“Советская Россия”: Попытки отчуждения

  • Post category:Статьи

Что будет с хорошавинским богатством?


Очевидно, всем хорошо памятны громкие разоблачения арестованного экс-губернатора Сахалина Александра Хорошавина по центральным каналам телевидения: конфискованные ювелирные украшения и наличность в валюте и рублях, которую приходилось измерять на вес и вывозить чуть ли не вагонами, некая супердорогая золотая ручка с брильянтами, огромная коллекция часов стоимостью в десятки тысяч долларов каждые. Ну и, конечно, квартиры, особняки, элитные автомобили. Как отмечалось, значительная часть этого имущества вообще не была задекларирована. Как Хорошавин и его супруга приобрели несметные богатства? Каким образом – они, естественно, не уточнили.

Впрочем, говорить о конфискации этих богатств преждевременно. Пока суд да дело, они лишь арестованы, как и их хозяин, ставший миллиардером на разграблении вверенного ему региона. По крайней мере именно в этом обвиняют его следователи. А что будет с имуществом семейства Хорошавина в дальнейшем – большой вопрос. Совсем не факт, что оно вернется государству, чтобы покрыть хотя бы часть убытков от многолетних коррупционных сделок.

В среду в Южно-Сахалинске состоялось заседание суда об отчуждении имущества Хорошавина на сумму 1,1 млрд рублей. В отличие от публичных разоблачений, судебное заседание проходило в закрытом режиме. Известно лишь, что на предварительных слушаниях представители семьи бывшего губернатора заявили ряд ходатайств. После того как судья их отклонил, а адвокаты Хорошавиных выразили свое несогласие, дело было передано из городского в областной суд Сахалина.

Такое впечатление, что разбирательства о хорошавинских миллионах и их отчуждении всячески хотят замолчать. Что ж, неудивительно. Ведь в ходе этих разбирательств всплывает как вопиющая некомпетентность правоохранителей, так и нарочитая невнятность и лицемерие российского законодательства, якобы нацеленного на борьбу с коррупцией.

Уточним, что речь идет не об уголовном, а о гражданском процессе. В соответствии со статьей 17 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности их доходам» прокуратура получила возможность ходатайствовать в рамках гражданского судопроизводства об изъятии в пользу государства неподтвержденного декларациями имущества. 15 сентября заместитель генпрокурора Владимир Малиновский подал такой иск. По его словам, речь идет не только об имуществе самого Хорошавина, но и о собственности, записанной на его родственников, то есть на сына Илью и жену Ирину. «Понятно, что дом на Рублевке, четыре квартиры в Москве и т.д. невозможно приобрести на законных основаниях на те заработанные «непосильным трудом» деньги, что ему платили. Все это будет конфисковано, а точнее – изъято и передано в доход государства, как написано в законе», – заявил Малиновский.

Однако у адвоката супруги Хорошавина иное мнение. По словам Сергея Жорина, у его доверительницы очень сильные позиции, если суд будет проходить с точки зрения закона, то есть все шансы его выиграть: «Без приговора суда, если не будет доказана преступная деятельность Хорошавина, обращать его доходы в пользу государства незаконно». Но даже если вина экс-губернатора будет признана, записанное на членов семьи имущество конфисковать будет крайне сложно. Тогда придется доказывать, что и члены семьи были так или иначе причастны к преступной деятельности или имущество и ценности принадлежали им лишь фиктивно. На деле это практически невозможно.

Спрашивается, зачем тогда с пропагандистской помпой публиковать декларации о доходах не только чиновников, но и их супругов. Ну, разве лишь для того, чтобы общественность заранее прикинула: сколько миллионов никогда не вернется государству, потому что нечистый на руку чинуша заранее подстраховался, озолотив свою жену (куда реже – мужа) без портфеля. А феномен жен-миллионерш и очень успешных бизнес-леди при высокопоставленных, но с весьма скромными доходами супругах – известен прекрасно.

Видимо, понимая бесперспективность уголовного процесса по конфискации «семейного добра», прокуратура и решила отсудить его по искам гражданским. Мол, раз имущество не указано в декларации, оно подлежит отчуждению в соответствии с упомянутым ФЗ. Однако повторимся, антикоррупционные законы у нас такие, что работают на пользу самих коррупционеров. Это проливает свет на тех, кто эти законы принимает.

К тому же Генпрокуратура проявила странную некомпетентность. Ее представители утверждают, что, отчитываясь за 2012 год, Хорошавин забыл сообщить о трех квартирах в Москве, особняке на Рублевке, нескольких дорогих автомобилях и ювелирных украшениях на большую сумму, в том числе записанных на жену и несовершеннолетнего сына. Всего этого на 52 млн официального годового дохода было не приобрести. Однако окончивший еще в 2008 году московский вуз Илья Хорошавин к тому времени давным-давно был совершеннолетним – и в соответствии все с теми же лукавыми законами за него губернатор Хорошавин не должен отчитываться. А наличность и драгоценности отчетности вообще не подлежат. Просто удивительно, как профессиональные юристы из прокуратуры этого не знают! Или делают вид, что не знают?

Более того, указывать надо лишь сделки «за отчетный период». Но, как уверяет адвокат Жорин, почти все это «забытое имущество» было приобретено семьей раньше – так что среди неуказанного и подсудного остается лишь пара машин и всего одна квартира. А раз она одна, то ее тоже конфисковать нельзя – единственное ведь жилье! Это многодетную семью за долги по ипотеке или за коммуналку можно выкинуть на улицу. А тут – «единственное жилье», при наличии множества квартир и рублевского поместья. Ну, так они же принадлежат «непричастным членам семьи». К тому же уже почти бывшим. Как стало известно, Ирина Хорошавина подала на развод с мужем. И вообще, мол, с 2011 года не «живет вместе с ним и не ведет общее хозяйство». Но, как бы то ни было, когда те самые неподотчетные богатства были нажиты, муж уже занимал высокую должность, а хозяйство было общим…

Как говорят представители почти экс-супруги бывшего губернатора: «Ирина довольно спокойно отреагировала на иск Генпрокуратуры». Очевидно, она – и не без оснований – убеждена: ее благосостоянию ничто не грозит. А вот проигрыш гражданского иска делает совсем уж бесперспективным и конфискацию по уголовному делу.

Надо отметить, что, вероятно, в пиар-целях, чтобы убедить россиян в реальной борьбе с коррупцией и преступностью, и Следственный комитет, и Генеральная прокуратура склонны к раздуваниям скандалов. А потом выясняется, что громогласные обвинения (даже если они вполне соответствуют действительности) они то ли не могут, то ли не хотят подтвердить доказательствами. Вот и разваливаются громкие дела, а мошенники и коррупционеры выглядят почти «невинными жертвами». И по полной программе пользуются этим.

Так, уже не боящийся никакой уголовной ответственности бывший министр обороны Сердюков вернулся в бизнес. Как стало известно, он активно скупает недвижимость – в том числе принадлежащую Евгении Васильевой и другим фигурантам дела «Оборонсервиса». Они, конечно, тоже «почти невиноватые» (особенно если судить по наказаниям), но кое-какие риски их имуществу еще остаются. Теперь же Сердюков его «обезопасит», а когда риска не будет, все можно снова перепродать и переделить между собой.

Мосгорсуд в среду подтвердил законность содержания под стражей бывшего заместителя руководителя Республики Коми Алексея Чернова. Он, как и еще ряд высших республиканских чиновников, включая главу региона Вячеслава Гайзера, был арестован 20 сентября в рамках расследования уголовного дела об организации в Коми преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере. Сразу после арестов правоохранители говорили о легализации властной ОПГ похищенных через офшоры активов на сумму более одного миллиарда рублей, большом количестве ювелирных изделий и часов стоимостью от 30 тысяч до 1 миллиона долларов. Очень возможно, что в скором времени выяснится: и эти богатства принадлежат «непричастным членам семьи». Так что даже если чиновники сядут, миллионы не вернутся государству. И вряд ли и законы, и ситуация в целом изменятся: слишком многие в партии реальных дел заинтересованы в таких материальных гарантиях, коли уж случится попасть под молот странной борьбы с коррупцией по-российски.

Екатерина Польгуева

 

Источник – независимая народная газета “Советская Россия”


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments