2 апреля 2007 года в Сибирской академии государственной службы при президенте РФ прошел Круглый стол «Гармонизация межнациональных отношений в России. Роль власти и общества», организованный отделом по международным и межпарламентским связям городского Совета Новосибирска при участии Сибирского филиала международной кафедры ЮНЕСКО прав человека и демократии при МГИМО (У) МИД РФ. Ведущим Круглого стола выступил профессор кафедры прав человека и демократии ЮНЕСКО при МГИМО (У) МИД РФ, депутат городского Совета Новосибирска А. Н. Люлько, председатель Новосибирского отдела СРН.
В работе Круглого стола приняли участие председатель городского Совета Н.Н. Болтенко, заместитель губернатора Новосибирской области А.Г. Филичев, представитель Министерства иностранных дел по Сибирскому Федеральному округу В.В. Самойленко, руководитель Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу Г.П. Попрыга, заместитель мэра Новосибирска П.Б. Попов, консул Болгарии П. Стоянов, вице-консул Киргизии А.И. Исраилов, член Совета Федерации В.В. Леонов, депутаты Государственной Думы Д.О. Рогозин и С.А. Насташевский, помощник депутата Государственной Думы А.И. Гурова, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Ю.Н. Сухов, депутаты Новосибирского областного Совета депутатов В.Ф. Гончарик и А.М. Суварян, депутаты городского Совета Новосибирска А.В. Андрейченко, В.И. Козодой, А.Н. Люлько, А.А. Солодкин, заместитель прокурора города Новосибирска Н.Н. Земеров, начальник УВД г. Новосибирска С.В. Грачев, руководители национально-культурных автономий и национальных организаций, зарегистрированных в Новосибирской области, философы, социологи и политологи из Новосибирска, Ханты-Мансийского Автономного Округа, Иерусалимского университета (Израиль), представители Общественного молодежного совета города Новосибирска.
Круглый стол прошел в виде конструктивной дискуссии. По итогам Круглого стола была принята Резолюция (прилагается).
Интересно отметить, что практически все представители национально-культурных автономий в своих выступлениях в качестве единственной причины, вызывающей межнациональную напряженность, называли «поборы» со стороны милиции и других контролирующих органов. А председатель узбекского культурного центра И. Х. Умирзаков и председатель общественной культурно-просветительской организации «Дом Польский» А.В. Туркот отметили, что для укрепления межнациональных отношений необходимо принять программу возрождения русского народа.
Ниже мы публикуем доклад депутата Государственной Думы А.И. Гурова.
А.И ГУРОВ,
член Комитета Государственной Думы по безопасности, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, член Союза писателей, генерал-лейтенант милиции
О причинах межнациональных
конфликтов в Росии
Тема данного круглого стола «Гармонизация межнациональных отношений в России. Роль власти и общества» является сегодня, безусловно, одной из самых важных не только для тех, кто проживает в Сибири, но и для всего нашего Отечества, в котором проживает более 140 народов и народностей. Ведь от межнационального, межконфессионального мира и согласия зависит судьба будущих поколений, наших детей и внуков, зависит, сохранится ли Россия как независимое государство.
За последние десятилетия в межнациональных отношениях накопилось немало проблем, и тому есть объективные причины. Но к решению этих проблем нужно подходить взвешенно, объективно и осторожно, выявлять и устранять их причины, а не зацикливаться на следствиях. К сожалению, довольно часто при обсуждении вопросов, связанных с обострением межнациональных отношений, главные причины вспышек национальной, расовой и религиозной вражды в нашем обществе опускаются, а все внимание концентрируется на второстепенных моментах.
В последнее время такие остроугольные темы межнациональных отношений, как темы экстремизма, фашизма, ксенофобии, радикальных молодежных организаций не сходит с газетных полос, с экранов телевизоров, звучит с трибун Государственной Думы, Общественной палаты, порождая тревогу и изумление граждан: «Как могло случиться такое, что в стране, победившей фашизм, населенной одним из самых дружелюбных и терпеливых народов эта тема могла стать актуальной?».
