Советская Россия: Как жизнь расшифрует ТОРы?

  • Post category:Статьи

Чем опасен закон, принятый «под шумок»


Ровно год назад Государственная дума приняла Федеральный закон Российской Федерации №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Российской Федерации».

Он был подписан президентом Путиным 29 декабря 2014 года и тогда же опубликован. Название документа не слишком внятное, как обычно и бывает с подобными документами, но на слух, скорее, оптимистичное. Все же речь идет не просто о развитии, но даже об опережающем.

Между тем именно этот закон вызвал ряд крайне негативных откликов, в начале 2015 года проходили круглые столы, появлялись публикации, авторы которых утверждали: ФЗ №473 о ТОРах, по существу, является актом национального предательства. Теперь появилась возможность юридически безупречно просто продать огромные российские территории иностранцам для коммерческой деятельности. Причем что и как они будут делать на этих территориях, окажется вне государственного контроля. Появились и возражения: мол, незачем нагнетать ситуацию, а все опасения, а тем более обвинения – совершенно безосновательны.

Но слишком серьезны эти опасения, чтобы оставлять их без внимания. Сложилось впечатление, что суть закона действительно хотят замолчать. Об этом же говорит и время, когда он был принят. В России уже давно сложилась практика, что сомнительные, разрушительные, антинародные законодательные инициативы стремятся протащить под шумок заканчивающейся сессии парламента, праздников и т.п. (Вспомним хотя бы вступление в ВТО или «реформу» РАН).

Вот и на сей раз мы можем иметь дело как раз с таким случаем. Ну кому захотелось бы разбираться в юридической казуистике перед самым Новым годом! Вот и депутаты, даже оппозиционные, «шума не подняли». А потом, как говорится, поезд ушел.

И тем не менее тема эта остается на слуху. Что же такое ТОРы по формальному статусу? Это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов (по факту – иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия – 12 лет). Заявку на создание ТОРа может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или не применении) процедуры свободной таможенной зоны.

Такие оценки дает закону Юрий Болдырев: «Преступление совершено. Если 20 лет назад, когда протаскивали соглашение о разделе продукции, сначала Совет Федерации, а потом Дума, депутаты которой воспротивились, несмотря на все давление, сейчас таких сил не оказалось. Утверждения, что наша власть не имеет стратегии, – сказки, стратегия однозначная с абсолютной преемственностью тем самым «лихим 90-м». Главная задача – все сдать долгосрочно кому-нибудь. И обставить это долгосрочными соглашениями на 30–50–70 лет. Чтобы международное, а уже не только российское право стояло на защите олигархата. А дальше – сплошная подмена понятий. Например, «опережающее социально-экономическое развитие». Какое отношение этот закон вообще имеет к социально-экономическому развитию? Социально-экономическое развитие в современном мире – это Новосибирский Академгородок, это Арзамас, это куст научно-академических институтов. В этом же законе идет речь о введении, по существу, тех или иных форм диктатуры для того, чтобы вытаскивать из земли те или иные ресурсы или осуществлять промышленные процессы, которые слишком дороги и экологически невыгодны в другом месте и на других условиях. Никаких других оснований что-то делать на этой территории в принципе нет. Морально – это преступление перед народом, реализация программы паразитирования на чем угодно. То есть ничего не созидать, но все сдать в аренду. Это и реализация программы плановой замены населения».

 

***

Недавно по электронной почте в газету пришел видеоролик. Доцент, доктор технических наук Ю.С. Рыбников перед, судя по всему, молодежной аудиторией разбирает ФЗ №473. Там определения звучат еще более жесткие, чем у Болдырева. «Они открывают наши территории для преступников любого уровня… У коренных жителей будут отбирать землю. Это еврофашизм в чистом виде, уничтожение коренных народов. И я обращаюсь к вам: опомнитесь! Вы даже не представляете себе, что у вас будут рубли, а все иностранцы в ТОР будут жить на доллары. Вы думаете, просто так опустили рубль?..» – говорит Рыбников, комментируя разные положения закона.

Особенную тревогу вызывает следующее.

