Майкоп решил не отставать от других городов. И под присмотром полицейского дирижабля в центре города прошёл пикет в поддержку дальнобойщиков, взбаламутивших всю страну
Но судя по тому, что пока не попало в полицейские сводки, жителей Адыгеи волнует не только содержимое автофургонов и их своевременное появление возле торговых центров.
В момент резкого обострения отношений с Турцией, когда-то вынужденной уступить Адыгею русскому царю, православные жители обратились к властям республики с призывом восстановить Царскую часовню, построенную в 1882 году в станице Новосвободной Майкопского района.
В сентябре 1861 года в этом месте состоялась встреча императора Александра II со старейшинами адыгов. Шла к концу многолетняя Кавказская война.
После трагической гибели государя от рук убийц 1 марта 1881 года общество станицы Царской обратилось к атаману Майкопского отдела Кубанской области за разрешением на постройку часовни рядом с памятником убиенному государю императору Александру Николаевичу. Всем миром на постройку было собрано 1959 рублей 7 копеек. И красавица часовня настраивала думы людские на созидательный лад.
После революции 1917 года станицу Царская по идеологическим соображениям переименовали в Новосвободную. В 1925 году разобрали на бревна станичную Александро-Невскую церковь.
Если восстановить часовню — она станет не только местом паломничества верующих, но, став символом межэтнического мира, привлечёт немало туристов.
Когда в Восточной Европе и на Украине один за другим сносят памятники «русской оккупации», восстановление часовни, построенной на народные пожертвования, стало бы правильным сигналом для сбережения исторической памяти и формирования истинного патриотизма.
Обращение к властям республики подписали не какие-нибудь скучающие бездельники, а уважаемые лидеры общественных организаций.
По поручению главы республики обращение было рассмотрено в Управлении охраны памятников культурного наследия.
Начальник управления Рустем Ципинов сообщил заявителям, что воссоздание утраченного объекта осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях.
«…Учитывая трагичность событий, послуживших основанием для постройки ныне руинированной часовни, отмечаем, что постановка данного вопроса не является в настоящее время своевременной и целесообразной.
Данный вопрос носит деликатный характер, необдуманное решение которого может привести к росту межнациональной напряжённости. Коренное население помнит о мотивах и характере заселения его исторической земли, но не желает сегодня предъявлять иски за преступления прошлых поколений и политических режимов. Приезд русского императора Александра II осенью 1861 года на завершающем этапе Русско-Кавказской войны ознаменовал момент полного покорения Россией Северного Кавказа, когда абсолютное большинство коренного населения вынуждено было оставить свои исконные земли…
Учитывая исторически сложившиеся обстоятельства и возможные негативные последствия, считаем, что при обсуждении данного вопроса должно учитываться общественное мнение жителей не только станицы».
Между тем решение возникающих сегодня проблем, в том числе и межэтнических, возможно лишь на основе гражданского и межэтнического согласия. Укреплению этой основы как раз и могут служить такие яркие эпизоды прошлого, как тот, которому предки посвятили храм на Мамрюк-Огой, считает известный деятель Адыгеи в области туризма, депутат республиканского Государственного совета Хасэ Иван Бормотов: «Диораму в восстановленной часовне предполагается развернуть на основе монументального полотна художника Теодора Горшельдта, связавшего свое творчество с Кавказом той драматической эпохи. Примечательно, что президент Республики Адыгея А.К. Тхакушинов является соавтором книги «Земля адыгов», в которой он пишет о «растоптанной и униженной родине» и о «палачах адыгского народа». Ну, как после этого его подчинённый может разрешить восстановить часовню, сооружённую в память о «палаче адыгского народа»?
Информационно-аналитическая служба СРН