно в расширявшихся империях более поздних эпох, основным свидетельством технической эффективности этой мегамашины стало запустение сметенных с лица земли деревень и городов и отравление почвы: вот прототип аналогичных «цивилизованных» зверств сегодняшнего дня. Что же касается великих египетских пирамид, то что они такое, как не полные статические эквиваленты наших космических ракет? Ведь и те, и другие предназначены для того, чтобы за запредельную плату обеспечить доступ на Небо меньшинству, пользующемуся благосклонностью судьбы».

Льюис Мамфорд. Миф машины


О дефинициях.  Дикие карты и черные лебеди

«Дикие карты» (термин Сергея Переслегина, русского философа и военного историка) это примерно то же самое, что «черные лебеди»(ввел в оборот Нассим Талеб, квантовый трейдер, левантинец, живущий в США). События с самого края «гауссианы», имеющие исчезающее низкую вероятность. Но именно эти маловероятные и никем не предвидимые события определяют геополитический мейнстрим. В карточной терминологии это «джокеры». Например, Великая Французская и Октябрьская революции.

Примеры локальных «диких карт»: Перл-Харбор, атака на башни – близнецы.

Нельзя сказать, что эти катастрофы были неожиданными для всех. Для  тех, кто их готовил, они  были спецпроектами в духе «стратегии чуда».

Один из главных мифов двадцатого века – о низовом характере Октябрьской революции  и решающей роли ее поддержки из-за рубежа. На самом деле  октябрьский переворот стал возможным только вследствие его поддержки главой военной разведки Генерального штаба генералом Николаем Михайловичем Потаповым и в целом русским  генералитетом.

Генерал Потапов принадлежал к «милютинской школе» русских геополитиков и руководил военной разведкой еще при Николае II. По воспоминаниям большевика М.С.Кедрова, Потапов «после июльских дней предложил через меня свои услуги Военной организации большевиков (и оказывал их)». Военное бюро партии большевиков возглавляли тогда Сталин и Дзержинский. Именно летом 1917-го произошло  разделение русского военного руководства, заложившее основу будущего противостояния «красных» и «белых». Генерал Потапов возглавлял борьбу с выступившим  против Керенского, но за «спасение русской демократии» генерала Лавра Корнилова (который весной 1917 года лично возглавил арест царской семьи и всегда говорил: «Что угодно, только не Романовы»). Совместно с Потаповым действовали военный министр генерал-майор А.И. Верховский, главнокомандующий Северным флотом генерал-аншеф  В.Н. Клембовский, начальник штаба и комендант Псковского гарнизона генерал-майор М.Д. Бонч-Бруевич. Все они также  готовили октябрьский переворот и стояли у истоков Красной Армии.

Российская военная элита поддержала большевиков потому, что ни  царский режим, ни  Временное правительство не могли провести жизненно необходимые для выживания империи структурные реформы. Такие, как план ГОЭЛРО. А без этих реформ Россия была обречена.

Мы не будем детально разбирать, какую роль в изменении фазовой траектории  США сыграли Перл – Харбор и проект «11 сентября». Просто  нам  известно, что это именно проекты, что они были сознательно подготовлены  американскими элитами, что они  сыграли свою роль в переходе к новым парадигмам развития.

Будем говорить о сегодняшней России. Приходится констатировать, что проект «Энергетическая сверхдержава», на который сделали ставку российские элитарии-сырьевики, оглушительно  лопнул. Это можно было предвидеть.  Углеводородные ресурсы  не могут быть геополитическим оружием в силу того, что Россия не может никаким образом влиять на  мировые рынки нефти и газа. Не желая признать эту азбучную истину, Россия ввязалась в войну за передел европейского газового рынка  с чисто экономическим инструментарием и проиграла ее. И только после этого стала применять свой единственный козырь – вооруженные силы  — и сейчас ведет  гибридную войну против Европы и США на украинском театре военных действий.  Россия могла бы овладеть здесь стратегической инициативой, но от соблазна одержать скорейшим образом решительную победу ее удерживает  экономическая зависимость от  стран Запада.

