О назначении Сердюкова
Кто начал царствовать – Ходынкой,
Тот кончит – встав на эшафот.
К. Бальмонт
Едва только одиозный экс-министр обороны был назначен на должность индустриального директора по авиационному кластеру госкорпорации «Ростех», как пришло известие об авиакатастрофе в Египте. Не правда ли, жутковатое совпадение?
А ведь К. Бальмонт оказался прав: судьба Николая Александровича и впрямь сложилась трагически. Кстати, в мае 2016 г. исполнится 120 лет со дня Ходынской трагедии. Сегодня, когда появилось огромное число защитников монархии, никогда ее не видевших и всерьез рассуждающих о ней на основании некоторых книжных идиллий, принято считать, что Ходынку «подстроили революционеры». Дескать, распустили, подлецы, слухи, что подарков на всех не хватит, вот народ и обезумел. Народ-то, может быть, и обезумел, но за неподобающую организацию торжеств поплатился лишь московский обер-полицмейстер Власовский.
Защитники монархии и любители всяческих тайн уверяют, что в результате интриг организация торжеств была всецело передана министерству императорского двора, то есть петербургским чиновникам. Поэтому в Москве никто не виноват, и наказывать некого. Однако это говорит всё о том же: власть не смогла достойно организовать коронационные торжества, в результате чего пострадало огромное число людей. Более того, когда всё свершилось, и на земле после раздачи подарков остались изуродованные трупы почти полутора тысяч человек, никто и не подумал отменить по этому поводу дальнейшие увеселения. Ходынку зачищали, а праздник продолжался. Очевидец и участник торжеств на Ходынке московский мастеровой Василий Краснов так впоследствии описывал увиденное:
«…Явились и пожарные с огромными обозами. Они обращались с раздавленными и полуживыми обморочными людьми, как с обгорелыми бревнами на пожаре. Хватали за руки и ноги, долго раскачивали и подкидывали тела над обозом, тела падали шумно и грузно, – хлюпая вздувшимися животами… <…> Очистка Ходынского поля была такая спешная, чтобы вовремя и, несмотря ни на что, приступить к исполнению программы гуляний… И это было сделано! Там вдали, за толпами народа, по широкому полю носились пожарные и солдаты, собирали растоптанных и задушенных, швыряли их в пожарные и ломовые дроги. А тут, в центре гуляний, что против Петровского загородного дворца, – гремели оркестры, исполняя «Боже, царя храни», и разносились временами «ура», встречая самого царя, прибывшего на гулянья, – как было заранее назначено, – словно ничего особенного не случилось».
Празднества продолжились в Кремле, а затем на балу у французского посланника, где императорская чета через силу, как уверяют ныне, танцевала кадриль. Говорят, император отказывался от бала, но ему сказали, что «Франция обидится». Пришлось выбирать между Францией и своим народом.
Собственно, Ходынка и вошла в историю не столько как массовое смертоубийство, сколько как обида, нанесенная властью народу. Обида очередная и, по всей видимости, окончательная. Тот же Василий Краснов пишет: «Ходынкой правительство надругалось над душою народа, – его лучшими чувствами… И многие, и многие вернулись с Ходынского поля не теми, какими пошли туда». Другими словами, Ходынка показала, что над своим народом нельзя издеваться бесконечно. Рано или поздно терпение заканчивается. А забывать, что происходит в таких случаях, пожалуй, не стоит. И если народ однажды увидел, что государь отдает предпочтение Франции, то не надо потом винить народ, когда он предпочел революцию.
Назначение Сердюкова – это такая маленькая Ходынка, демонстрация властью безразличия и пренебрежения к народу. Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов назвал это назначение «имиджевым ударом по Минобороны и по всей вертикали власти». О том же писал в свое время и Василий Краснов: Ходынка тоже стала своего рода «имиджевым ударом» власти по самой себе.
***
Имя г-на Сердюкова давно уже стало именем нарицательным. Человек, пробывший пять лет министром обороны, умудрился стать символом коррупции на высшем уровне и по высшему разряду, Гогой и Магогой в одном лице. И это притом что на момент появления Сердюкова в кресле министра обороны Российская армия и так переживала не лучшие времена. Но именно Сердюков сумел снискать себе всероссийскую славу разрушителя и казнокрада. А также виновника в геноциде военных пенсионеров и членов их семей – именно об этом в 2010 г. президенту и верховному главнокомандующему сообщал в письме Центральный совет Союза военных моряков. По мнению моряков, «проводимые министром обороны А.Э. Сердюковым так называемые реформы… окончательно подрывают авторитет как самой военной службы, так и людей, посвятивших свою жизнь служению Отечеству».
(«Советская Россия» в свое время опубликовала целый ряд документов от лица военных специалистов о передислокации академий, научных центров, о разгоне специалистов и кадровой чехарде, о сокрушении армейской инфраструктуры. Такие же обвинения Сердюкову выдвигались и депутатами Госдумы. – Ред.)
Но у экс-министра выявлялось и немало почитателей, начиная с нынешнего премьер-министра. Достаточно просмотреть комментарии к статьям об Анатолии Эдуардовиче, чтобы убедиться, что каждый артист имеет своих поклонников. В заслуги экс-министру зачисляют победу в войне с Грузией, успешно выполненную задачу сокращений, оптимизации и перенаправления финансовых потоков на модернизацию армии, а заодно и борьбу с некими бездельниками в Министерстве обороны и вообще в армии, которых Сердюков якобы разогнал. А воровство? А воровства, как уверяют, не было, был устный приказ «построить дорогу» к дачной резиденции, вот, мол, и всё. Кроме того, в бытность Сердюкова министром обороны появилась экипировка «Ратник», прошедшая войсковые испытания. Словом, экс-министр оказался в роли камикадзе – человека неприятного для военных, зато крайне эффективного с точки зрения поставленной командованием задачи, не побоявшегося непопулярных, но необходимых реформ и принявшего в нужный момент удар на себя. Видимо, теперь фан-клуб Анатолия Эдуардовича ждет от него достижений по части оптимизации и привлечения средств на производство и продвижение отечественных самолетов.
Но даже если всё это и так, даже если г-н Сердюков ни в чем не виноват, а напротив – навел в Вооруженных силах финансовую дисциплину, он не перестает быть замешанным в коррупционных скандалах. Это именно в его ведомстве близкими ему дамами совершались огромные хищения, факт которых доказан. И именно поэтому А.Э. Сердюков как глава ведомства, не подавший своевременно в отставку, сделался символом порочного чиновничества. А потому и назначение его в этих условиях на ответственный пост означает пренебрежение к общественному мнению, во-первых; демонстрацию избирательности правосудия, во-вторых; и какую-то ущербность государства, в-третьих. Ибо, если во всей стране не нашлось «эффективного менеджера» с нормальной репутацией, то дела наши и впрямь плохи. Неужели государство настолько не уважает само себя, что ему и дела нет до реноме своих служащих? А, кроме того, выходит, что жатвы много, а делателей мало – работать-то, получается, некому. Так что не удивимся, если в заместители новому индустриальному директору авиационного кластера определят поэтессу Васильеву, как не менее эффективного менеджера.
Когда Сердюков проходил по делу о хищениях в Минобороны как свидетель, это было смешно. Когда его освободили от всякой ответственности и отпустили гулять на все четыре стороны, это вызвало недоумение. Но когда он снова получил должность и, по всей видимости, доступ к бюджетным средствам, это в очередной раз навело на мысль, что власть в нашей стране живет своей жизнью, не считаясь с мнением народа и даже не заботясь о том, как выглядит в его глазах.
А выглядит всё примерно следующим образом: ФГУП «Ростехнологии» возглавляет С.В. Чемезов. В прошлом гендиректор «Рособоронэкспорта» и, по собственному признанию, старинный друг президента. Кроме того, тесть господина экс-министра – В.А. Зубков, в недавнем прошлом председатель правительства РФ – тоже, по слухам, не чужой президенту человек. И тут уж хочешь-не хочешь, а задумаешься. Потому что иначе как близостью к главе государства назначения торговца мебелью то министром обороны, то ответственным за авиационную промышленность, объяснить нельзя. Глядя на иные назначения, невольно думаешь, адресуясь к власти: «Где вы их только берете?» И вдруг узнаешь про дружбу, добрососедство и прочие изыски личных взаимоотношений.
Всё это, конечно, очень мило. Только, помнится, стараниями г-на Сердюкова министерство обороны в какой-то момент стало напоминать вертеп разбойников. Не случилось бы так, что однажды, проснувшись, страна узнает, что отечественное авиастроение переквалифицировалось в лавку по скупке металлолома.
Неужели авиационный кластер некому возглавить, кроме как человеку, бывшему еще недавно под следствием и не являющемуся к тому же специалистом? Пусть даже речь идет об оптимизации и перенаправлении финансовых потоков. И неужели, дабы не будоражить общественное мнение, Сердюкова нельзя было вообще никуда не назначать?
Но этим поистине загадочным назначением власть, очевидно, хотела всем нам напомнить некое послание. Если дело в том, что на мнение избирателей власти наплевать, что борьба с коррупцией в стране носит не системный, а случайный характер, что главное не соблюдение законов, а кумовство и групповщина, то задумка вполне удалась. Единственное, во что никто уж точно не поверит, так это в то, что Сердюкова «больше не будет». Кажется, уже и камни возопили: кто начал работу в авиакластере с авиакатастрофы, тот кончит, завалив отечественный авиапром.
Светлана Замлелова
В Кремле отделались шуткой
«На нет и суда нет!»
В Кремле узнали о назначении бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова индустриальным директором по авиапрому в «Ростех» из СМИ, сообщил глава администрации президента Сергей Иванов.
«Насколько я понимаю, ни у прокуратуры, ни у судебных органов претензий к Сердюкову нет, а на нет и суда нет!», – заявил руководитель аппарата главы государства. По словам Иванова, новая работа Сердюкова – корпоративное решение «Ростеха».
Источник – независимая народная газета “Советская Россия”