О системном кризисе западной цивилизации говорят немало: кризис экономический, культурный, мировоззренческий, а главное, духовный, в основе которого лежит идеология потребительства, ведет к коллапсу Западной цивилизации. Не кажется ли Вам, что, ориентируясь на Запад, Россия пытается запрыгнуть в «горящий» поезд?
Прежде всего, давайте не будем преувеличивать слухи о смерти Западной цивилизации. Особенно с учетом того, что мы сами пока не являемся примером устойчивого духовного, культурного и экономического процветания.
Издержки массовой культуры и потребительского подхода к жизни, конечно, неоспоримы, но они меркнут перед доказанной самим ходом человеческой истории эффективностью демократии как общественного устройства, величием гуманистической традиции, мощью экономики Запада. Причем сила ее не столько в количестве производимой продукции, сколько в качестве и в способности создавать инновационные новшества, осваивать новые пространства деятельности.
Что же касается ориентации России, то тут я отчасти разделяю критичность формулировки вопроса. Только «поезд», на мой взгляд, не «горящий», а чужой. Ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности -на стремление обретения духовного единства нации и социальной справедливости как высшей правды жизни. Однако эта ориентация должна быть устремлена в будущее, а не в прошлое. Многие десятилетия Россия жила для других, теперь нам нужно на практике освоить понимание того, что жить для других, конечно, можно, но лучше жить для себя, решать свои проблемы.
Для России сегодня характерен западноевропейский рационально-прагматический подход к рождению детей, когда появление новой жизни напрямую соотносится с уровнем материального благосостояния родителей. Вместе с тем во многих странах исламского мира уровень жизни значительно ниже европейского и даже российского, что, тем не менее, не мешает рождению более пяти детей в одной семье. С чем, на Ваш взгляд, связана такая полярность взглядов на один и тот же вопрос?
С точки зрения статистики, чем беднее страна, тем выше там рождаемость, чем выше уровень жизни -тем меньше детей рождается в средней семье. Если посмотреть на разные социальные группы в рамках одного общества, то, по оценке социологов, чем выше уровень благосостояния и образования, тем меньше число детей, приходящихся на одну семью. Но жизнь богаче идеологических схем. Уровень благосостояния — существенный, но не единственный и далеко не главный фактор, влияющий на уровень рождаемости в той или иной стране, а тем более – в конкретной семье. Дети рождаются и в семьях прагматиков, где родители озабочены, прежде всего, материальным благополучием и карьерой, и в тех семьях, где супруги главным образом живут духовными интересами. И сколько их будет в той или иной семье, зависит от самых разных причин. Думаю, что специалисты в сфере демографии, психологи, социологи будут и в дальнейшем изучать сложный комплекс проблем, связанный с оценкой влияния на количество детей в семье уровня доходов и образования родителей, их мировоззрения, ценностных ориентации, национальных традиций, религиозных убеждений и других социокультурных установок. Что касается меня, то, как гражданин и законодатель, я убежден, что самой важной проблемой для России является демографическая. Ее решение нельзя откладывать в «долгий ящик». Недопустимо односторонне подходить к ее решению, уповая только на материальные стимулы повышения рождаемости или делая упор исключительно на духовно-нравственные мотивы.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, то нам следует сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них – демографическая. Как точно выразился Солженицын, в широком смысле это – «сбережение народа». В обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны проблему, подчеркнул Президент.
Представление о «сбережении народа» как ключевой проблеме страны нашло выражение в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и в мерах, нацеленных на решение демографических проблем. При этом надо заботиться и о повышении рождаемости, и о снижении смертности, и об эффективной миграционной политике. Предприняты важные меры в области демографической политики, предполагающие увеличение размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, введение частичной компенсации родительской платы за дошкольное образовательное учреждение, а также материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принципиально новая форма стимулирования рождаемости -это предоставление женщинам, родившим второго и последующих детей, «материнского капитала». Идея кардинального повышения выплат за рождение второго и последующего ребенка и реальной материальной поддержки семьи назрела в стране уже давно. Это одна из программных установок Российской партии Справедливая Россия, которую мы последовательно и упорно отстаиваем на всех уровнях власти. Сейчас хтя этого в стране имеются все необходимые социально-экономические предпосылки – профицитный бюджет и растущий Стабилизационный фонд. И, закладывая правовую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его максимально простым, а главное! – понятным людям.
Важно правильно сочетать различные формы и методы социальной поддержки семей, воспитывающих детей, с формированием в обществе атмосферы уважительного, бережного отношения к семье, семейным ценностям, материнству н отцовству.
Говоря о повышении престижа прочной семьи, воспитании нравственно и физически здоровых детей, важно помнить о большом духовном потенциале христианства, ислама, буддизма, других традиционных религий народов России. Все они осуждают аборты, пропаганду безнравственности и аморализма, поддерживают идеал семьи, призванной быть школой подлинной нравственности, формировать правильное отношение к ближним, к своему народу, к обществу в целом. Реализация задачи «сбережения народа» требует серьезной и взвешенной законотворческой работы. Убежден, что повышение авторитета семейных ценностей – одна из тех сфер, где жизненно необходимо тесное сотрудничество государственной власти, общества и традиционных религий. В Совете Федерации в марте 2006 г. создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. В числе ее задач и функций – изучение и обобщение опыта органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации национальной политики, исследование взаимоотношений государства и религиозных объединений, разработка предложений по совершенствованию законодательства в этих сферах.