Тем не менее даже  самая решительная военная победа ничего не даст России в плане выхода из внутреннего экономического кризиса, который на сегодняшний день  опасней любых внешних врагов. Современная  российская экономика не способна существовать без подпитки внешними кредитами, она неспособна производить промышленную продукцию высоких технологий, он не способна к саморазвитию. Инновационое сопротивление  народнохозяйственного механизма в России практически стремится к бесконечности, то есть отвергает любые новации.

Система кормлений, основа российского социального механизма,  позаимствованная из царского средневековья, была предназначена для  условий перехода от госсобственности к частнокапиталистическому механизму. Этот переход произошел, но не завершился. И, видимо, не будет завершен. Процесс уже пошел в обратном направлении.

Продолжение нынешней модели рыночной экономики  даже в среднесрочной перспективе ведет к вымиранию всей провинциальной России, к превращению 90 процентов территории РФ в геополитическую помойку, по выражению Юрий Крупнова. В России уменьшается население всех населенных пунктов за исключением  Москвы. Уже одного этого достаточно, чтобы  убедиться в бесперспективности нынешнего правительственного курса.

Экономическая власть в стране принадлежит небольшому количеству госкорпораций и банков, обслуживающих интересы сырьевого лобби.  В этих интересах транспортная инфраструктура  России  тянется к морским терминалам и сырьевым месторождениям. Все остальное  сырьевикам не интересно. И это становится основным контрапунктом сегодняшней России. Противоречием  между  интересами военно-промышленного и топливно-энергетического  комплексов.

 

Инстинкт саморазрушения

На днях военный эксперт Константин Сивков опубликовал ставшую резонансной статью «Последняя война России». В ней приводятся в общем-то известные  факты, что Россия не может производить необходимое количество современных вооружений.

Несколько десятков танков в год, столько же боевых самолетов, небольшое количество современных ЗРК. И все. А чтобы противостоять НАТО, нужно на два порядка  больше. Надеяться на ядерные ракеты непродуктивно, так как ядерной-то войны не будет, будет множество неядерных локальных конфликтов по типу украинского, которые нас просто измотают и обескровят.

Российский социальный механизм мог худо-бедно выживать только в условиях относительно мирных отношений с Западом. О них придется забыть на десятки лет.  Сейчас идет процесс медленного, но неуклонного трансформирования холодной  войны в горячую, причем гибридную, в которой шансов на победу у нас крайне мало. Как верно заметил историк Андрей Фурсов,  ни одна олигархическая система не выдерживала противостояния с Западом.

Уничтоженная обрабатывающая промышленность, деградационная демография, потеря научных и инженерных кадров, чудовищная политика в области образования, уничтожение бесплатного медицинского обслуживания. В сущности это означает уничтожение социального государства  во имя построения сырьевого феодализма.

При этом имеет место деградация  армии и силовых структур. Иначе и не могло быть. Если сверхидеей любого  чиновника, в первую очередь военного, является обогащение, то его профессиональные качества деградируют, а обязанности исполняются спустя рукава.

Особенность России, характерная для латиноамериканских банановых режимов, – сочетание процесса первоначального накопления, то есть рейдерства и  иных криминальных методов накопления  капитала с капиталистической рыночной экономикой. Это деформирует процесс формирования правящей элиты, а также сословной иерархии.

 

Источник фото

 

В силу всего вышесказанного никакого интенсивного развития в России не может быть. Идет и подходит к концу процесс проедания советского наследия. Износ основных производственных фондов составляет 80 процентов. Даже в сырьевых экспортных отраслях не разрабатываются новые технологии. До самого последнего времени делалась ставка на западные технологии в обмен на доступ к разработке отечественных недр. Эта ставка провалилась, и  ничего иного нынешняя правящая элита предложить не в состоянии. Научно-технические и инженерные кадры  высокого уровня еще сохранились в ВПК, но их инициатива подавляется  инновационным сопротивлением  государственной Мегамашины (термин Льюиса Мамфорда), в первую очередь непрекращающимися рейдерскими атаками практически на все предприятия, иногда под видом реорганизации, недружественными поглощениями или откровенным разбоем.

Мегамашина — это тип организации человеческой деятельности, характерный для функционирования древних и современных цивилизаций. По мегамашинному принципу построены мировые религии, транснациональные корпорации, системы управления межнациональными и общенациональными проектами. Мегамашинный принцип управления осуществляется в сети Интернет, в частности по мегамашинному принципу управляется проект «Википедия».

Мегамашина, как и всякая система, обладает множеством интегральных качеств. Однако, генезис этих качеств имеет свои особенности. Интегральные качества мегамашин возникают двумя путями:

1) как результат сборки мегамашины;

2) как принцип сборки мегамашины.

Принцип сборки закладывается создателями мегамашины, мегамашина собирается под их контролем, и суть этого контроля состоит в том, чтобы среди множества интегральных качеств мегамашины были такие, которые рассматриваются её создателями как полезные (или целевые). В результате сборки мегамашины она может обрести неожиданные (или несущественные) для её создателей интегральные качества, которые не закладывались создателями в изначальный проект.

Мегамашина функционирует, используя элементы, части и фрагменты систем-доноров, которые при этом остаются в составе систем-доноров и одновременно являются деталями мегамашины. Это позволяет мегамашине опосредованно использовать интегральные качества систем-доноров.

Нынешняя российская Мегамашина составлена из явно чужеродных для страны элементов, и управление ею осуществляется извне, а ее системным признаком является самоуничтожение.

По самому оптимистическому счету, российской Мегамашине осталось существовать не более пяти лет. Она либо развалится, либо переформатируется, как уже не раз случалось в российской истории.

На протяжении последних лет, все, что происходит в России, — это видимые, а иногда невидимые процессы распада.

Только что Норвегия заявила протест  по поводу посещения вице-премьером Рогозиным Шпицбергена. Дело житейское, японцы тоже непрестанно протестуют по поводу посещения Курил нашими высшими лицами. Но вспомним мечты недавнего старшего машиниста Мегамашины, известного фаната «айфонов», о вечном мире с этой «миролюбивой державой» после того, как он подарил ей спорный кусок  акватории. Сейчас Норвегия вместе с НАТО  готовится к атакам на российские арктические владения. Этот не случайная флуктуация  или сбой системы. Это системная деструкция. Хотите пример?  Яволь, битте! После катастрофических пожаров 2010 года эксперты говорили, что леса поджег Лесной Кодекс 2006 года. Вот список лиц, ответственных за его принятие.

Всеволод Гаврилов — заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики и природопользования Минэкономразвития, отвечавший за разработку проекта нового Лесного кодекса.

Греф Герман Оскарович — руководитель Минэкономразвития.

Комарова Наталья Владимировна — председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию (фракция «Единая Россия»). Комарову можно считать основным публичным автором кодекса.

Трутнев Юрий Петрович — министр министерства природных ресурсов РФ.

Фрадков Михаил Ефимович — Председатель правительства РФ, внесший Лесной кодекс в Госдуму.

Председатель Госдумы Грызлов Борис Вячеславович и председатель Совета Федерации Миронов Сергей Михайлович (который всегда выступал против новой редакции ЛК) не организовали полноценного рассмотрения новой редакции проекта, и множество ее недостатков остались просто незамеченными депутатами и сенаторами.

Путин Владимир Владимирович — подписал Лесной кодекс и связанные с ним законы.

Источник – Википедия


Нетрудно заметить, что все фигуранты «лесного  творчества»  по прежнему в седле и продолжают разрабатывать новые способы уничтожения Мегамашины.

Еще пример. Только что Следственый комитет предъявил  руководителю военной приемки 1653 Марату Насибуллину  обвинение по статье «Халатность». Он исключил операцию проверки установки датчиков угловой скорости на ракете «Протон». Монтажник установил их шиворот-навыворот и ракета взорвалась на старте 2 июля 2013 года.

