Его обнаружили в театре «Геликон-опера» на премьере
«Севильского цирюльника»
Театр солнечной радости, как называют «Геликон» его фанаты, завершил свой 17-й сезон премьерой. На этот раз, впрочем, как и всегда, художественный руководитель Дмитрий Бертман удивил зрителей, раскопав «русские корни» в опере итальянского композитора Джоаккино Россини.
Композитор в 1816 году, чтобы успеть к карнавальному сезону, написал «Севильского цирюльника» за 19 дней. Бертман же говорит: «Ещё ни один спектакль «Геликона» не репетировался так долго. Оказалось, что нет ничего сложнее, чем ставить комическую оперу».
И еще в этом театре перед любой постановкой обращаются к истории музыкальной, досконально изучают биографию композитора, автора либретто или произведения «на заданную тему», словом, относятся к работе скрупулёзно. Итак, прежде чем начать работу над «Севильским цирюльником», как всегда были проведены исследования, и вдруг в опере итальянского композитора обнаружились… «русские корни». Дело в том, что в Риме перед работой над этой комической оперой Россини оказался желанным гостем в домах русских аристократических семейств, проводивших зиму в Италии, Волконских, Опочининых. А по случаю именин княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой, вдовы фельдмаршала, Россини подарил ей кантату, в которой использовал русскую народную песню: «Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капустку садить». Ее мелодия и вошла затем в «Цирюльника», став одним из русских украшений финала оперы. Русский след идет и дальше. В партитуре Россини нашли еще одну мелодию русской плясовой песни: «Ты поди, моя коровушка, домой». Ее поет по-русски служанка дона Бартоло одного из главных персонажей оперы Берта. Дмитрий Бертман со вкусом, в котором ему никак нельзя отказать, превратил эту самую Берту в русскую красавицу пышнотелую матрешку. В кокошнике, сарафане, с косами и румяными щеками, служанка угощает гостей чаем из медного самовара, который раздувает… сапогом. А чай, как водится на Руси, с бубликами. Да и сам дон Бартоло не прочь приложиться вместе с прислугой к рюмочке «беленькой». А ещё он увлечен вязанием. Огромные клубки пряжи выполяют также и роль мебели. Говоря об интерьере спектакля, нельзя не восхищаться уникальной работой замечательных художников «Геликона» Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. В этот раз на сцене зрители увидели севильский дворец со стенами из легкой черной крахмальной сетки, а по ней, как морозные узоры серебристые кружева. Прямо-таки испанская сказка. Благодаря ярким красочным костюмам опера-буфф «Севильский цирюльник» напоминает веселый балаганный праздник, где смешались русские кокошники и венецианские карнавальные маски…
Говорить отдельно об актерах, исполняющих роли Фигаро и Розины, дело неблагодарное. Все они разные и все заслуживают похвалы в той или другой степени. Мне посчастливилось увидеть версию с бритым Фигаро в исполнении Андрея Вылегжанина, которому в день премьеры указом Президента России Владимира Путина было присвоено звание Заслуженного артиста РФ. Роль Розины в этот день исполняла молодая и талантливая Карина Григорян, которую по словам Бертмана, нашли во время «музыкальных раскопок» в Ростове-на-Дону. Что касается раскопок: у главного режиссёра театра профессиональный нюх на талантливую молодежь. Идут к нему молодые работать с охотой и удовольствием. Благо атмосфера в театре редкостная: дружеская, интеллигентная и чувства юмора всей труппе не занимать.
Вписался в коллектив и юный режиссёр Константин Чудовский, несмотря на то, что в театре «без году неделя». Да в этом театре много таких. Бертман доверяет молодым. Чудовский, дирижируя в «Севильском цирюльнике», показывает творческие чудеса. То вдруг покинет пульт и даст оркестру самому «справляться» с партитурой. То возьмет гитару и аккомпанирует на ней влюбленному графу Альмавиве, якобы забыв про своих музыкантов. А то и на клавесине сбацает ритурнели. Словом, всё может. Да в «Геликоне» каждый на все горазд: хоть колесом пройтись по сцене, но как танцуют! Недаром массовку театра прозвали «хордебалет». А попробуйте петь да танцевать одновременно. Где еще, в каком театре певцы отплясывают так лихо?!
Есть в «Севильском цирюльнике» ещё один важный персонаж, уж не знаю, специально ли его вывел на сцену Бертман или он присутствует в партитуре у самого Россини? Это геликон музыкальный инструмент. Его носит на себе Розина в финале оперы и даже немного на нём играет. «Подудеть» в него не прочь все персонажи оперы. Что очень символично и весело…
А ещё в «Севильском цирюльнике» Россини есть место импровизации, что, возможно, тоже привлекло незаурядного режиссера Бертмана к этому произведению. Во-первых, солисты вольны импровизировать каденции. Во-вторых, никто заранее не знает, какую арию споет Розина на уроке пения. В постановках 1816-1820-х годов звучали разные арии. К примеру, Полина Виардо, в 1843 году дебютировавшая в Петербурге именно в партии Розины, в сцене урока исполняла романсы Глинки. (Не из-за этой ли роли она стала так желанна большому русскому писателю Ивану Тургеневу?!) Предоставленная героине свобода выбора гениальная драматургическая находка Россини. Ведь на уроке столь важный для комедии масок конфликт поколений достигает пика, вот автор и противопоставляет вечно старомодной ариетте Бартоло вечно обновляющуюся арию Розины.
Бомарше когда-то написал трилогию об остроумном, находчивом и плутоватом цирюльнике. Это «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро» и «Керубино». К «Севильскому цирюльнику» обращались многие композиторы, но самым обожаемым как для зрителей, так и для музыкантов остался «Цирюльник» Россини. Музыку к «Свадьбе Фигаро» написал великий Моцарт, а Жюль Массне озвучил «Керубино».
По замыслу Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» поставят всю трилогию о Фигаро, и будет она идти три вечера кряду, такими «сериями». Тем, кто увидел премьеру «Севильского цирюльника» в нынешнем июле, повезло. Изящная опера Россини очень популярна на Западе, её любят ставить в «Метрополитен-опере». Именно поэтому последующие полгода геликоновский «Цирюльник» будет в разъездах два фестиваля и гастроли (позже 90 «Цирюльников» покажут в Америке). А в конце сентября «Геликон-опера» начнет свой 18-й сезон опять с премьеры второй части трилогии «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Позже поставят неизвестную пока в России третью часть «Керубино» Массне.
Откроем один маленький секрет. Юный паж окажется внебрачным сыном одного из героев… Ну а уж надлежащим образом обставить эту интригу художественный руководитель «Геликон-оперы» сумеет. Раз у него так лакомо получилась самая комическая из комических опер «Севильский цирюльник».