Для того, чтобы потом украсть много, очень много, а потом еще больше, и наконец-то все: всю страну, самую большую, наверное и самую богатую, для начала потребовалось кричать громче всех «Держи вора!!!» Почти как на базаре, когда стягивают какую-нибудь тряпку у зазевавшейся торговки. Как это удивительно: принципы одни и те же, а масштабы-то прямо-таки противоположные!
Никто не спорит, что партийно-советская бюрократия воровала, но до того, чтобы разворовать все, на это ума не хватало. И точкой уязвимости номер один для СССР стал компромат на чиновников. Ю. Андропов дал одному из своих генералов инструкцию: «Собирай по капельке все, что касается борьбы с коррупцией» (Цит. по: [Кеворков В.Е. Генерал Бояров. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2003. С.36 37]). Это только со стороны, непосвященным в замысел людям кажется, что они сделали какое-то благое дело, процесс с коррупцией был так далеко запущен ранее, что всякое мероприятие по его искоренению было обречено на гибель всего организма в целом: «Меня за руку как прокурора никто не хватал и не говорил: «Этих людей трогать нельзя». Тогда была политическая воля у первых лиц государства наводить в стране порядок! Не было препятствий арестовать премьера или члена правительства, секретаря обкома, горкома, секретаря ЦК и прочее, если действительно имелись доказательства их вины» [Илюхин В.И. Коррупция вчера и сегодня. // Завтра. 2001, июль. №29. С.5].
Не все, конечно же, было так просто. У chekistov, которым дали команду «Фас!» были и противники, которые так просто не сдались: «На пути московских оперативно-следственных бригад намертво встали сросшиеся с мафией местные партийные и чекистские структуры. Местные чекисты боялись собственных вождей больше, чем московских, и Андропов вынужден был это признать. Далеко не все обстоятельства просчитали его аналитики. Посланные им туда чекисты сразу же вляпались в подстроенные ловушки. Одного «неожиданно» схватили в автомобиле, где у него в присутствии понятых был «обнаружен» «дипломат», набитый деньгами. Заявление от взяткодателя уже было готово. Другого обвинили в попытке изнасилования несовершеннолетней. Третьего после какого-то обеда увезли в больницу, где едва откачали. А несколько следователей вообще пропали.
Высокие должностные лица, на которых рассчитывал Андропов в своей атаке на среднеазиатскую номенклатуру, расплываясь в елейных улыбках, демонстрируя полное непонимание того, чего от них хотят: разве мы не платим бакшиш в Москву «большому брату» точно и аккуратно? Или «большому брату» мало?» [Яковлев А.Н. Время Андропова. // Аргументы и факты. 2000, май. №19. С.5] Председатель КГБ Узбекистана генерал Мелкумов выступил с развернутой информацией о коррупции на совещании в 1981 году. Однако, был отправлен в ЧССР.
Область специфических противоречий: межведомственная война.
Когда говорят о разведке в целом во всех странах и во все времена, то знатоки этого вопроса выделяют, что происходят «Невидимые непосвященному жесточайшие противоречия, непрерывная конкуренция, непрекращающаяся борьба, плетущиеся интриги между различными структурными составляющими государственной машины проистекают на нескольких видимых уровнях, в числе которых: внешняя разведка парламент; внешняя разведка ведомство иностранных дел; внешняя разведка средства массовой информации; внешняя разведка военная разведка; внешняя разведка орган технической разведки; внешняя разведка контрразведка; разведка и контрразведка политическая полиция.
История спецслужб наполнена драматическими примерами открытых и подковерных конфликтов, завершившихся как поглощением одной спецслужбы другой, так и кровью их руководителей, внутриполитическими кризисамии скандалами в средствах массовой информации, как следствие выноса сора из избы.
Немецко-фашистские Абвер Канариса и внешнеполитическая разведка Шелленберга, израильские Моссад и Аман, советские КГБ и ГРУ, КГБ МВД, американские ЦРУ и ФБР, английские МИ-5 и МИ-6… одновременно партнеры и конкуренты в играх без правил.
Сколько времени и сил отрывается на борьбу друг с другом вместо взаимноскоординированной работы непосредственно по угрозам безопасности государства? И какой процент эта борьба занимает в общем объеме временных затрат спецслужб?