Суть дела в том, что Насибуллин устранил эту операцию по причине катастрофической нехватки военпредов, штат которых был сокращен тогдашним министром обороны Сердюковым.  Сердюкова назначил на должность, как известно, вовсе не легкомысленный любитель гаджетов.

Системный признак современной российской Мегамашины – нацеленность на собственное упрощение и «сокращение». Это неизбежное следствие того, что в ее основе всего один мировой параметр — цена на нефть. Системный минимализм выстраивает свою логику  развития системы – к предельному упрощению. Основой экономики должны стать несколько гигантских госкорпораций. Транспортная инфрастуктура должна  обслуживать сырьевые месторождения и морские терминалы. Собственная  обрабатывающая промышленность внесистемна и поэтому вопреки всем заявлениям об импортозамещении обречена на уничтожение. Вместо импортозамещения была попытка  развернуть «китаезамещение».

Но она, по крайне мере в ключевой для России как сырьевой колонии  нефтегазовой отрасли   оказалась несостоятельной.

«Надежды на закупку нефтедобывающего оборудования в Китае провалились, потому что оно сделано из американских комплектующих.  До ноября прошлого года  наблюдался мощный всплеск энтузиазма по поводу российского импортозамещения. Потом начались шараханья из оптимизма в панику», – оценил ситуацию заведующий отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН, содиректор научно-образовательного центра по мировой экономике ИМЭМО-МГУ Сергей Афонцев. Разработать собственные технологии можно за пять-семь лет, но что делать сейчас?

Та же самая ситуация с поставкой комплектующих для спутникового оборудования. Причем в этой отрасли собственные разработки вообще проблемны.

Хорошие примеры для того, чтобы оценить уровень некомпетентности российских управляющих, научных и инженерных кадров, не так ли?

Уничтожается и собственная идеологическая надстройка. Притчей во языцех стала неспособность российских телевизионщиков сочинять собственные телепрограммы. Даже идеи сериалов они берут из-за границы. Причем зачастую эти идеи носят откровенно подрывной характер. Ходят слухи, что сериал “Родина”, где главные герои, военные разведчики, суть откровенные предатели и Родины, и веры православной, состряпан с целью компрометации  патриотической  партии «Родина».  Не удивлюсь, если это действительно так.

Это, кстати, хороший пример того, как идеологический блок российской Мегамашины  использует элементы системы-донора, которые в конечном счете убивают саму Мегамашину.

Единственной     работающей идеологией современного  российского политикума  являются  деньги.  Цель нынешних довольно жестких «посадок» и репрессалий – наказание тех, кто «берет не по чину», всего лишь.

Главная цель современной российской Мегамашины точно такая же, как у древнеегипетской и ассирийской – удержание власти. Поэтому она системно уничтожает даже намеки на появление каких-либо диких карт и черных лебедей. Отсюда и стремящееся к бесконечности инновационное сопротивление. Такую Мегамашину невозможно уничтожить изнутри. Возможна лишь  деструкция под внешним воздействием. Что и происходит в настоящее время.

Остается ответить на вопрос – почему в Кремле не смотрят сериал «Карточный домик», как заявил недавно Дмитрий Песков? Там с третьего сезона появился новый персонаж, русский президент с аллюзиями на Владимира Путина. Понятно, что персонаж не положительный.

Да смотрят, конечно. А иначе, откуда бы они догадались, что нельзя в этом признаваться?  Только вот российские начальники понятия не имеют, что будет в следующем сезоне американского сериала. И эту максиму можно перенести и на геополитическую плоскость.

На этом все. Мне нечего больше добавить. У российской Мегамашины (не хочу переходить на личности) нет «диких карт». И «черных лебедей» тоже нет. На ее закономерное угасание и распад никто не покусится. В пределах указанного выше срока. Пять лет. А что дальше? А дальше – появление «Сверхдиких карт» и «Невыносимо черных лебедей». Откуда они возьмутся и как будут выглядеть?… Спросите у ветра, как его имя.

Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

 

Источник – “Новые Ведомости”, 20.04.2015


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments