«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Завершение статьи. Начало здесь
Диаметрально различный характер нравственных установок цивилизаций Запада и Востока в индивидуализации и консолидации поведения людских масс находит свое социальное выражение в организационных приоритетах общественной практики. «Индивидуализированный» характер общественной жизни Запада получает наиболее очевидное выражение в производственно-экономическом укладе совместной деятельности людей, нацеленном прежде всего на созидание отдельных предметов и накопление вещественного богатства для личного существования, где правила «совместных действий» индивидов следуют за тяготением «вещественных масс», а Политика направляется Экономикой, выступает ее конечным общим итогом. Иные акценты расставляет семейно-родовая жизнь Восточной цивилизации, где высшая воля «небесного Отца» изначально устанавливает законы разумного поведения его детей: в силу такой верховной предопределенности общественной практики политика здесь утверждает свою власть над ходом экономического воспроизводства.
Нравственная противоположность практических устремлений Запада и Востока «идейно» преодолевается характером общественной жизни Арктической, северной цивилизации, социальным ядром которой выступает Россия. «Россия, – констатирует Н.А.Бердяев, – не может определять себя, как Восток, и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем”. В жизни северной цивилизации главным действующим лицом выступает не индивид и не семья, а «народ», этнос как «одухотворенное объединение» равноправных лиц, связанных между собой «идеальными ценностями» и представляющих социальное пространство «братского союза», основанного не на «семейно-родовой» иерархии низших и высших, а духовной, дружеской связи равноправных лиц. Если практическим императивом западного мышления служит требование «столкновения противоположностей», то генеральной идеей русской души становится сверхлогический принцип «божественного откровения», «творческого вдохновения», «нравственного обновления» бытия, сокровенный смысл которого выражен в христианской идеологии самопожертвования как «сверхличностном самоопределении» человека в свете абсолютной истины. “Здесь тайна русского духа, – заключает Бердяев. – Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к абсолютному во всем; к абсолютной свободе и к абсолютной любви”. Конечной тайной исторической жизни человечества является дух творчества, пробудить который к социальному действию и призван всечеловеческий, соборный настрой русской души.
Действительно целостный, созидательный потенциал практической воли людей представлен в мировой истории одухотворенной жизнью этнических сообществ, выражающих внутреннее, душевное родство индивида и коллектива. «По существенному своему значению, – подчеркивает В. С. Соловьев, – общество не есть внешний предел личности, а ее внутреннее восполнение». Этнос – это естественноисторическая общность людей, связанных между собой единством происхождения и исторической судьбы, узами кровного и духовного родства, совместного хозяйства, общностью территории, языка, культуры. Высшей формой существования этнического сообщества является нация как социокультурный продукт целенаправленного воспроизводства людьми особенностей совместной жизни на основе сложившегося нравственного идеала, путем самоопределения своей «национальной идеи». Можно сказать, что «нравственная идея» как созидательнаяч сила идеального единения людей преображает народ в «нацию». В этом плане «нация» есть этнокультурная общность людей, связанных духовным единством и осмысленно развивающих в совместной деятельности свою коллективно-родовую особенность, сознательно утверждающих свою самобытность в мировом сообществе на основе «национальной идеи», претворяющих в своих действиях социальный лик «национального идеала». “Ибо идея нации, – полагает Владимир Соловьев, – есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности”.
Основными социально-историческими силами “социо-культурной”, “этнокультурной” стратегии в развитии современного мирового сообщества выступают национальные объединения русских и евреев. Различие стратегических установок евреев и русских в мировой истории состоит в стремлении первых к построению «моноэтнического государства» Израиль, тогда как нравственные приоритеты русских нацелены на создание «многонационального», «полиэтнического государства», устремлены к реализации идейной полноты нравственной жизни многих народов.
