Ругать свою страну – о, в этом мы преуспели, как мало какой другой народ. И даже не то, что ругать, – оплёвывать, порочить, напрочь отрицать. В интернет-среде это называют “самокозлением” – довольно удачно
Плохо – всё, от истории до климата, от народа до географического положения. Высшая власть – само собой: хуже не бывает. На этом сходятся так называемые либералы с так называемыми патриотами при полной поддержке неопределившихся. Речь не о критике каких-то сторон жизни – речь именно о тотальном неприятии. Любая критика, частная и вполне конструктивная, воспринимается как новое доказательство: в этой стране да при этом режиме ничего путного сделать невозможно. Одна высококультурная читательница в ответ на мои заметки о сельском хозяйстве сравнила мои писания аж с Эмилем Золя и его знаменитым «J’accuse” (“Я обвиняю”): я-де не о севооборотах толкую, а ниспровергаю прогнивший режим, без устранения которого никакая разумная деятельность невозможна в принципе.
Тех, кто на дух не переносит собственную страну, принято сейчас звать русофобами – очень неудачный термин: фобия – это страх, соответственно и русофобы – те, кто боится России. Вот маркиз де Кюстин, который пил-ел-веселился «за счёт принимающей стороны», а потом ругательски обругал тех, кто оказывал ему гостеприимство, – вот он – русофоб, поскольку подлинно напугался мощи и размеров России. А современный русский интеллигент – он не боится, он просто презирает свою страну с позиции какой-то известной ему высшей правды и лелеет убеждение, что только ниспровержение господствующих порядков способно поправить дело.
Я не о пресловутой пятой колонне, получающей гранты, кормящейся при иностранных конторах – эти состоят на службе, тут никакой загадки нет. Я – о бескорыстных ненавистниках своей страны, которые ничего за свои мысли не получают. А таких – немало. Особенно среди интеллигенции.
Завелась эта умственная привычка не сегодня и не вчера: и сто, и больше лет назад так было.
В чём тут дело? Мне кажется, дело в дряблости характера и трусоватости. Вообще, политические пристрастия коренятся не столько в умственной сфере, а более всего – в характере. Так, между прочим, думали Лев Толстой и Достоевский.
Считать свою страну прекрасной, а жизнь полной возможностей – очень трудная и ответственная жизненная позиция. Не всякому по плечу. Это что ж получается: ты можешь всего достичь? А если не достигнешь – сам виноват? Думать так – значит поместить себя на холод и ветер жизни, приняв на себя полную ответственность за то, что с тобой происходит в каждый момент, а также за жизненные результаты в целом. Не-е-е-т, такого нам не надо! Мы (в массе) любим жить по возможности, в душевном тепле и уюте и за свою жизнь не отвечать. Перед собой в первую очередь не отвечать. Не я не сумел, не достиг, не заработал – это страна такая, где простому человеку невозможно достичь, суметь, заработать. Ну что я могу сделать, когда нет социальных лифтов, а у власти проклятые коррупционеры? И вообще пока не будет свергнута гебистская хунта (господство партократов, тоталитарный строй, самодержавная монархия, монголо-татарское иго – нужное подчеркнуть) – о каких достижениях можно говорить? Если привести примеры успеха самых обычных людей в самых рядовых условиях – начинают задорно спорить: это-де не в счёт, это исключение.
Считать свою страну хорошей – это так же ответственно, как считать себя здоровым. Здоровый – значит и спрос с тебя по полной. А больной, слабый – ну, что с такого взять! Или вот ещё ребёнок больной или проблемный – это женский вариант. Поэтому многие уходят в болезнь, ища в ней убежища от холода и ветра жизни. Это своего рода внутренняя льгота, которую ты сам себе выдал – то, что психологи называют «вторичной выгодой». Многие, кстати, наживают себе подлинные болезни, чтобы в них нырнуть и укрыться. Такой же внутренней льготой для многих является проживание в «ужасной» стране, где порядочному человеку нет ходу.
Оттого и припадают пожилые интеллигентные неудачники к живительным источникам вроде «Эха Москвы», где каждым словом утверждается и подтверждается: дрянная страна, негодная, дурацкая. Так что в неказистом итоге жизни не ты виноват, вовсе не ты – это страна такая. (Что целевая аудитория «Эха» пожилая, я вижу по рекламе; но дело не в этом конкретном СМИ, это просто пример).
Здесь пролегает радикальное различие между нашим сознанием и американским. Те с присущей им прямолинейной туповатостью массово верят, что живут в прекрасной стране, где энергичный парень может достичь всего, чего захочет. При этом всем известно и сорок раз повторено: девять из десяти новых бизнесов загибается в течение первого года жизни. Я не про прибыль – просто загибаются. Но тамошним стартаперам не приходит в голову приписывать свою неудачу начальству или стране. Те, кто ищет успеха – начинает заново, только и всего. А наши почасту с тайным облегчением начинают ругать страну; в этом, кстати, одна из причин «почему Россия не Америка».
Американский президент Теодор Рузвельт, правивший с 1901 по 1909 год, (дальний родственник знаменитого Франклина Делано Рузвельта; анлосаксонский эстеблишмент вообще все меж собой родственники) сформулировал путь к успеху: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Как просто и ох, как трудно! Лучше я пойду страну поругаю.
Вы спросите: а как на самом деле? Вполне возможно, никакого «самого дела» и нету вовсе. Реальность удивительным образом подстраивается под наши мысли о ней. Когда мы массово думали, что мы «отличные парни отличной страны» – мы совершали прорывы. Когда перестали так думать – всё стало разваливаться. Мысль – это, бесспорно, огромная материальная сила, бронебойная. Массовая мысль – создаёт и разрушает государства.
Мне кажется, нам – каждому из нас – надо больше верить в себя и больше полагаться на свою собственную активность. К сожалению, в нашем народном характере этого недостаёт. Мы легко разочаровываемся и бросаем начатое. В «Анне Карениной» есть интересный персонаж – Кознышев, брат Левина, философ и писатель. В юности я мысленно упрекала автора: зачем уделил столько страниц этой бесцветной Кити, а об интересном человеке рассказал совсем мало. Так вот этот Кознышев спрашивает Левина об его земской деятельности. Тот отвечает, что-де это всё чепуха, он разочаровался. На что Кознышев с сожалением отвечает: другие народы из этих возможностей выделали бы себе свободу, а мы, русские, только разочаровываемся. Это очень верно. Не случайно в XIX веке страшно популярным было выражение «среда заела». Наш человек любит возлагаться на внешние обстоятельства, а хорошо бы научиться создавать эти обстоятельства. Для начала в своей маленькой жизни. Тогда, глядишь, и страна покажется – и окажется – гораздо лучше, чем представляется теперь.
Татьяна Воеводина
Источник – domestic-lynx.livejournal.com