Сегодня СМИ, ряд правозащитных организаций, некоторые политики говорят о проблеме русского фашизма, как об одной из самых главных угроз демократическому развитию нашей страны. Но насколько эти утверждения соответствуют действительности?
На мой взгляд, это кощунство обвинять в фашизме русский народ, самый многочисленный народ России, вынесший на своих плечах вместе с другими братскими народами Советского Союза все тяготы Великой Отечественной Войны и спасший весь мир от фашистского порабощения.
Хочу сразу обратить внимание: не странно ли, когда говорят о населении России, то употребляют термин «россияне», «российский народ», «российская нация». Когда говорят о фашизме, экстремизме и т.д., то почему-то в ходу термин «русский»? Поэтому, когда речь идет о «русском фашизме», я вспоминаю разговоры начала 1990-х о «русской мафии» в Западной Европе и Америке. На поверку же выяснилось, что этнических русских среди этих мафиози практически не было. Были выходцы из бывшего СССР – представители других народов. Или как недавно в Бельгии был поднят вопрос о незаконных «русских иммигрантах». Когда мы совместно с главой бельгийского парламента мадам Лизен начали разбираться, выяснилось что, например, среди десяти задержанных иммигрантов, не было не только ни одного русского, но и даже ни одного российского гражданина. При публичном рассмотрении этого вопроса оказалось, что «им так удобнее» называть «русскими» иммигрантов-нелегалов из Азии, среди которых были даже китайцы, поскольку некоторые из них говорили по-русски.
Таким образом, неумышленное обобщение по причине удобства дискредитировало нашу страну. Кроме того, неправильные выводы могут служить основой для неверных решений. Например, в свое время, германское полицейское ведомство для борьбы с «русской мафией» создало «русский отдел», сотрудники которого в обязательном порядке должны были владеть русским языком, и изучали русскую специфику. Еще в 1991 году я предупреждал немецких коллег, что они совершают большую ошибку, и то, что им придется учить другие языки. Так и вышло, очень скоро немцы стали обращаться к нам за консультациями по целому ряду разоблаченных банд, члены которых требовали переводчиков с тех языков, о которых немцы никогда даже не слышали. И вместо «русской мафии», они стали пользоваться термином «красная мафия» (интернациональная).
Нечто подобное происходит сейчас и с «русским фашизмом». Я абсолютно убежден, что русским он никак не является. Попробуем также разобраться: присутствует ли вообще такое социальное явление (именно явление!), как фашизм, в общественной жизни нашей страны?
Это очень важный вопрос, особенно если учесть, какой политический резонанс он имеет. Действительно несколько последних месяцев мы видим, я повторяюсь, как ряд СМИ, политических и общественных деятелей вновь муссируют тему экстремизма и фашизма, используя для этого любой повод. Надо сказать, что эта очередная волна не была для меня и ряда моих коллег неожиданной. Мы предполагали, что этот информационный накат будет иметь место, вне зависимости от реальных фактов.
Я обсуждал этот вопрос с руководителями соответствующих комитетов Государственной Думы. Не отрицая в целом данной проблемы, они все же склонны считать, что она значительно преувеличена. Не случайно в большом количестве появляются материалы о якобы небывалом росте «русского фашизма», что милиция не борется с этим злом, что Президент не борется, что страна скатывается в пучину ксенофобии. Любые преступления, совершенные в отношении выходцев из Азии и Кавказа, немедленно объявляются совершенными на почве национальной ненависти, их детали усиленно смакуются. Организуются конференции, «круглые столы» по проблемам экстремизма и ксенофобии…
В результате широкие слои населения втягиваются в обсуждение проблемы, которая в значительной степени является виртуальной. Которой, как социального явления в России – нет. Здесь уместно вспомнить слова А.Солженицына (Московские новости, 28.04.06) о том, что «ксенофобия исторически не была свойством русских, иначе не устояла бы империя из 120 наций. А словом «фашизм» у нас кидаются безответственно, как удобным бранным словом, чтобы не дать встать русскому самосознанию».
Более того, разве есть организации, стремящиеся к захвату власти в нашей стране? Нет таких организаций! Разве есть попытки изменения конституционного строя? Нет таких попыток! Разве есть политические партии с фашистской идеологией? Нет таких партий! Может быть, у власти находятся фашисты, хотя бы в каком-нибудь субъекте Российской Федерации, городе, селе? Тоже – нет!
О каком же явлении может идти речь, если его нет?
В свое время во ВНИИ МВД мы специально занимались изучением этого вопроса и не нашли этому серьезного научного подтверждения. Но уместен вопрос: тогда что же есть? Ведь дыма без огня не бывает. К сожалению, нужно признать отдельные признаки и фрагменты, увы, есть, но о них я скажу ниже. Но ведь в Европе (Франция, Германия) тоже не все спокойно по этой линии, однако фашистских и других ярлыков на государства Старого Света не навешивают.
Так для чего же все эти конференции, «круглые столы», пикеты и митинги, которые как бы являются проводниками развязанной информационной кампании? Для одних разобраться, в чем же всё-таки здесь дело заключается, для других, очевидно, помутить воду, дабы можно было при удобном случае сказать – как можно брать в расчет Россию, как можно считаться с ней, если это фашистское государство?
Предвижу ехидную реплику: «опять врага ищем, генерал». Да не врага я ищу, а налицо корыстные групповые интересы как внутри государства, так и за его пределами. Тут без связи политики, денег, ресурсов и криминала не обойтись. Некоторые изгнанники из зарубежных убежищ даже призывают к перевороту! (все это знают), а других, оставшихся в России, не покидают предвидения крушения власти «империи» в 2012 году.
Говоря об истоках и причинах национальной вражды, напряженности в межнациональных отношениях, проявлениях экстремизма и ксенофобии, особенно в молодежной среде, нельзя отрицать того, что у определенных молодежных групп имеет место неуважительное отношение к представителям той или иной национальности, или даже имеют место преступления против выходцев из неё, продиктованные этим отношением.
Но насколько эти группы многочисленны? Ведь сюда же пытаются притянуть и скинхедов, которые не имеют отношения к экстремизму, являясь обычными хулиганами-неформалами, а также представителей других неформальных молодёжных течений панков, металлистов, реперов и других, не забыты футбольные фанаты. Кроме того, делаются попытки подтянуть сюда и реальные банды.
Так, около года назад, в Санкт-Петербурге при задержании застрелили главаря такой криминальной организации. Мотивы экстремистские и фашистские в ней были. Но по всем признакам это уголовная (не политическая) банда с очевидными садистскими отклонениями, извращениями. Они ведь убили даже двух своих соучастников. И когда на основе жизни этих отпетых уголовников некоторые СМИ пытаются делать вывод о некоем фашистском подполье в Северной столице – это, уж согласитесь, слишком. А вот к заявлению губернатора Валентины Матвиенко о том, что нити этой банды ведут в Москву, нужно отнестись очень внимательно. Она политик серьезный, ответственный.
Поэтому сводить причины межнациональных конфликтов к чисто политическим, к тому, что молодежь не видит при этом режиме ориентир и своего будущего, а потому идет в фашизм (как это, в частности, прозвучало на радио «Свобода» 27.05.2006) глубоко ошибочно.
При этом почему-то часто замалчиваются другие причины, которых немало. Например, одна из таких причин заключается в том, что к нам приезжают люди иной культуры, с другими традициями, скажем из Закавказья или Азии. Порой они, следуя известной пословице, лезут со своим уставом в чужой монастырь, что, конечно же, вызывает раздражение, а подчас и негодование коренных жителей: вызывающее поведение этих гостей на рынках, отлов ими собак на еду, организация притонов для секс-рабынь, распространение наркотиков и т.п.