Главной особенностью Северной, российской цивилизации, отличающей ее как от Запада, так и Востока, является то, что она представляет собой в первую очередь социально-политический союз «этносов» как духовно-нравственных объединений людей на основе «идеальных национальных ценностей», выражающих творческие силы народов как «дружеских», «духовно-братских» объединений людей. Если идейной основой Западной цивилизации служит меркантильное соглашение вполне суверенных индивидов, временно связанных между собой совпадением личных интересов, а внутренним началом семейно-родового единства Восточной цивилизации выступают прежде всего натуральные, кровно-родственные узы между людьми, выражающие их «общую природу», то нравственным основанием коллективной жизни народов Северной цивилизации становится дух «братской любви», дружеской «взаимопомощи» в отношениях между людьми как генеральном условии их выживания в экстремальных условиях вечной мерзлоты. «Такова Моя заповедь, – говорит Христос своим ученикам, – чтобы вы любили друг друга, как и Я возлюбил вас. И никто не имеет большей любви, чем та, чтобы кто-нибудь свою жизнь положил за своих друзей» (Иоанн 15: 12-13). В этой «дружеской проекции» Северная цивилизация представляет социо-культурную, идеально-творческую суть общественной жизни.
Наиболее зримым выражением «этно-национальной» особенности северной цивилизации служит воинская «дружина» русских князей, где князь выступал не как командор солдат-наемников, действующих лишь ради личной выгоды, и не как повелитель восточной «орды», не знающей иной личной «воли», помимо воли «верховного Отца», а как наиболее авторитетный и отважный воин, собственным примером воодушевлявший своих «побратимов» на бой ради общей «Правды-Истины». Если предметной основой Западной цивилизации выступает свободный индивид, а генеральным субъектом Восточного мира оказывается «общий предок», определявший общие границы допустимых действий своих детей, то бытийной основой этно-национального, братского объединения народов Северной цивилизации становятся «особые ценности», соединяющие людей сугубо «личными связями», но обретающими над ними духовную власть, подчинющими индивидов «сверхличной воле». Конечным основанием этой сверхличной духовной детерминации поведения индивидов в рамках «дружеской парадигмы» Северной цивилизации оказывается пространство «нравственных идеалов». Таким образом, не экономика и не политика управляют жизнью народов Северной цивилизации, а мир «идеалов», сфера идеального творчества, то есть «культура». Следовательно, генеральной основой исторической жизни северной цивилизации служит сфера духовного творчества людей по формированию «идеальных канонов» своих целенаправленных совместных действий. Без должного развития духовной культуры «гражданский мир» северной цивилизации гибнет: этот распад «северной цивилизации» можно наблюдать во всей очевидности в исторических катаклизмах российской жизни ХХ-XXI веков. Сегодня наиболее тяжкие следы нравственного разложения северной традиции мы видим в безумии украинского этноса, решившего растворить собственную самость в «европейском прагматизме». Спасение северной цивилизации от гибели заключается в возрождении идеалов «национальной культуры».
Главная беда исторической жизни как советской, так и современной России состоит в «русофобии» как ограничении политических прав русского народа на образование в рамках общефедеральной целостности «русской автономной республики», что и определило общую нравственную деградацию основной массы российского населения. На фоне нынешнего нравственного упадка «русского этноса» роль «гражданского лидера» современной РФ попытался восполнить чеченский народ, но его сил недостаточно для консолидации российских земель. Поэтому спасение РФ от нравственного разложения напрямую будет связано с преодолением «русофобии» в политике Кремля, с ускоренным формированием в рамках федеративной целостности «русской автономной республики», способной пронизать братским духом «русской земли» общефедеральное тело России и скрепить его нравственными узами.
Поскольку этническое сообщество сильно своими нравственными идеалами, постольку главной идейной предпосылкой возрождения России в современном мире будет устранение из Коституции страны статьи №13, запрещающей россиянам иметь свою государственную идеологию. Запад очень хотел бы навсегда оставить нас безумными, не ведающими «высших смыслов» исторической жизни людей. Всё сегодня зависит от принципиального решения Кремля пойти на идейный союз с русским народом как основным этническим сообществом российского социального объединения: время для его нравственной консолидации еще есть, но оно крайне ограничено для полноценного развития гражданских масс.
Бог не в силе, а в Правде! За Русскую Волю и Святую Русь!
Л.А. Гореликов, доктор философских наук