«…мало кто знает, что автором перестройки был вовсе не Горбачев ее стратегическую основу разрабатывал Ю.В. Андропов» | |
Ф. Бобков |
Каковы были реальные мотивы тех, кто начинал «перестройку»? У одних были благие намерения о народном достатке и развитии государства, другие же хорошо знали о том, что когда они доведут страну до кризиса, то в момент наивысшего хаоса будет не до охраны накопленных богатств и главным будет быстро подсуетиться. «Один из офицеров КГБ рассказывал нам: еще в 1984-м (…) в подмосковных партийных усадьбах, в баньках-саунах уже шли разговоры о приватизации. Делили сферы влияния. Отрасли экономики. Территории» [Калашников М. Сломанный меч Империи. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Крымский мост-9Д, Форум, 2000. С.155]. Таковы были замыслы тех игроков, которые в конце концов и одержали победу над своим собственным народом.
Однако, в руководстве были ведь люди, которые имели в основе своей социалистические принципы. Конечно же их можно было бы заменить яковлевыми и ельциными; но можно было действовать и по-иному: использовать, запрограммировать на какие-то решительные действия, а уж потом дискредитировать и убрать. Задача формулировалась так: залегендировать необходимость перестроечных мероприятий, при этом не уточнять что именно это такое, каков должен быть план реформирования и что будет со страной по окончании. Для этого была использована предкризисная ситуация в экономике. Были составлены записки и другие документы, не только в КГБ, но в московских институтах, которые должны были дать толчок к необходимым (реально и объективно!) переменам. Говорят о них с долей скептицизма: «… когда счастливые историки будут наконец допущены к секретным бумагам КГБ и КПСС первой половины 80-х годов, они не найдут в архивах ни одного документа, который однозначно бы говорили: КГБ был инициатором перестройки в СССР» [Альбац Е.М. Мина замедленного действия. М. РУССЛИТ, 1992. С.175]. Мы не можем отнести себя к счастливым историкам, мы люди другой профессии систематики, и насколько мы счастливы не знаю. Нам допуска к документам не нужно, ибо как было сказано в Библии: «…по плодам их узнаете..»., и мы видим, что было на входе и что есть на выходе. Пришло время и они сами не стали делать тайны из своего участия и отрицать очевидного: «КГБ в 1985 году хорошо понимал, что Советский Союз без перестройки развиваться не может» [Бобков Ф.Д. в беседе с Карауловым А. «КГБ хорошо понимал, что страна нуждается в перестройке». // Независимая газета. 1990, 28 декабря. №2. С.5].
А пока извещенные лица сообщают, что именно 6-е управления готовило доклады, в которых сообщалось о кризисе в области экономики и которые потом легли в концепцию начала перестройки: «Именно в КГБ появилась в начале 1980-х годов группа молодых специалистов, которые контурно обозначили проблему реформ. И именно в КГБ понимали их необходимость» [III Международная конференция «КГБ: вчера, сегодня, завтра». Доклады и дискуссии. / Общественный Фонд «Гласность», фонд «Культурная инициатива». М., 1994. С.3]; «Стимулом к перестройке стали секретные отчеты КГБ о кризисе экономики» [Неизвестный работник российских спецслужб в беседе с В. Ряшиным. После Герострата. // День. 1992, 26 апреля 2 мая. №17. С.66].
Пришло время и вспомнили установки уже покойного Ю. Андропова, который сделал это словами Остапа Бендера: «Действовать смело. Никого не расспрашивать. Побольше цинизма. Людям это нравится. Через третьих лиц ничего не предпринимать. Дураков больше нет. Никто для вас не станет таскать бриллианты из чужого кармана. Но и без уголовщины. Кодекс мы должны чтить!»