Следует подчеркнуть, что в нашей стране действуют более 150 преступных международных группировок (их зачастую называют этническими, что неверно), которые также создают отнюдь не позитивный фон для нормальных межнациональных отношений.
Статистика свидетельствует, что в 2006 году (данные МВД России) иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России совершено 53 тысячи преступлений (из них гражданами государств-участников СНГ порядка 47,5 тысяч), в то время, как против иностранных граждан – всего 15,5 тысяч. Комментарии, как говорится, излишни. Таким образом, иностранцы совершают против россиян в три с лишним раза больше преступлений, чем россияне против приезжих. Так о каком же фашизме может идти речь? И кого от кого надо защищать? А ведь в этом вопросе присутствует высочайшая латентность преступности, совершаемой иностранцами (их, вроде бы, в нелегальном состоянии присутствует в нашей стране чуть ли не под 20 миллионов человек), причем любое деяние против них – немедленно оповещается СМИ.
Но как только потерпевшими оказываются русские, то это никого вроде бы и не волнует, пресса, телевидение, радиовещание и правозащитные организации – молчат. Во время проведения в мае прошлого года в Государственной Думе «круглого стола» на тему «О проблемах законодательного обеспечения противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации», на это обстоятельство справедливо обратил внимание епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести. Владыко сказал: «Недавно…в Ингушетии было совершено 8 поджогов русских домов. Именно только русских. Расстреляна полностью семья. Приехала женщина 30 с небольшим лет на последних месяцах беременности по призыву, что пора возвращаться домой. Брошена граната. Погибла. Нигде об этом не говорилось».
Владыко также отметил, что активные разговоры о «русском» фашизме представляют собой порочное явление. “Нам навязывали все время облик «бандитской России», «пьяной России», «России развратной», а сегодня еще и фашиствующей. Это слишком серьёзный аргумент…мы должны подумать о нашей репутации на мировом поприще. Это очень важно. Слова нужно употреблять очень осторожно…Это относится к СМИ и правоохранительным органам«.
Коснемся теперь морального аспекта. А он таков, что некоторые представители иностранных диаспор монопольно захватили значительную часть экономики – торговли, рынки, другие отрасли народного хозяйства, уже совершают сделки с землей, разумеется, при помощи нашей доморощенной коррупции. Эти люди зарабатывают огромные средства, практически не платя налогов. Львиная доля добытых ими (далеко не всегда честно) финансов утекает за границу – на родину этих коммерсантов. Фактически речь идет об экономическом паразитизме.
А теперь представьте себе молодого человека, выброшенного на обочину жизни. Он не может получить хорошую работу, поскольку его родители не имели возможности дать ему образование. Да и на не слишком престижное место тоже особенно не приходится рассчитывать – поскольку все неквалифицированные работы в основном заняты иммигрантами, готовыми трудиться за копейки. Он видит, как «хозяева жизни» гуляют в ресторанах, разъезжают на дорогих автомобилях. И он, выросший вне какой-либо идеологии, вне нравственных ценностей, начинает бороться с этой социальной несправедливостью так, как умеет, и на что ему хватает воображения. Чего в этом больше национальной или классовой ненависти? Это тоже одна из важных причин порождения тех самых явлений.
Дело в том, что, строя так называемое рыночное общество, страну разворовывали, самым наглым, самым циничным образом. По сути дела, это происходило до того момента, как пост главы государства занял Владимир Путин. И сегодня мы не найдем никого, кто должен нести за это ответственность – все разбежались, все стали политологами.
Мы отказались от какой бы то ни было внятной идеологии, мы перестали целенаправленно заниматься нашей молодежью. Все учреждения, которые должны заниматься воспитанием молодежи, сегодня находятся в плачевном состоянии. Включая армию, а это – мощнейший институт воспитания. Дома спорта, стадионы, приватизированы и отобраны у молодежи, которая оказалась на улице, где организация досуга также не выдерживает критики. Произошло, дикое, искусственное расслоение общества. Было конечно социальное расслоение и в советские времена, но тогда никого не удивляло и не возмущало, что профессор зарабатывает больше, чем грузчик, а Министр внутренних дел больше, чем сержант патрульно-постовой службы. Теперь же основой для этого расслоение стало тотальное и многократное ограбление населения: обмен денег, дефолт, приватизация.
