Эта книга не только о казаках, она о традициях русского народа, всегда сплачивающемуся против внешней угрозы, но никогда не умевшему наладить достойную жизнь внутри себя.
Возможно, это и резкое определение, но оно верно по факту.
«Уже не грезятся во сне
Герою дальние походы,
А всякий раз, не наугад,
Из детства снится палисад!
И добрый дед в своей шинели,
И запах вспаханных полей,
И лес, и три высоких ели,
И шелест стройных тополей!
Тогда под грузом тяжких дней
Мудрей мы были и честней…»
Николай Гульнев «Подводная Гвардия», 2006 год.
В последнее время с приходом «де-мократической» эйфории забыли о воспитательной роли литературы. Воздействие печатного слова на умы ничто не заменит, без него невозможно существование всех остальных СМИ — это истина. Но рынок во главу поставил прибыль, иными словами — деньги, и все издатели стали их делать на сомнительных произведениях. В ход пошли детективы, криминальная литература. Выйдя на лидирующее положение, криминальная литература тоже выполняет свою воспитательную роль, к сожалению, с обратным знаком, и поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. Убийство — на первом месте, мораль — на втором.
На это обратил внимание и президент. Жаль, что поздно, за год до окончания своего срока, собрав 14 февраля 2007 года в Огарёве молодых писателей. Они задавали президенту серьезные вопросы, на которые, на мой взгляд, не получили чётких ответов.
Нельзя сказать, чтобы серьёзная литература совсем исчезла. Есть и книжные издательства, например «Вече», которые поддерживают писателей-патриотов, издавая их книги, хотя и небольшими тиражами.
Сегодня писателю-патриоту в открытую трудно высказываться, можно попасть в разряд «фашистов», «националистов» и «русофобов», поэтому большинство серьёзных писателей обращаются к жанру исторического романа. Подобное было уже в советские времена, но тогда по другим причинам. И становится исторический роман, как и басня, иносказательным произведением — читаешь и невольно действия, происходящие в нём, сравниваешь с современностью.
К таким произведениям относится и роман «Бессарабский кордон» Семёна Паршикова (Москва, изд. «Вече», 2007 год, 416 стр.). Меня заинтересовал его подзаголовок «Казачий роман». Так как мои корни уходят в верхнее донское казачество, я живо интересуюсь подобной литературой. Прочитав с большим интересом роман и пережив с героями многие моменты, я понял, что автор писал его от души, зная тему изнутри.
Автор, потомок дунайских казаков, показавший казачью жизнь на примере своих предков, сам не замечая того, показал единство «казачьего рода, которому нет переводу!» По детству я помню казачий уклад, который строго хранил мой дед, отличный бондарь. Казаки были не только отличные воины, но и наилучшие земледельцы и мастера. Дед и из нас, своих внуков, старался воспитать достойных граждан своей Родины, тогда в 30—40-е годы прошлого столетия, слово «казак» было не в почёте. И слава Богу, сегодня не только само слово «казак», но и люди, его наполняющие, зазвучали в силу, им определённую. А казаки донские, кубанские, дунайские, уральские и прочие имеют много общего в своём быту, традициях, а главное, что их роднит, — горячая любовь к своей родной земле!
Основное, что я вынес из уроков деда, а он был не «шибко» грамотным, но воспитанным в казачьем духе — это то, что казаки не какие-то особые люди (некоторые политики и сегодня хотят доказать, что «казаки — это особый народ». — В.К.), а русские (под этим он подразумевал и украинцев, и белорусов) люди, судьбою призванные в особые ряды защитников Отечества. И, наверное, их любовь к свободе, лежащая во главе всех их укладов, большая демократия, чем та, которую нам хотят навязать все эти искусственные «народные» партии. «…Всё здесь смешалось: и зажиточные, и беднота. Сейчас внутренняя, мелкая вражда отступила на задний план, надо было думать, как защитить свою землю, дома, родичей, как одолеть врага…» — может ли что подобное возникнуть сегодня? Вряд ли! Потому что наши олигархи, министры и депутаты (язык не поворачивается назвать их элитой страны. — В.К.) держат свои капиталы и семьи за рубежом, а Родину используют лишь как «дойную корову». Какой у меня может быть с ними общий враг, если они сами для меня враги!
Пересказывать произведение, хотя и отдельными цитатами, не убедительно. Его нужно прочесть и вынести свои мнения. И всё-таки не удержусь, и в подтверждение своей ранее высказанной мысли, что исторический роман заставляет задуматься о настоящем, приведу рассуждения одного из главных героев: «А иначе зачем немецкие войска стоят у границ СССР на всём протяжении от Чёрного до Балтийского морей, — размышлял Степан, пока никому не доверяя своих мыслей, — наверное, не было уверенности у высокого военного начальства в безопасности России, Белоруссии и Украины, и начало оно в спешном порядке давать распоряжения по военным частям и укреплять не только приграничные районы, но и заботиться об авиации».
Не напоминают ли те времена нынешнюю суету вокруг установок ПРО в Чехии и Польше, да и прочие мероприятия по окружению России военными базами? Надо признать, что времена хотя и изменились, но угрозы остались!
Вадим КУЛИНЧЕНКО,
капитан 1 ранга,
ветеран-подводник,
участник боевых действий.
P. S. Небольшое отступление: почему-то все зациклились на ракетах, но забыли про установки РЛС, а это освещение пока всей Европейской части России (потом будет и Сибирь) — отличное целеуказание ракетам, расположенным даже за океаном. Вот, что больше всего волнует меня в этом вопросе.
Не буду дальше убеждать читателя в серьёзности романа, скажу только о том, что книга написана порядочным писателем, глубоко разбирающемся в истории и непростых политических нюансах. Надо иметь талант и знание жизни, чтобы через судьбы жителей одного села Некрасовки, расположенного на окраине огромного государства, проследить жизнь всей страны за определённый исторический отрезок времени.
Поверьте, я читал роман с карандашом в руках, делая чуть ли не на каждом листе пометки, потому что без волнения роман читать невозможно. Это не детектив, а реальная жизнь…