Как обычно, наши либеральные СМИ просто-напросто постарались замолчать событие, имеющее для России, возможно, судьбоносное значение. Ведь проводила его не японо-мать Хакамада, посылавшая голодных шахтеров собирать грибы в лесу, и не брызгающая желчью Новодворская. Вот они-то очень частые и желанные гости на телевизионных экранах. А здесь всего-навсего представители народа, того самого плебса, на которого давно уже не хотят смотреть даже сквозь объективы телекамер. Я сейчас говорю об участниках Всеросссийского совещания движения «Народный собор», которое проходило 26 мая в Москве. И оно было действительно народным, привлекшим делегатов от Хабаровска до Калининграда. Был там и единственный представитель от нашей области, это координатор общественной группы «Экология» города Лебедяни Вячеслав Михайлович ЯСЕНКОВ. С ним я сегодня беседую.
— Вячеслав Михайлович, прежде всего, как вы попали на это совещание?
— Честно говоря, для меня самого это было неожиданностью. Но получил официальное приглашение и, естественно, поехал, так как и раньше слышал об этом движении и его идеи были созвучны с моими.
— Признаться, и с моими тоже. Сколько раз я уже ломал голову над таким вопросом. Мы живем в очень богатом и самодостаточном государстве. А задача государства— прежде всего обеспечить достойную жизнь своим жителям. Ну вроде бы мы как одна семья, где должны царить мир и спокойствие, где старший помогает младшему, сильный защищает слабого, где от всеобщего согласия зависит само существование этой семьи. И только так— иначе зачем нам государство? И если, например, есть хлеб и топливо в этой семье, то все будут сыты и согреты. Почему же до сих пор в большой российской семье все наоборот?
— Да разве только вы задумывались над этим? Как оказалось, подобными мыслями озадачиваются процентов 70-80 жителей страны. Вот потому-то на совещании неоднократно озвучивалось именно это понятие: «Государство-Семья». Оно как нельзя лучше отражает все наши тысячелетние религиозные и мировоззренческие традиции. Как говорилось на совещании, «семейные отношения» вообще блестяще иллюстрируют то, каким должно быть гармоничное государство, построенное не на антагонизме и даже не на уравниловке, а на всеобщей солидарности. А у нас же пока понятие государства трактуется на западный манер как «группа наемных*менеджеров, взятых обществом для управления страной».
— Ох, Вячеслав Михайлович, семья, конечно, — это идеальное устройство. Но как можно запрячь в одну упряжку «орла и трепетную лань»; будут ли, например, мне помогать «старшие братья» Абрамович или Потанин? От таких родственничков дождешься! Да и вообще, разве не от семейных отношений идет выражение «бедный родственник», что означает совершенно бесправного и униженного члена семьи? Разве можно в сегодняшнем нашем обществе добиться добропорядочных «семейных» отношений?
— Да, тут надо вспомнить того самого легендарного сантехника, которого вызвали в райком партии водопровод чинить, а он сказал, что мелким ремонтом здесь не обойтись — нужно всю систему менять.
— Так «Народный собор» за смену всей системы?
— Вот именно. Но цивилизованным, конституционным путем. Сейчас уже всем стало ясно, что «либеральный проект» обустройства России с треском провалился. И не только потому, что он привел к глобальному обнищанию и унижению большинства населения страны, но и потому, что показал полную несовместимость с основными ценностями, духовными, культурными и историческими традициями Русской цивилизации. Но Запад всячески настаивает на продолжении ельцинских «реформ», всячески содействует этому— ведь он уверен, что в конце концов все это приведет к уничтожению России как суверенного единого государства, что и есть давняя голубая мечта Запада. Ведь тогда он сможет взять под свой контроль и все российские территории, и все российские ресурсы. Вот и наступит вожделенный «новый мировой порядок», где России в лучшем случае предстоит роль самого бедного родственника. В худшем же она вообще исчезнет с карты Земли.