Кстати, насчет приватизации. Когда я был депутатом Верховного Совета, первоначально планировалось людям выдать наличные деньги – по 200 000 рублей на каждого человека. По тем временам это была огромная сумма. Но потом, вместо денег решили раздать бумажки – ваучеры. И колоссальные богатства страны, накопленные нашими дедами и прадедами, оказались украденными. И что же молодежь, лишенная воспитания, идеалов, перспектив оказалась на улице. И не удивительно, что в этой ситуации в роли врага – чужака, виновного в нищенской жизни россиян, оказался иммигрант, с иной внешностью, носитель другой культуры, и, увы, не всегда безукоризненно себя ведущий.
Я глубоко убежден, что основные причины существующей сегодня межнациональной напряженности лежат в социальной сфере. Когда на Россию вешается ярлык фашиствующего государства, почему-то замалчиваются причины того, что у нас стало 2 миллиона неграмотных детей, 4 миллиона попробовавших наркотики, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных, 2 160 детских домов, что в России в 8 раз в течение последних 30 лет увеличилось количество невменяемых убийц (был 1%, стало – 8%). Не говорят серьезно о причинах физической и нравственной деградации общества.
В апреле 2006 года мы провели в Государственной Думе «круглый стол» по теме «Истоки насилия и жестокости в обществе, меры их законодательного предупреждения». На него мы пригласили ведущих академиков, профессоров из организаций, влияющих на общественное мнение в стране. Широко была представлена молодежь, были специалисты по вопросам компьютерных технологий, в том числе и игр. Были приглашены представители шести самых известных правозащитных организаций. И что удивительно, никто от них, правозащитников, не пришел. А перед этим мы общались с ними, предлагали работать вместе. Но они не пришли, видимо им было не интересно. Пиариться, кричать о ксенофобии, и «русском фашизме», выступать перед аудиторией, которая не задает скептических вопросов это да. А вот конструктивно работать, заниматься серьезным анализом, это им не нужно.
Резюме этого круглого стола было следующим: разрушив старые идеалы и нравственные ценности, мы не сумели создать новых. И образовавшийся вакуум пытаются заполнить извне, навязывая нам вещи и взгляды, часто чуждые не только православным воззрениям, и воззрениям других традиционных религий России, но и просто нормальной физиологии человека. Постоянно внешние силы подбрасывают нам неприемлемые и опасные для многонациональной страны идеи, которые, проникая в общественное сознание нашего народа, начинают действовать как болезнетворные бациллы, разрушая и заражая все вокруг.
К сожалению, в силу всех этих и ряда других немаловажных причин наш социальный организм ослаб.
Отрадно, что сегодня на разных уровнях власти и в обществе наступает осознание необходимости возвращения к традиционным духовным и нравственным ценностям, которые на протяжении многих веков складывались в Российском государстве. Если мы обратимся к посланию Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, мы увидим, что он провозглашает в качестве одной из приоритетных, главных ценностей семью. И именно это главное, а не деньги, которые будут выплачиваться за каждого ребенка. Владимир Путин подчеркнул, что, только утвердив традиционные ценности семьи, можно решить демографическую ситуацию, а отнюдь не за счет иностранных иммигрантов. К счастью, наш Президент не одинок. Вместе с этим, идет осознание и осмысление и русского пути, роли нашей многонациональной страны в мире. Идет возрождение многократно осмеянного и оболганного патриотизма. И это прекрасно.