Статья 17: «Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития» предусматривает: льготные арендные ставки; приоритетное подключение к инфраструктурам; освобождение от уплаты таможенных сборов; освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога.

В статье 18: «Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития» содержались такие положения:

«Получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется».

«Приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности… на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учета квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации».

В статье 28: «Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд утверждалось»:

«Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании».

Вот какие оценки этим положениям дает Кирилл Мямлин (Институт высокого коммунитаризма): «В РФ на отдельных территориях фактически упраздняется право собственности, земля и имущество будут изъяты у российских владельцев «для создания и развития объектов инфраструктуры», а проживать в ТОРах могу иностранцы, причем в неограниченном количестве и на протяжении десятилетий (повторимся, срок, на который создают ТОР, – 70 лет!). При этом (см. статью 17 о налоговых и прочих льготах) бюджету России практически ничего не достается».

Изначально планировалось, что таким образом будут «привлекаться инвестиции в освоении территории Сибири и Дальнего Востока». Но что и кем будет осваиваться? Очевидно, недра, леса, земля, которые, по существу, выводятся в ТОРах из-под федерального законодательства – и даже де-юре престают быть госсобственностью! Не работают на этих территориях и законы о трудовой деятельности и гражданстве, что и может привести, как выразился Болдырев, к замене населения. Тем более в Сибири и на Дальнем Востоке есть и другие способы «сдачи» территорий. Хотя бы та долгосрочная аренда КНР сельхозземель, о которой «Совесткая Россия» неоднократно писала.

 

***

«Все это наветы!» – заявляют так называемые охранители. На сайте «Будущее России – будущее мира» даже появилась статья-разбор таких «наветов» под характерным заголовком «Вранье вокруг особых экономических зон» (http://consensus-patrum.ru/vrane-vokrug-osobyx-ekonomicheskix-zon/). Анонимный автор даже не разобрался в том, что ТОРы не являются «особыми экономическими зонами», но выводы делает безапелляционные:

«При создании таких зон и разработке законопроекта был учтен опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких, как Южная Корея, Китай, Сингапур… Так что плохого в том, что и русский Дальний Восток пойдет по тому же пути? Чтобы наши предприниматели могли вложить деньги в экономику России, при этом имели возможность вести бизнес без бюрократических и коррупционных препон. Думается, что это важная для России вещь – не только экономически, но и политически, ведь, помимо экономики и рабочих мест, этот проект значительно увеличит население в тех регионах России, где сегодня слишком низкая плотность населения.

Вероятно, поэтому враги России запускают такую дезинформацию, чтобы взывать недовольство людей нужным для нашей страны проектом… Поэтому не будем вестись на эти истерики, ведь очень уж любят врать наши дорогие «всёпропальщики» (от словосочетания «всё пропало») и раздувать информационные мифы вокруг нужных для страны проектов».

Собственно, единственный довод разоблачителя. Он открыл вариант закона, опубликованный в «Российской газете», и не нашел самых скандальных положений ни в статье 18, ни в статье 28. Ну а раз их там нет, значит, критики всё наврали – и вообще «агенты Госдепа», мешающие России подниматься с колен, торгуя собственными территориями.

Однако все это, мягко говоря, не так. Такие формулировки статей не измышлены «агентами Госдепа», они слово в слово содержались в проекте закона, разработанном правительством Медведева еще за месяц до его принятия. Но после критики, дабы вывести себя из-под удара, власть решила убрать с «видного места» наиболее скандальные пункты. Именно «с видного места», а не вообще – чтобы наивные и неискушенные в юридических тонкостях успокоились, а у властных пропагандистов появился «железный аргумент против врунов». На самом деле концепция ни на йоту не поменялась, закон просто размазали по нескольким законодательным актам.

Уже 31.12.2014, сразу вслед за ФЗ №473, был принят ФЗ №519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». И вот там-то все разработки обнаруживаются в целости и сохранности!

Показателен и перечень «отдельных законодательных актов», в которые внесены изменения ради обеспечения деятельности ТОРов. Это Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный и Лесной кодексы, а также федеральные законы: о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ; о местном самоуправлении; о приватизации; об обязательном страховании; об иностранцах; о лицензировании; об экологической экспертизе; о таможенных отчислениях и др.

И закон этот действует уже почти 9 месяцев (с 30.03.2015) За это время создано девять ТОРов – на территориях Амурской области, Хабаровского края, Приморья, Якутии и Чукотского автономного округа (в первые три года они могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов).

Пока они, что называется, в «процессе становления». Но уже понятно, что региональные и федеральные власти, мягко говоря, не намерены афишировать деятельность инвесторов, в распоряжение которых поступят лакомые куски российской территории – зачастую с развитой инфраструктурой. Так, 1-й заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов не захотел уточнить, что за инвесторы будут работать в ТОР «Комсомольск» (расположен в черте городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск), отделавшись репликой: «Деньги любят тишину». В тишине, впрочем, нуждаются исполнители и самого разного рода темных дел. Так что кто стал фактическим хозяином российских городов, земель, лесов, предприятий, а то и местных жителей, мы можем узнать слишком поздно.

А ведь эти инвесторы-хозяева приходят совсем не на голую и пустую землю, где надо начинать с нуля. Например, в состав ТОРа «Хабаровск» входит не что-нибудь, а Хабаровский аэропорт. Одно дело просто иностранный инвестор, а другое дело – инвестор, действующий, по существу, вне российской правовой системы. А ведь аэропорт – это стратегически важный объект, да еще на столь непростой окраинной территории. Удивительно ли, что к этому аэропорту проявляет внимание японская компания Sojitz Corporation? А ведь до Японии, которая не скрывает своих территориальных претензий к России, от Хабаровска куда ближе, чем до Москвы. Так, шаг за шагом можно потерять контроль сначала над стратегическими объектами, а потом и над самими территориями.

 

***

После своего визита в Китай (где речь об особых российских территориях и китайском участии в их «освоении» также заходила) Дмитрий Медведев посетил приморский населенный пункт Большой Камень. Там расположен завод по ремонту подводных лодок «Звезда». Премьер очень торопил с созданием десятого ТОРа именно здесь и удивлялся: куда подевались с уникального предприятия, созданного в 1946 году, специалисты. В советские времена было 12 тысяч, сейчас осталась лишь третья часть.

А что же удивительного после приватизаций, конверсий, реформ последних двух десятилетий? Их целями также объявлялось промышленное развитие. Итогом же стали развал и уничтожение зачастую целых отраслей. Что касается «Звезды», то пока речь идет об отечественных инвесторах. Но кто помешает прикарманить лакомую оборонку иностранцам, если и это предприятие окажется в узаконенной зоне вне российской юридической системы?

Особый интерес представляет самый большой к настоящему времени из ТОРов – «Беринговский», в Анадрыском районе Чукотки. Это 6 млн га, или почти 10% территории Чукотского автономного округа (седьмого по величине из субъектов РФ). Естественно, австралийской компании Tigers Realm Coal Ltd понадобилась не вечная мерзлота, а каменный уголь, запасы которого здесь превышают 1 млрд тонн. И закон о ТОРах такой, что позволит ей присвоить не только доходы от российских недр, но и согнать (при необходимости) немногочисленное местное население, представителей коренных народов, с их земли. Между тем на Чукотке в целях государственной безопасности действует особый пограничный режим. Но и это не стало препятствием для создания здесь ТОРа с иностранным инвестором. А если вдруг станет, думается, и пограничным режимом, и безопасностью государства легко пожертвуют.

Понятно, что это только самое начало – пробный, что называется, камень. Но если процесс не остановить, то российская земля с ее богатствами и жителями может просто уйти на сторону. Сибирь и Дальний Восток – это более 60% территории России. Но напомним, менее чем через три года ТОРы могут появиться где угодно – по заявлению главы любого региона. А о том, как российские губернаторы (да и другие представители власти) умеют организовывать весомые «откаты» и создавать преступные сообщества, прекрасно известно на примере того же экс-губернатора Сахалина и бывшего главы Коми. Так что ТОРы легко превратятся в торги.

Екатерина Польгуева


Источник – газета “Советская Россия”


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments