Мы видим, что американское руководство целенаправленно, шаг за шагом наращивает давление на Сирию. Достаточно лн сил у Сирин противостоять этому напору?
Как вы заметили, американская администрация, по известным причинам, усиливает политическое и экономическое давление на нашу страну, используя формальные, неубедительные аргументы. Нам вменяют надуманные проблемы с Ираком. Ливаном. Палестиной и Ираном: я позволю себе назвать основные упреки в наш адрес. Они говорят о якобы поддержке терроризма в Ираке, попустительстве в проникновении вооруженных людей через границу в эту страну и отсчтстзии контактов и помощи правительству. В Ливане твердят, что политико-силовое вмешательство Сирии продолжается, особенно в поддержке палестинских организаций «Народный фронт» и «Хезболла». Делается попытка навязать Сирии преступление убийства Харири. придумать не существуюший территориальный спор и якобы отказ Сирин установить дипломатические отношения открыть посольство в Бейруте) и осуществить демаркацию границ.
В Палестине упрекают Сирию в поддержке «интифады» (народное восстание) и исламских организаций «Хамас» и «Аль-Джихад», а также в отказе от сотрудничества с палестинским президентом Махмудом Аббасом. В Ираке говорят о союзе между Сирией и этой страной и поддержке политики Ирана в регионе. Что касается проблемы демократии и прав человека, то нас упрекают в противодействии плану «Большого Ближнего Востока» и отсутствии диалога с так назызаемой оппозицией.
Для ясности, мне хотелось бы проинформировать вашего читателя, что по всем этим вопросам Сирия занимает четкую прозрачную позицию, исходящую из принципа уважения независимости, целостности и суверенитета соседних государств, уважения прав народа Палестины на свободу, создание независимого государства и возвращение насильно изгнанных со своих территорий беженцев.
Как и многие государства мира, мы осудили войну против Ирака, но с самого начала проявили готовность к сотрудничеству с иракскими и оккупационными властями в контроле над границами и в одиночку предприняли ряд дорогостоящих мер, однако не нашли взаимодействия, хотя это обязанность другой стороны. Мы предлагали иракскому правительству наше сотрудничество, направляя в Багдад делегацию во главе с министром иностранных дел, но американцы не дали ей ни с кем встретиться. Тем не менее, мы назначили посла в Багдаде и направили туда большую представительную делегацию ради налаживания нормальных братских отношений и реальной помощи иракскому правительству, ибо хаос, нестабильность и террор, возникшие в результате оккупации, бьют и по нам. Мы делаем все для сдвига национального диалога и примирения в Ираке как внутри этой страны, так и на уровне Лиги арабских государств и соседних с Ираком стран.
Сирия выполнила все касающиеся ее аспекты резолюции ООН по Ливану, сотрудничала с международной комиссией по расследованию убийства Харири, которая после ухода ангажированного Мехлеса признала факт нашего сотрудничества, и не было обнаружено никаких доказательств причастности Сирии к данному преступлению. Сирия ушла из Ливана по давно заду манному ею плану и не вмешивается в дела братской страны, исходя из убеждения, что сирийский и ливанский народы – это единый народ, и Сирия не может быть втянута в ливанские политические передряги на чьей бы то ни было стороне. Поэтому помогать оружием кому-либо на территории Ливана не в ее интересах.
В Ливане идет национальный диалог, который охватывает все проблемы, в том числе проблему местонахождения палестинских вооруженных отрядов. Сами ливанцы могут найти решение без вмешательства извне. Что касается установления дипломатических отношений и открытия посольства в Ливане, то это опять же надуманная проблема. Между Сирией и Ливаном (оба являются членами Лиги арабских государств, ООН и ряда международных организаций) существует «Высший Совет Координации», и мы не против открыть посольство, когда это будет возможно. С самого начала арабо-израильского конфликта Сирия была и будет на стороне палестинского народа в его законной борьбе против израильской колониальной оккупации за независимость и создание собственного палестинского государства на своей исконной земле. Никогда Сирия не делала различия между- организациями освободительного движения Палестины («Фатх», «Хамас», «Народный фронт» и т.д.) и всегда поддерживала братские отношения солидарности с руководством Организации освобождения Палестины. После избрания Махмуда Абоаса на пост президента с ним были установлены теплые братские отношения. Сирия протянула руку помощи для организации диалога в Дамаске между палестинскими руководителями для разрешения внутреннего конфликта, подогреваемого определенными силами в Израиле и на Западе, осуществляющими несправехтивую блокаду против палестинского народа в результате его волеизъявления и выбора «Хамас» в парламент. Главное здесь, по нашему мнению, – не было бы оккупации, не было бы и сопротивления. Нельзя ни морально, ни политически смешивать законное сопротивление и террор и ставить на одну линию государство, которое захватило чужие территории, занимаясь, в действительности, террором, геноцидом по отношению к палестинскому народу (коим является Израиль), и людей, которые всеми доступными им способами пытаются освободить свой народ и землю от ига порабощения.
