Если верить чиновникам, импортозамещение и «антисанкции» привели к неслыханному расцвету отечественного сельского хозяйства. Теперь бы в это ещё и цены поверили, неумолимо скачущие вверх
В ближайшем Подмосковье заброшенные поля и огороды хотя бы застраивают гипермаркетами и особняками для «лучших людей эпохи». Но чем дальше от Москвы, тем меньше спрос на «родную землю». Не грузить же её, в самом деле, в вагоны и не везти в «фатерланд», как когда-то?!
А в Минэкономразвития РФ повторяют изо дня в день «молитву Грефа»: «Нам все привезут!» Пусть в обмен на продукты дать уже нечего, кроме родной земли.
Так ведь земли еще много!
Безработные из городов не торопятся в деревни, чтобы заниматься фермерством, которое, по заверениям телевизионных вралей, якобы стало крайне прибыльным бизнесом.
О перспективах аграрного сектора при нынешнем курсе власти мы побеседовали с человеком, много лет работающим непосредственно на земле, Валерием Турковым, главой крестьянско-фермерского хозяйства из Доволенского района Новосибирской области. Сейчас в его хозяйстве 225 голов дойного стада, общее поголовье крупного рогатого скота – 500 голов, 120 лошадей. Ежегодно хозяйство получает около 5000 литров молока на одну фуражную корову.
Хозяйством Валерий Николаевич занимается уже более пятнадцати лет. До 2010 года – исключительно полеводством. Тогда еще было выгодно. Топливо не стоило так дорого, как сейчас. В 2011 году занялся плотно животноводством, пока ещё позволяющим получать хоть какую-то прибыль.
– Как оцениваете аграрный курс власти, как на федеральном, так и на региональном уровне.
– Если всё будет идти так, как идет – нынешнее поколение крестьян окажется последним отрядом кормильцев России. Мы трудимся на свой страх и риск. А государство разделить с нами риски категорически отказывается. Начинающий фермер не может купить себе комбайн за 10 миллионов. Откуда у него такие деньги?! Когда государство будет напополам с фермером или с руководителем хозяйства брать на себя риски, тогда и начнется реальное импортозамещение.
Как сейчас это делается в Белоруссии.
Хочешь Иванов или Сидоров заниматься животноводством – твой скот, база государственная или наоборот. Одинаковые риски. А иначе какой смысл гробить себя и свою семью?!
– Можете ли назвать общественные объединения, которые реально отстаивают интересы крестьянства?
– Откуда им взяться? Во власть берут людей, умеющих приспособиться и не перечить даже откровенной глупости. А любое низовое движение попадает под каток региональной номенклатуры. Тем временем село гибнет. У нас в районе из действовавших до недавнего времени 12 хозяйств осталось одно живое и одно чуть живое! Но скоро и они исчезнут! Явятся судебные приставы, последнее отберут за долги и больше ничего не будет. Есть населённые пункты, где уже нет сегодня вообще никаких признаков жизни. Некоторые сёла не сгинули только лишь благодаря праведникам, пашущим и сеющим, несмотря на абсолютно античеловечный характер сегодняшней российской экономики. Их не удостаивают даже нормального человеческого разговора. А они могли бы «стратегам» очень многое подсказать.
Только ведь их подсказки в свой личный карман не положишь!
А ведь могли бы быть море молока и горы мяса. Своего, а не привезенного из Аргентины! Но только если государство действительно будет с нами «в доле»! Руководитель хозяйства постоянно в раздумьях: или построить новый коровник за «свалившиеся с неба» 40 миллионов или купить в Новосибирске несколько квартир «для своих» и сбежать вместе с ними.
– Но вроде бы «Народный Фронт» начал что-то делать, слухи ходят про какую-то личную спецслужбу Путина, пытающуюся навести порядок в стране. Неужели всё действительно безнадежно?
– Да в «Народном Фронте» те же самые номенклатурщики рулят. Тот же самый «продукт распада», что и в «Единой России». Я начинал свой политический путь в этой партии. И хорошо знаю эту смесь «ума, чести и совести нашей эпохи»! На начальном этапе в «ЕдРо» приходили люди здравомыслящие, с пониманием, что нужно каждому муниципальному образованию. А когда «ЕдРо» слилась с Аграрной партией, туда немедля записали всех глав, руководителей районов. А тех, кто создавал партию, послали лесом.
В нашем районе у меня была одна из сильнейших партячеек. И когда партию «переформатировали», все приспособленцы побежали туда. А мне с этими ребятами не по пути, я вышел из “ЕдРа”.
– Но вы всё же участвуете в выборах… Похоже, ещё надеетесь чего-то добиться?
– Добиться можно, когда ты победил на выборах.
А у партии власти ты никогда их не выиграешь.
Предыдущие выборы показали, что номенклатура может идти и по головам, и даже по трупам (в прошлом году, когда Валерий Турков выдвигался депутатом в ЗС НСО, после многочисленных угроз с настойчивым требованием снять свою кандидатуру злоумышленники сожгли доильный комплекс в его хозяйстве — К.Б.). На нынешние выборы в Госдуму смысла особого идти пока что не вижу. Затопчут, задавят. Сделают всё, чтоб простой человек в Думу не попал. Пройдут лишь большие денежные мешки. Все прекрасно знают, какая сумма требуется, чтобы стать депутатом.
– Так что же делать гражданам России, нынче массово теряющим работу? Есть смысл посвятить себя фермерскому хозяйству, чтобы прокормить хотя бы собственную семью?
– Даже врагу не пожелаю становиться фермером… Вот личное подсобное хозяйство – другое дело. Корова, гуси, куры, картошка, огородничество. Но не более.
Лезть в кредитную кабалу – самоубийство. Пока государство и фермер не несут одинаковые риски, толку не будет. Сами знаете, на солярку повысили акциз на 2 рубля. С тех пор, как я начинал, солярка выросла в цене в 5 раз, а закупочные цены на молоко и другие продукты остались на уровне семилетней давности.
У нас закупают молоко по 20 рублей, делают из него молочный напиток и в результате имеют десятикратную прибыль. Молоко настоящее – два дня и скиснет. Которое в холодильнике месяц стоит – это уже не молоко.
Беседу вёл Кирилл Брагин