Замечания к концепции «Основ государственной идеологии России, её общественного и государственного устройства»

  • Post category:Статьи

Всероссийская общественная организация

«Движение национального подъема»

  1. Концепцию «Основ государственной идеологии России, её
    общественного и государственного устройства», внесенная на
    обсуждение первого (учредительного) общественного Собора следует
    признать позитивной. Позитивен принципиальный отказ авторов
    концепции от любой формы поддержки «оранжевой» революции в России,
    как средства возвращения к полному контролю Запада над политикой и
    экономикой России в ельцинские времена.

    Заслуживает внимания также модификация уваровской идеологической триады для современных условий: Духовность, Державность, Соборность.

  2. Разумный компромисс достигнут в разрешении Национального
    вопроса.
  3. Несомненно, правильным является возвращение к исключительно
    территориальному (губернскому) делению с исключением национальных
    республик, что сейчас эволюционно и осуществляется администрацией
    Президента Путина.
  4. Следует поддержать идею построения государства на основах
    солидарности всех конструктивно настроенных этносов, а также
    введённую зависимость исполнения гражданином своего долга
    (гражданского и социального) перед государством и нацией с
    предоставлением ему соответствующих прав и введение понятия
    социальной ответственности каждого гражданина.
  5. Особого внимания заслуживает давно назревшее положение о личной
    персональной ответственности руководителей исполнительной власти
    всех уровней (включая, Президента) в сочетании с предоставлением им
    самых широких полномочий в решении поставленных задач.
  6. Из проекта, на наш взгляд, следовало бы исключить только пункт
    об избрании Президента страны Собором, оставив существующий вариант
    общенародного избрания, однако внести положение о возможности
    отрешения Президента от власти Собором в случае явного нарушения им
    выработанных стратегических направлений развития страны. В случае
    же передачи функции выборов Президента Собору, он становится
    игрушкой в руках Собора и перестаёт играть самостоятельную функцию
    национального Лидера и вся вертикаль исполнительной власти
    рушится.
  7. В экономической части следует поддержать признание территории
    России и её природных ресурсов коллективной собственностью всей
    нации с соответствующими последствиями для всей экономической
    системы.


Рассматривая представленную концепцию в целом, нужно отметить, следующее:

  1. Она возвращает в систему политического устройства давно
    назревший представительный орган высшей власти (названный в
    концепции Общественным Собором), аналогичный ранее действующему
    Съезду Народных депутатов, который даёт системе власти
    дополнительную устойчивость, в тоже время не нарушая вертикаль
    исполнительной власти, которую следует только укреплять.
  2. Разделяет Представительную и Законодательную власть, оставляя
    Законодательную власть за Государственной Думой (правда при этом
    непонятно зачем лишая её права законодательной инициативы), а всю
    Представительную власть отдавая Собору.
  3. Собор, в такой системе власти, естественно берёт на себя
    функции высшего арбитра, следящего за тем, чтобы исполнительная
    власть не отклонялась от выработанного стратегического курса
    развития страны, но при этом не вмешиваясь в вопросы
    управления.


Однако, главным недостатком представленной концепции, на наш взгляд, является не проработанность механизма (или технологии) реализации концепции на практике.


  1. Проект действительно не является ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВОЙ
    ни одному из существующих проектов на национально-патриотическом
    поле и не вступает с ними в радикальный конфликт. Однако,
    необходимо помнить, что выдвигаемый той или иной политической силой
    или партией политический проект, является не столько идеологией,
    сколько СОБСТВЕННЫМ БРЕНДОМ данной политической партии или группы,
    и, в этом смысле, отстаивание его «особенности» является частью
    политической борьбы.
  2. Сам народ, к сожалению, не обладает способностью не только
    выработки концепции своего существования, но даже не способен
    оценить предлагаемые ему варианты решения тех или иных задач и даже
    ещё более – не способен даже осознать собственные фундаментальные
    интересы, кроме самых примитивных (больше хлеба и зрелищ).
    Объективно интересы народа, а тем более пути их достижения
    вырабатываются НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТОЙ, а не всем народом. В этом
    смысле Собор как раз и является средством выделения Национальной
    элиты, которая и формулирует интересы народа и сопоставляет их с
    реальным курсом исполнительной власти, вынося решения об их
    соответствии.
  3. Не определен механизм достаточно представительных выборов
    депутатов Собора в условиях того, что такой политический институт
    не прописан в действующей Конституции. На Земские Соборы в прошлом
    выборы проходили по пропорциональной системе от каждого сословия.
    Но сейчас сословий в России нет, а есть только перетекающие друг в
    друга социальные группы без чётких границ.
  4. Даже если бы выборы делегатов были бы как-то проведены и
    Учредительный Собор был каким либо путём собран, остальные
    политические силы вовсе не заинтересованы в том, чтобы признавать
    его решения и встраиваться в выработанную Собором систему.
    Совершенно невероятно чтобы, скажем, «Справедливая Россия», имея
    самостоятельный политический бренд и реальные шансы получить власть
    в рамках существующей Конституции, пошла бы «под Собор». Тем более,
    это невероятно для «Единой России», уже имеющей в руках
    административный ресурс. Скорее всего, факт проведения такого
    Собора оформившиеся политические партии и силы постараются просто
    НЕ ЗАМЕТИТЬ.
  5. Чтобы Собор стал политически влиятельным, его должна поддержать
    одна из трёх наиболее мощных политических сил в современной России:
    действующий бюрократический аппарат в лице «Единой России», левая
    часть политической элиты в лице «Справедливой России» или умеренные
    националисты, как восходящий политический тренд. Только если Собор
    будет представлять достаточно многочисленную и, самое главное,
    консолидированную политическую силу (или несколько политических
    сил), он сможет реально быть замечен и получит возможность влиять
    на политический процесс в направлении реализации заявленной
    Концепции. Однако, пока такое развитие событий представляется не
    очень реальным.


Исходя из вышеизложенного, необходимо решение следующих вопросов

  1. — проработать вопрос о механизме формирования делегаций регионов на Собор
    • – поставить вопрос об определении понятия «национальная элита»
    • – определить Собор как структуру национальной элиты страны

  2. — развернуть информационную кампанию по ходу и итогам Собора
    • – привлечь официальных наблюдателей от политических партий
    • – выдвинуть некую инициативу от которой не смогли бы отвертеться политические партии и Администрация

С. Карнаух, г. Владивосток,
организация национального возрождения
«Русский клуб»



Движение Национального подъема готово принять участие в данном проекте и организовать распространение его материалов по региональным сетевым структурам и СМИ, привлечь региональный актив к формированию делегаций под лозунгами «Необходима смена элит» и «Золотой фонд нации»