Совет Федерации, Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений открыты для диалога и сотрудничества со всеми традиционными религиями России, в том числе и с отечественными мусульманами, в многообразной и ответственной деятельности по поддержке семьи, решению демографических проблем. Хочу также отметить важнейшую роль СМИ в решении демографических проблем страны. В условиях современного информационного общества важно, чтобы газеты, журналы и телевидение способствовали формированию позитивного отношения власти, бизнеса и российского общества к материнству, отцовству н возвращению к традициям многодетности.
Не считаете ли Вы. что многие страны, прикрываясь знаменем антитеррористическон борьбы, порой необоснованно принимающей антиисламскую окраску, пытаются достичь своих политических целей?
К сожалению, это действительно так. Антитеррористическая деятельность в ряде стран принимает антиисламскую направленность. Позиция руководства Российской Федерации здесь достаточно четкая и принципиальная: терроризм не имеет ни конфессиональной, ни национальной принадлежности. Это -глобальная проблема, одинаково угрожающая миру и стабильности всех стран и народов, в том числе и тех, где ислам исповедуется большинством населения. Противодействие терроризму должно выходить за рамки чьих бы то ни было национальных политических интересов. Это наша принципиальная позиция, которую мы постоянно доводим до зарубежных коллег, в том числе и в международных парламентских организациях.
Пагубность реализации политических интересов в антитеррористической борьбе подтверждена не только прецедентами двойных стандартов в отношении лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, но и эскалацией напряженности в целом ряде стран.
Наиболее показательна ситуация в Ираке, где террористические акты давно уже стали явлением повседневной реальности. И это, безусловно, является следствием ошибочности как военно-силового вторжения на территорию данного государства, так и нынешней политики оккупационных властей. Нас не может не беспокоить и обстановка в Афганистане, ставшем мировым лидером по производству наркотиков.
Также мы не можем согласиться с политикой двойных стандартов, политикой навешивания ярлыков, например: «государства-изгои», «государства оси зла», «государства – спонсоры терроризма» и т.д. Все это, на мой взгляд, является следствием реализации политических интересов ряда стран и не только не решает проблему терроризма, а напротив – все более ее обостряет.
Если страну, ее политический курс, религиозную направленность соотнести с человеком, его темпераментом, чертами характера, нравственным развитием, как бы Вы охарактеризовали Запад, Восток и США?
Прежде всего, надо определить – что есть Восток, а что есть Запад. Культурно-цивилизационная пара «-Запад – Восток» отражает духовное, мировоззренческое различие в базовых подходах к организации человеческого сообщества и определению роли и места отдельной личности в нем. Над этим вопросом ученые, философы и писатели бьются веками, но до сих пор окончательного ответа нет. Да его и не может быть. Запад и Восток – это сообщающиеся сосуды человеческой цивилизации, они не могут существовать друг без друга. Поэтому любые определения Запада и Востока субъективны и несовершенны, как и наши представления о Вселенной.
Запад выбрал генеральной идеей своего развития достижение личной свободы и в результате отстроил тип государства, где свобода личности ограничивается законами и разнообразными формами гражданского контроля. Выработанной Западом совокупности форм жизнеустройства, сочетанию выявленных им способов духовного и материально-практического освоения реальности присуща направленность на приспособление мира под человека.
Восток же сосредоточился на идее следования предначертаниям, где жесткий примат социальной функции довлеет над личностью. Там и отдельный человек, и государство, в лице каждого своего представителя, не могут выйти за рамки отведенных им социальных ролей. Восток нацелен на приведение человека и образуемых им социальных конструкций в соответствие со своим собственным пониманием объективных законов. Образ Запада – это энергичный и дерзкий человек, чья энергичность и дерзость ограничены лишь энергичностью и дерзостью других людей. Образ Востока – это человек, следующий «силе обстоятельств», пребывающий в состоянии созерцания, многократно взвешивающего решения, планирующего жизнь на многие десятилетия вперед.
В этом смысле США – это Запад Запада, то есть предельное выражение права личности определять и строить свою судьбу самостоятельно. США не просто в духе Запада приспосабливают мир под себя – они его покоряют.
Не уходя от темы сопоставления государства с человеком, что. на Ваш взгляд, представляет собой женственность и мужественность и чего больше не хватает современным Западу и Востоку?
Не буду оригинальничать и просто повторю фундаментальную трактовку этих понятий, наиболее полно, как я считаю, выраженную китайской традицией. Женское – это внутреннее, материальное, накапливающее и воплощающее начало, олицетворяющее покой и статику. Мужское – это внешнее, духовное, творческое начало, олицетворяющее динамику и подвижность. Современным же Востоку и Западу не хватает сильной и процветающей России, уверенно реализующей свое предназначение в системе мировых связей.
Беседовала Елена КОНОВАЛОВА