— Так что же нужно сделать, чтобы этого не случилось?
— Как раз и менять систему, весь курс дальнейшего развития страны. А именно вернуться к той триаде, на которой еще держалось Царство Московское— основоположник наших духовных и культурных традиций. Эта триада— «Духовность— Державность— Соборность». Духовность— это приоритет высших интересов и мотиваций над грубым материальным расчетом: душа, совесть, честь и долг для нас всегда являлись более важными, чем потребности желудка, жажда власти и наслаждений. Державность— безусловное и ничем не ограничиваемое право нации самой суверенно определять свои национальные интересы и приоритеты, государственное и общественное устройство, максимально соответствующее ее собственной духовности, системе ценностей и миропониманию. Соборность— как раз и есть восприятие нации как единой «большой семьи», с общими интересами, миропониманием, культурой и исторической судьбой, и совместное (соборное) служение всех общенациональному («общесемейному») делу. Вначале эта триада по сути своей, по духу была чисто православной, но по мере становления русской государственности превратилась в общенациональную ценность, определяющую всю жизнь Руси. То, что с таким ожесточением и сладострастием разрушают сейчас «реформаторы».
— Но ведь, Вячеслав Михайлович, эта так называемая триада, на мой взгляд, может уже претендовать на национальную идею: коротко и всеобъемлюще. На идею, которой нам так не хватало для дальнейшего развития и процветания все эти бесовские перестроечные десятилетия. Нельзя же действительно за национальную идею взять так навязываемый нам сейчас лозунг «Обогащайтесь!». Быть богатым, конечно, хорошо, но только если это не единственная и не самая главная цель в жизни и если обогащается вся страна, а не единицы на фоне сплошной нищеты. Только вот опять все тот же вопрос: как претворить эту замечательную идею в жизнь?
— Чтобы вам ответить, я сейчас просто процитирую кусочек Концепции устройства Российского государства, которое будет вынесено на обсуждение первого (учредительного) народного собора. Суть в возвращении на государственном уровне от несуществующего «союза равноправных народов» к исторически сложившейся Единой (иначе говоря «имперской») Русской Нации. Именно Единая Русская Нация должна быть объявлена носителем государственной власти и открытой для всех «русских по духу», осознающих свою к ней принадлежность. Этнически нерусские, но «русские по духу» являются членами одной с нами Русской Нации, получая абсолютно равные с этническими русскими права и возможность вхождения в общую «имперскую элиту». Это означает переход от нынешнего противоестественного «равенства народов» к реальному равенству граждан.
— Но если будет реальное равенство граждан, будет «единая семья», то это означает, что и все российские ресурсы должны стать «общесемейным» достоянием.
— Совершенно верно. Территория России, ее природные ресурсы и ископаемые являются коллективной собственностью нации, с использования которой каждый из нас имеет право получать свою долю дохода в виде гарантированных государством социальных благ, гарантированного права на получение бесплатного образования, медобслуживания и достойную жизнь в старости.
— Но ведь это уже было. При том же социализме.
— Как говорится, Федот— да не тот. При социализме доминировало государство, оно работало в первую очередь на самое себя. А должно работать только на народ.
— Прекрасно. Но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. И где и как нам найти таких людей, которые бы вели нас не в пропасть, а к вершине? Нашими политиками уже столько бесплодно обещано, что люди вообще потеряли веру в какое-либо благородство и честность власть имущих и к власти стремящихся. И уж извините, Вячеслав Михайлович, что я так построил нашу беседу, что вы будто бы один из учредителей «Народного собора», а не рядовой делегат прошедшего совещания. Но и в этом качестве вы достаточно компетентно отвечаете на все мои вопросы, поэтому спрошу еще вот что. Какое же будущее политическое устройство страны предполагает Собор?
— Собор является высшей формой представительного народовластия. Он задает основы государственной идеологии, принимает Конституцию, а также избирает президента. По представлению президента принимает перспективную программу социально-экономического развития страны на срок не менее семи лет, а в дальнейшем заслушивает отчет президента о реализации программы и на этом основании делает вывод о целесообразности продления полномочий президента на новый срок. Для обеспечения постоянного контроля за соответствием текущей политики высказанной на Соборе «воле Нации» из числа делегатов Собора избирается Высший совет нации. Как видите, это уже полное народовластие— в какой-то степени аналог тому Учредительному собранию, которое большевики разогнали в 1918 году. Нынешние либералы очень критиковали их за это, но сами почему-то Учредительное собрание для управления страной созывать не стали. Впрочем, это понятно: представители самых широких масс населения грабить либералам Россию не позволили бы.
— А теперь еще вот о чем. Ну прошел «Народный собор», народ, нация выразили на нем свою волю. Будут ли решения Собора легитимны? Ведь даже в Конституции пока нет такого института власти.
— Да, это так. И при нынешнем составе Думы внести в Конституцию изменения, касающиеся Собора, вряд ли возможно. Но ведь у людей есть полное право созвать пока общественный аналог такого Собора. И пусть его решения не будут иметь законной силы, но с волеизъявлением самых широких масс народа вряд ли кто может не посчитаться, предъявляя людям свои предвыборные программы. Да и скорее всего победит тот, кто в своих программах определит свою поддержку «Народного собора». А там уже и недалеко и до изменения Конституции. Да если еще нация выразит свою поддержку «Народному собору» на предварительном Всероссийском референдуме. И ни в коем случае нельзя откладывать это важнейшее дело в долгий ящик. Поэтому, видимо, уже в сентябре нынешнего года в Москве пройдет Первый (учредительный) «Народный собор». И все это в полном соответствии с третьей статьей Конституции РФ— только именно народ, а не очередная партия власти будет вправе сделать исторический выбор пути развития России. Главным политическим предвыборным лозунгом 2007 года должен стать такой: «Народ сам определит свой путь!». И от согласия или несогласия с ним будет зависеть общественная поддержка той или иной партии.
— Ну вот теперь все более-менее ясно. Кроме одного. Сможет ли такое «семейное государство» действительно изменить жизнь к лучшему любого рядового человека— хотя бы в той же нашей славной Лебедяни? Вот сейчас-то лично вы как мучаетесь со «всенародно избранной властью». Собирали подписи против уничтожения парка Ворошилова в самом центре города и строительства на этом месте очередного торгового заведения. Магазин стараниями власти все равно построен. Протестовали против уничтожения зеленых насаждений у больницы, против строительства в этом, пожалуй, самом неудобном и опасном месте самой большой в городе общеобразовательной школы. Но исполнительная власть с настойчивостью все же до сих пор пробивает это строительство. И ведь таких примеров более чем достаточно. Думаете, при соборном устройстве страны что-то изменится?
—Ведь это устройство что подразумевает? Вся полнота исполнительной власти принадлежит президенту, который в свою очередь находится под контролем Высшего совета нации. Президент же назначает всю исполнительную власть вплоть до городского и районного уровня с населением более 100 человек. На нижестоящих уровнях исполнительная власть, как и сегодня, избирается прямым тайным голосованием. Только при этом избранная власть при несоответствии ее заявленной программе может быть незамедлительно убрана с занимаемой должности.
— И последнее. Кто же стал инициатором создания «Народного собора»?
— Сейчас перечислю. Это движение «Народный собор», фонд «Отечество», фонд «Единая Нация», Международный Союз общественных объединений, Союз ветеранов Вооруженных сил и правоохранительных органов, «Военно-Державный Союз», Союз казаков России, движение «Преображение». Видите, даже сами названия организаций о многом говорят. А вообще-то инициатором создания Собора может стать любой человек, желающий изменить и свою жизнь, и жизнь своей страны к лучшему. Любой человек, кому дорога Россия.
Евгений ЗЕЛЕНЕВ,
г. Лебедянь.
«Липецкие известия», № «4 (867).— 13. 06. 2007.