Глобальный конфликт цивилизаций в нравственных приоритетах нашего времени

  • Post category:Статьи

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»


Сегодня уже нельзя отрицать действительность глобального конфликта цивилизаций, поставившего мировое сообщество перед реальной угрозой самоуничтожения рода человеческого. Пожар новой мировой войны становится главным атрибутом нашего времени, охватившим своей разрушительной стихией гигантские пространства Центральной и Передней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки и вплотную подступившим к странам Европы, разделяя страны и народы на противоборствующие социокультурные системы и отвергая возможность их совместного будущего. Цивилизация представляет собой технократический способ коллективной жизни людей в максимально широких духовно-практических основаниях, характеризующих ее качественно самобытный характер, выражающих ценностные установки действий людских масс в созидании потребного будущего и определяющих идейный горизонт их взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Другими словами, нравственные идеалы выражают природу и исторические стремления цивилизаций.

Существенной чертой разгорающейся мировой войны XXI века стал ее «гибридный», неклассический характер, отвергающий четкие определения прежних эпох, лишенный резких различий между состоянием войны и мира, стирающий контрасты горячей и холодной стадий войны в переплетениях мирных инициатив и военных провокаций, устраняющий непрерывную линию фронтов противоборствующих стран и народов и демонстрирующий постоянную готовность социокультурных систем к борьбе за выживание в глобализованном мире, где главными субъектами выступают не государства, а полуцивилизованные сообщества, когда поведением людей управляет не разум, а массовый инстинкт борьбы за жизнь. Эту «мозаичную войну» ведут не страны, но народы, для которых «война» выступает не экстремальным случаем, а постоянным фактором повседневного хода событий, гражданского или военного противостояния, когда смертельная угроза может возникнуть из ниоткуда, в любое время и любом месте, а гибель общественного организма оказывается результатом не внешнего удара, а внутреннего разрушения общественного самосознания людских масс. Можно сказать, что современное человечество погружается в «доисторический хаос» своих первобытных влечений, насыщенный всеми достижениями научно-технического разума, но так и оставшийся подвластным инстинктам животного насилия как главного аргумента в борьбе за жизнь. В условиях пробуждения духов прошлого современный мир поляризуется в своих исторических возможностях, когда конфликт цивилизаций должен наглядно раскрыть «действительный потенциал» разума в истории человеческого сообщества, четко определить ее созидательный или же деструктивный характер, установив конечной целью всего исторического движения или гибель человечества или же его возвышение к качественно новому состоянию социума как претворению идеалов Культуры. В данном контексте невольно возникает вопрос о нравственном лидере современной цивилизации, о новом пришествии «мессии» как возможном «спасителе» мирового сообщества от исторической гибели, о «наиболее перспективном» субъекте созидательных усилий человечества.

На первом этапе современного мирового конфликта, ознаменованного в своем начале взрывом Башен-Близнецов, технологически наиболее мощный общественно-политический союз стран Запада почти полностью разрушил государственно-административную организацию жизни исламских народов Южной цивилизации, опасных для соседей своей радикальной идеологией «джихада» – «священной войны» как высшей религиозной обязанности каждого мусульманина. Военный удар западных союзников по наиболее устойчивым «светским режимам» исламского юга был объективно нацелен на обострение геополитической ситуации в мире, на усиление нравственной конфронтации правоверных мусульман, исповедующих в повседневной действительности вечную волю Аллаха, и релятивистской идеологии западного «мультикультурализма», отвергающего какие-либо «абсолютные ценности» помимо успехов в «совместном выживании» индивидов: «индивидуальная жизнь» человека – это и есть «высшая мера» ценностных приоритетов западной цивилизации, провозгласившей «свободу» нравственной основой глобального социума. Наиболее отвратительным для традиционной религиозной морали проявлением релятивистской идеологии мультикультурализма стало признание в европейском социуме «нравственной правомочности» сексуальных извращений «содомии» и «лесбианства».

Практический смысл наблюдаемой в действиях западных стран установки на усиление социально-политической конфронтации в современном мире состоит в желании навеки закрепить собственный успех недавней победы над СССР путем полного подавления возможных центров социального сопротивления своей геополитической экспансии. Императивы «материалистической диалектики» Маркса, Энгельса, Ленина продолжают управлять исторической жизнью современного мирового сообщества, утверждая в ее содержании абсолютную власть борьбы противоположностей и относительный, временный, преходящий характер нравственного единства людских масс. Ныне Запад после уничтожения главных своих противников среди вождей Южной цивилизации приступил ко второй фазе в реализации планов достижения мирового господства – перенацелил собственные силы для удара по наиболее опасной для него Арктической цивилизации, евразийской по «геополитической природе», вбирающей в себя некоторые черты как Запада, так и Востока и потому способной к гибкому противоборству с обоими полюсами.

Если Западная цивилизация утверждается в мировом сообществе как собрание вполне «свободных индивидов», временно спаянных совместным интересом в освоении внешней среды, то Восточная цивилизация оформляется прежде всего как семейно-родовое объединение людей на основе нравственного приоритета общих начал над индивидуальными свойствами, превосходства воли отцов над желаниями детей. В то время как практическая сила Запада определяется идейной подвижностью содержательных различий личностного самосознания индивидов, духовная мощь Востока, собранная в нравственной преемственности исторического генезиса китайского социума, основывается на внутренней непрерывности традиций «семейно-родовой» жизни людей, обеспечивающей поступательный ход истории и утверждающей «семью» генеральной формой мирового устройства во главе с небесным Отцом и земной Матерью. Патерналистская идеология определяет исторический смысл Восточной цивилизации, склонной к иерархической организации социума, пронизанного духом незыблемых общих ценностей и подчиненного в повседневной практике священной воли «верховного Отца» как всеведущего наставника народных масс…

Л.А. Гореликов, доктор философских наук


Начало. Продолжение завтра


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments