Еще весной выборы в Государственную Думу не предвещали ничего необычного для оппозиции
Не имеет государственной регистрации ни одна партия, отстаивающая социальные и патриотические ценности и выступающая против колониального курса, потому о полноценном участии национал-патриотов в выборах говорить заведомо не приходится. Казалось бы, остается пророссийской оппозиции только наблюдать и ждать далеких кардинальных перемен в стране. Не тут то было. Ситуацию вдруг всколыхнул Вячеслав Мальцев, саратовский блогер-новатор, сумевший прорваться на вторую строчку предвыборного списка ПАРНАСа, антипутинских либералов. Мальцев креативно и энергично ведет свою избирательную кампанию, с помощью видеоблога ему удалось мобилизовать на свою сторону немало идейных людей. Называя себя национал-демократом, Мальцев заявляет о союзе либералов и русских националистов против Путина, шокируя телеведущих и провинциальных зрителей. Вихрь из Саратова оказался столь ощутим, что все основные несистемные силы, работающие в поле “русского вопроса”, не могли не отреагировать на новую российскую политическую звезду.
Негативно восприняли Вячеслава Мальцева национал-патриоты, поддерживающие Новороссию. Коалиция “Русский национальный фронт” приняла специальное заявление, где сказано, что ни в какие союзы с либералами коалиция вступать не собирается, а лица из ПАРНАСа, вдруг объявившие себя лидерами русского национализма, – самозванцы, подконтрольные закулисным политтехнологам Кремля.
“Комитет 25 января” в лице бывшего главнокомандующего ДНР Игоря Стрелкова и писателя Максима Калашникова охарактеризовал происходящую спайку оппозиционных националистов и либералов как подготовку политического авангарда для русской цветной революции по примеру Югославии и Украины.
Против мальцевского прорыва выступили не только сторонники Новороссии, но и некоторые представители русского национал-либерализма, ориентированного на интеграцию в Европу, например, координатор движения “Республиканская Альтернатива”, известная поэтесса Алина Витухновская. Поэтесса назвала ситуацию с Мальцевым “азефовщиной”, спецоперацией режима для дискредитации оппозиции.
Поддержали Мальцева в большинстве своем те националисты, кто выступает против конфликта с Украиной.
Его доверенным лицом стал Дмитрий Демушкин, бывший лидер запрещенного в РФ национал-социалистического движения “Славянский союз” и организатор “Русских маршей”.
Творец сайта “АртПолитИнфо”, бывший евразиец, а ныне сторонник украинского майдана Юрий Горский пиарит на своем сайте Мальцева и даже снял о нем фильм “Знаменосец русской революции”.
Призвал голосовать за ПАРНАС писатель Владимир Истархов, автор известного языческого манифеста “Удар русских богов”, ныне запрещенного.
Наконец, с симпатией отзывается о Мальцеве популярный блогер национал-либерального толка, создатель “Фонда борьбы с коррупцией” Алексей Навальный.
Мнения в русской националистической среде по поводу Мальцева разделились, что неудивительно. Так на чьей стороне правда, какую сторону следует принять? Вопрос непростой, даже риторический. Объективной информации как всегда мало, приходится судить по косвенным признакам. Вряд ли в случае Мальцева можно говорить о провокации для слива движения, “азефовщине”. В таком случае дело обошлось бы уличной и виртуальной пропагандистской работой, вывод провокатора на федеральные выборы и теледебаты был бы неуместен. Да и движения как такового нет, чтобы его сливать – старые крупные организации давно разгромлены, остались лишь небольшие кружки. Наоборот, движение – националистическое, антипутинское, союзное либералам – благодаря прорыву Мальцева фактически возникает сейчас. Видимо, настолько уже треснул условный Кремль, что одна из его башен всерьез взялась за строительство оппозиционного почвенного фланга. Возникает ситуация, крайне неоднозначная для национал-патриотов. Плюс ее в том, что разрушается монополия власти на патриотический дискурс, оформившаяся после взятия Крыма. Для небольших и безресурсных организаций наступает невиданная долгие годы возможность усиления за счет лавирования между противоборствующими частями элиты. Но открывающаяся возможность таит в себе не только шанс на успех, но и, в гораздо большей степени, очередную трагедию. Ведь мавр, когда выполнит свою миссию, должен будет уйти. А если не захочет, то у спецов обязательно найдется метод, как мавра утилизировать.
Кирилл Брагин