К формированию новой российской общности (нации) через укрепление существующей русской нации
«Что хорошо для русского человека, то и есть национальные интересы России».
Ответ В.В. Путина на пресс-конференции 27.10.2016
Президент России Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани заявил о необходимости создания закона о российской нации. Но ещё в апреле 2016 года учреждена премия президента за вклад в укрепление единства российской нации, а 3 ноября эта премия впервые присуждена заместителю руководителя Администрации Президента Магомедову Магомедали Магомедовичу.
Тогда он, выступая на Х юбилейной Ассамблее Русского мира, повторил те же мантры о русском языке без русских, звучащие из разных уст на протяжении многих лет.
Так что старт, данный Указом «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», подписанный ещё в 2012 году, получил второе дыхание.
Несколько ранее собравшаяся под кровом Совета по национальной политике при Президенте России группа под руководством Абдулатипова, Михайлова, Тишкова, не отыскала места русскому народу в разработанной ими Стратегии государственной национальной политики до 2025 года.
Тогда при всей своей «преданности» заданной определёнными силами темы о российской нации, действия власти обрело некое качество мероприятия, ориентированного на «примирение» сложившейся реальности в угоду либерально ориентированным структурам.
В то время как ряд общественно-политических русских организаций, политические партии, в том числе Всемирный русский народный собор, Собор русского народа, учёные, эксперты выступили против, в выступлениях Матвиенко, Фурсенко, Хамитова, Бровко, Медведева, Тишкова, Михайлова, Абдулатипова… — звучат слова «толерантность, культура толерантности, развитие языков и культуры народов, культурное ядро».
Не правда ли, выглядит несколько странно смещение акцентов на русский язык без русских? Впервые в нормативном документе – Указе Президента, утвердившем Стратегию, многонациональный народ Российской Федерации отождествляется с понятием российской нации. Таким образом, первая строка преамбулы к конституции – «Мы – многонациональный народ Российской Федерации» – обрела однозначный смысл, что многоэтнический народ Российской Федерации – это не простая сумма этносов, а единая общность. Закрепление в Стратегии надэтнической общности в виде абстрактной российской нации — ещё один перл, который приведет к фиаско не только Стратегию, но и страну.
По меньшей мере странно выглядит предложение вынести русских за скобки и придать им «застенчивое» присутствие в российской нации, при которой русскому большинству по сути предлагается раствориться, ассимилироваться в меньшинстве, например, якутском, кавказском, еврейском, башкирском и т.д.
Таким образом, вольно или невольно, но главный тон в руководстве страны задали идеологи, заложившие камень конфликтности в проблему, исключив обсуждение русских, которые составляют 80% процентов в России и по определению являются той базовой идентичностью, на основе которой не создается (создать нацию невозможно), а формируется в ходе некой эволюции российская нация.
Где-то закрадывалась мысль, а верят ли сами идеологи в то, о чем говорят? У меня нет подозрений, что сторонники этой идеи не вникли в проблему глубоко. Но почему руководители столь высокого ранга то ли случайно, то ли умышленно выносили за скобки русских в России? Следует ли брать за критерии односторонние, а скорее «кастрированные» умозаключения о построении российской нации на основе толерантности, этнокультуры, строительства домов национальностей… Эти воззрения направлены на отягощение проблемы, на её приглушение.
А что должно быть базой для формирования российской нации? Не толерантность же! Ответ лежит на поверхности — русские с их русским мировоззрением, русским менталитетом.
Необходимо перестать в России бояться слова «русский». Построение российской нации в заданных пределах Советом по национальной политике – иллюзия. Равно как и иллюзия то, что закрепление в Конституции России положения о русских как о государствообразующем народе приведёт к кровопролитию. Весьма странная позиция. По своей сути она либеральная, обанкротившаяся на Западе и направлена против субьективизации русского народа. При этом речь идёт не о создании русского национально-государственного образования. Это очевидный путь в тупик.
Складывается ситуация, при которой нам по сути предлагают отречься от русской нации в пользу единой для всех российской. Я бы сказал поверхностное, даже наивное представление. А почему не наоборот? Почему в мононациональном государстве, где 80% русских и русский язык не только государственный, не попытаться воссоздать русскую национальную идентичность. Я думаю, народы возражать не будут. Тем более в мире нас всех считают русскими.
Леонид Коновалов, кандидат юридических наук, сопредседатель Собора русского народа