К сожалению, мы часто слышим из уст представителей американской администрации упреки относительно демократии, будто Сирия далека от этого понятия или не идет в ногу с международным сообществом или, того хуже, настроена враждебно к США и Западу. В действительности же идет искажение фактов по отношению к нашей стране, осуществившей коренной демократический поворот на Ближнем Востоке, где государственная власть избирается на основе многопартийности, где общественные организации, избираемые прямым голосованием, контролируют действия этой власти, влияя на все ее решения, где церковь отделена от власти. Наш народ, со своим культурно-психологическим укладом, образом жизни и управлением делами, проделал большой путь в закреплении понятий демократии и представительной коллегиальной власти, и современное сирийское общество открыто всему миру, ускоренными темпами пытается впитывать в себя все позитивное и положительное из опыта других народов, в том числе американского. Кстати, у нас много друзей среди американского народа, особенно в научной интеллигентской среде. Мы осуществляем программы сотрудничества и взаимодействия со многими американскими университетами и вузами и находим взаимопонимание с многими общественными организациями. Исходя из этого, мы считаем, что главная причина необоснованной позиции американской администрации по отношению к нашей стране заключается в стремлении к господству над источниками энергии, рынками на Ближнем Востоке, неуравновешенной поддержке Израиля и политике двойных стандартов. Все это находит естественный негативный ответ со стороны Сирии, которая дорожит своим независимым решением при отказе выполнять несправедливые, нелогичные, нарушающие ее национальный суверенитет американские пожелания.
Мы также считаем, что США исходит из ошибочного предположения, на фоне абсурдных идейных тезисов о «борьбе цивилизаций», рассматривающего силу как решающий фактор в международных отношениях, а не международное право, отождествляющее стремление народов к справедливому порядку и взаимному уважению к своим цивилизациям и культурам. В подходе США к нашему региону, к сожалению, проявилось недостаточное знание его истории. Они отнеслись к его проблемам с необъективной логикой. Чтобы достичь гегемонии на Ближнем Востоке, Вашингтон стремится к ослаблению государств региона, выдвигая проекты вокруг демократии и прав человека, раздувая обвинения в терроризме, не делая различия между законным сопротивлением оккупации и террором.
Надуманные против нас предлоги, в сущности, противоречат тому, что всему миру известно о Сирии как колыбели цивилизации, примере братства между народами и религиями, высоких ценностей, в первую очередь, это любовь к свободе, созидательному труду и уважение к другим. Сирийский народ, близкий по менталитету к русскому народу, издревле известен как гордый, не выносящий несправедливости, унижения и оккупации своей земли. А это является законным правом, которое гарантируется международными договорами и уставом ООН. Поэтому, когда Сирия возражает против оккупации Ирака или его раздела, несмотря на отрицательное отношение к бывшему режиму, против продолжающейся израильской оккупации наших сирийских территорий, территорий палестинского народа, то она призывает не к вражде с США, а к уважению прав нашего народа на достойную безопасную жизнь. Проблема Сирии с США кроется в их полной поддержке Израиля и двойных стандартов по отношению к оккупации Израилем наших территорий, в ее отказе выполнять резолюции международной законности при прямой военно-политической поддержке со стороны Вашингтона. И мы вправе задаться вопросом: «Почему США, как великая держава, считают Израиль своим стратегическим союзником, защищая его агрессивную политику в регионе?» Сирия — относительно небольшая, мирная, никому не угрожающая страна, но она придерживается права на защиту своего существования и истории цивилизации своей нации, отвергая политику агрессии и посягательства на суверенитет членов ООН. Но у Сирии в мире много друзей, разделяющих ее ценности, во главе которых стоит Россия. У нашей страны нет выбора, кроме как отвергать давление и планы иностранного вмешательства, призвать к здравому смыслу и уважению закона, вместо того чтобы сваливать свои проблемы на других.
Наш Президент, Башар Асад, неоднократно подчеркивал, что мы сторонники мира и добра, но если нас вынудят обороняться, то мы будем защищать себя. Сирия выразила свою готовность к возобновлению мирного процесса, остановленного израильтянами для выполнения их далеко идущих колониалистических планов, готовность к конструктивному диалогу для разрешения всех разногласий и кризисов. Мирная Сирия ведет оправданную борьбу для защиты своих территорий, ценностей цивилизации, сознавая, что существует много великих наций, таких, как российская, которые придерживаются права и справедливости.
Не считаете ли Вы, что однажды США увидят в Сирии какую-либо «родинку» и своевольно, то ли с Израилем, то ли «под крышей» Израиля, предпримут акты агрессии против Сирии?