Что же необходимо сделать, чтобы оптимизировать межнациональные отношения в России, нейтрализовать все негативные проявления, мешающие установлению межнационального мира и согласия? Необходимо глубокое, объективное и всестороннее исследование происходящих в стране процессов по этой проблематике. И их результаты должны быть правдивыми, и свободными от политической конъюнктуры и спекуляций. Только тогда мы получим полную картину происходящего, которая позволит найти необходимое решение. Я глубоко убежден, что репрессивная политика и упор исключительно на работу правоохранительных органов, не решит проблему по искоренению экстремистских тенденций, проявлений вражды и нетерпимости на национальной, расовой или религиозной почве. Необходимо принять общегосударственные комплексные меры: в социальной сфере, в системе образования, в том числе и дополнительного, в области культуры и СМИ. Нужна широчайшая профилактика. Нужно вернуть отобранные у молодежи детско-юношеские учреждения, создавать новые, сделать работу в этом направлении одним из национальных приоритетов. Все это, конечно, делается, но пока что очень и очень медленно.
При этом необходимо принять в расчет, что усиление негативных тенденций в обществе свидетельствует о том, как говорил в свое время старик Маркс, что в сердцевине этого общества есть что-то гнилое. Поэтому всевозможные эксцессы на межнациональной почве, на мой взгляд, – не что иное, как тревожный сигнал о грядущей опасности. Задача же государства и общества – вовремя услышать его.
В этой связи весьма полезно было бы вспомнить исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России на протяжении многих веков последователей различных культур и религий. И одно из ведущих мест в деле достижения межнационального мира и согласия в России, конечно, должны занять общественные институты и традиционные российские религиозные объединения.
Ведь как верно сказал известный польский писатель Генрих Сенкевич (1846 1916): «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы».
Резолюция Круглого стола
«Гармонизация межнациональных отношений.
Роль власти и общества»
По итогам Круглого стола «Гармонизация межнациональных отношений. Роль власти и общества», проведенного 2 апреля 2007 года в городе Новосибирске, принято РЕШЕНИЕ:
- Считать, что межнациональные отношения слишком сложные и
деликатные, чтобы для их урегулирования использовались только
инструменты исполнительной и судебной власти. Свое слово должно
сказать и гражданское общество. - Для разрешения межнациональных проблем и профилактики
национальных конфликтов необходим диалог между представителями
различных наций. - Для организации межнационального диалога создать при городском
Совете Новосибирска постоянно действующий Круглый стол, состоящий
из представителей национально-культурных автономий и обществ,
консульских учреждений, исполнительной и законодательной
власти. - Заседания Круглого стола проводить не реже одного раза в
квартал. Эти заседания должны носить открытый характер с
обязательным освещением в государственных и муниципальных средствах
массовой информации. - С целью анализа и реализации предложений участников Круглого
стола создать Консультативный совет в составе:
– Бабаев Расим Сахиб-оглы председатель местной азербайджанской национально-культурной автономии города Новосибирска;
– Дубровин Юрий Иннокентьевич директор Сибирского филиала международной кафедры ЮНЕСКО прав человека и демократии при МГИМО (У) МИД РФ;
– Дуквен Иосиф Эдмундович – председатель ассоциации национально-культурных автономий и организаций Новосибирска и Новосибирской области;
– Лымарь Владимир Данилович – председатель комитета по религиозным, национальным и общественным связям администрации Новосибирской области;
– Люлько Александр Николаевич – депутат городского Совета, профессор кафедры прав человека и демократии ЮНЕСКО при МГИМО (У) МИД РФ, председатель Новосибирского отдела СРН;
– Попрыга Геннадий Павлович руководитель Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу;
– Слуянов Юрий Александрович Генеральный директор телерадиокомпании «Молодая культура Сибири»;
– Супрун Владимир Иванович директор Фонда социо-прогностических исследований «Тренды», профессор, доктор философских наук;
– представитель миграционной службы;
– представитель МВД;
– представитель прокуратуры.
6. Предложить законодательным, исполнительным и судебным органам государственной и муниципальной власти в своих решениях учитывать рекомендации постоянно действующего Круглого стола.
7. Информировать федеральные органы исполнительной, законодательной и судебной власти по итогам заседаний Круглого стола и о принятых на нем решениях.