Возможное совершение прямой агрессии со стороны США или совместно с Израилем (как орудие) против Сирии зависит от США. Мы же не усматриваем в этом интереса ни для себя, ни для американского, ни для любого другого народа. Хотя Израиль неоднократно совершал против нас агрессии, Сирия проводит ясную прозрачную политику, не давая ни малейшего предлога для агрессии, и, думается, у американского руководства хватит здравого смысла, чтобы не совершить такую ошибку. Известно, что наша страна была одной из первых, кто боролся против экстремизма и терроризма, приняв на себя удары их организованных преступлений, поддерживаемых определенными западными кругами, хорошо известными США. Мы уверены, что человечество сталкивается с большими вызовами и опасностями, ликвидация которых требует от нас думать и работать сообща.
Какой видится Вам Россия в будущем – ориентированной на Запад, США, Китай, арабский мир?
Россия в будущем будет, как и всегда была, великой державой, стоящим сам по себе евразийским континентом, открытым для всех, с большой духовной и научно-технической силой, с колоссальными экономическими и природными возможностями, которые, я уверен, позволят ей в обозримом будущем вернуть позицию в мировом разделении труда. Но Россия, со своими традициями, менталитетом и религиозно-этническим составом, известна своей тягой к добру, справедливости, добрососедству и толерантности. Она своей самобытной культурой и географическим расположением является христиано-мусульманской и в какой-то степени азиатской страной. Поэтому не приходится сомневаться в том, что ее сотрудничество с Китаем и арабским миром будет отчетливым в ее внешней политике, особо учитывая, что объективные факторы острой конкуренции за рынки и источники энергии диктуют это направление. Отрадно, что Президент Владимир Путин во всеуслышание не раз констатировал этот факт. Свидетельством тому служат результаты недавнего саммита организации «Шанхайское сотрудничество», а также бурное развитие деловых и политико-экономических отношений между Россией и арабскими странами.
Считаете ли Вы, что Россия снова вернется на Ближний Восток как союзник арабов?
Известно, что православие – главный духовно-психологический фактор формирования русского народа. Это восточное мировоззрение, исторически связанное с Востоком, в целом, и с Сирией, в частности. Уместно также напомнить, что геополитические и стратегические интересы России и арабов диктовали им необходимость быть союзниками на протяжении веков, начиная с времен сопроти&тения против крестовых походов и кончая борьбой против колониальной системы и западного фашизма. Мы внимательно следим за прагматической политикой, проводимой Президентом В.В. Путиным во имя укрепления российского государства, расширения его влияния и активизации его роли в международной жизни как серьезного фактора обуздания силового подхода и агрессии, фактора создания многополюсного справедливого нового порядка для поддержания стабильности и мира на планете. Мы с удовольствием замечаем постоянство российской позиции, придерживающейся международной законности, и ООН в разрешении конфликтов, особенно по отношению к арабско-израильскому конфликту и его сердцевине -проблеме палестинского народа, создания его независимого государства на своей земле. С высокой оценкой нужно отметить те важные шаги, которые предпринял Президент Владимир Путин для присоединения к Организации Исламской конференции и оживления теплых отношений с арабскими странами. Вершиной этого процесса стал исторический визит Президента Башара Асада в Россию в прошлом году. Также нужно отметить приглашение Президента Путина посетить Москву руководству организации «Хамас» как демократически, законно избранному представителю палестинского народа, отвергая тем самым израильскую и западную блокаду против этого народа, предоставляя ему материальную и моральную помощь (Россия была первым государством, выделившим финансовую помощь в размере 10 млн. долларов США). Хотел бы особенно подчеркнуть благодарность сирийского народа дружественной России за ее объективную позицию в Совете Безопасности ООН на стороне правды и ненагнетания напряженности в нашем регионе во время обсуждения резолюции по Ливану и Сирии.
Веря в Россию, в ее роль не только как честного посредника в урегулировании конфликта, но и как великой державы, имеющей свои принципы и жизненные интересы в нашем регионе, мы стремимся к отношениям стратегического союза с ней, что послужит делу мира, прогресса и взаимопонимания между народами. Ибо наши интересы в перспективе совпадают, есть воля и возможности, фундамент, на котором строится этот прочный и испытанный союз. Достаточно сказать, что России принадлежит заслуга в создании наиболее важных промышленных и энергетических проектов в арабских странах (Асуанская плотина в Египте и Евфратская плотина в Сирии). У России есть большая армия выпускников (более чем 100 тыс. кадров), работающих во всех сферах, начиная с руководства государством и управления научно-производственными предприятиями в арабском мире, особенно в Сирии. Этот потенциал нужно использовать и наращивать в интересах обоих дружественных народов. Благо, что ныне открываются большие возможности для торгово-экономического сотрудничества, для бизнеса и взаимных инвестиций.
Благодарю Вас за беседу.