Между тем в основе своей эта конкуренция предполагает:
- борьбу за монополию на информацию, поставляемую в высшие органы военно-политического руководства страны и принятие по этой информации политических решений;
- ревностное соперничество между поставщиками информации;
- удержание и сохранение своих ролевых функциональных позиций, формирование и закрепление значимости роли и места спецслужбы в системе государственного механизма как в глазах высших органов власти, так и общественного мнения; в какой-то мере это можно назвать и оправданием своего существования;
- борьбу за финансирование» [Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта истории и теории. М.: БДЦ пресс, 2003. С.64].
Конечно же, идеологам с их единственным в голове (или что у них там под шляпой?) подходом к противоречиям классовым, этого не понять. Но на Западе эти вопросы внимательно отслеживались людьми из разведок и «прослойки». Так в специально изданной книге на тему внутренних противоречий в СССР [Interest Groups in Soviet Politics. / Ed. Skilling G.H., Griffiths F. Princeton (NJ): Princeton Univ. Press, 1973], среди поиска противоречий между сформировавшимися лагерями аппаратчики (Party Apparatchiki); военные (Military); директорат (Indastrial Managers); экономисты (Economists); юристы (Jurists) и даже…писатели (Writers), был выделен и лагерь чекистов (Security Police).
Однако, мы должны вернуться к нашей теме. У КГБ имелось несколько точек высоко вероятных конфликтов с другими участниками игры. Один круг противоречий: партия, которая имеет формальное право вмешиваться во многие дела chekistov; второй круг противоречий: сильная, хотя и недалекая армия, ряды которой будет в процессе перестройки смешаны так, что будут скованы направленность их действий и их мощь обернется против самих же обладателей; третий круг противоречий: националисты (в том числе русские), сектанты и проч., литераторы и другие люди из искусства, церковь, диссидентствующая интеллигенция их сильная сторона в том, что они являются властителями дум и чаяний народов, с помощью пятой линии они будут использованы и отброшены. Есть и еще некие группировки, где КГБ тоже не жалуют: радиослушатели голосов посредник Система глушения, но все понимают, что за ним стоит КГБ; отказники посредник ОВИР МВД, но все понимают, что за ним стоит КГБ; пресса, жаждавшая свободы критики им противостоят идеологи из партаппарата и цензура, но все понимают, что за ним стоит КГБ. Криминогенный мир сталкивается с МВД и Прокуратурой, но серьезными делами занимаются в КГБ. КГБ любит прятаться за посредниками, и старается их вовлечь в свои игры. И чем больше сталкивают советских граждан, тем лучше. Как внутри страны, так и за границей: это касается как через разовые мероприятия: туристические и командировочные поездки, так и при постоянном пребывании: дипломаты, внешнеторговцы, строители и проч.
Было четыре основных конкурента: ЦК, МИД, МВД, ГРУ. ЦК формально сильно, но если использовать методы вовлечения, успокоения, то при слабом контроле можно считать, что руки у тебя развязаны. МИД противоречия могут быть за границей, но в каждом посольстве множество офицеров безопасности и резидентура, которые успевают присматривать за послами. МВД конкурент номер один внутри страны, но на него идет постоянный сбор информации. ГРУ сильно ограничен во внутренних делах. Таковы на самом деле были позднесоветские «производственные силы и производственные отношения», если пользоваться коммунистическими штампами. Арбитраж в это дело не звали, да и вряд ли бы он помог.
Наконец в KGB появляется само опасное понятие «внутренняя разведка», которое выдает то, что на свою же страну будут смотреть как на место пребывания. Спецслужба с такой установкой будет неминуемо чувствовать себя оторгнутой от остальной материнской системы, и заставит работать либо на внешний мир, либо на самое себя что одинаково прискорбно. А учитывая масштаб деятельности «При Андропове значительно расширились масштабы деятельности органов безопасности (…) Решения по вопросам, отнесенным к компетенции КГБ, стали обязательными для исполнения всеми учреждениями страны» [Верой и правдой. ФСБ. Страницы истории. Ярославль: Нюанс, 2001. С.402] и во все прискорбно.
Вмешательство же во все дела было легко оправдано: существует возможность Запада через идеологическую диверсию проникнуть во внутренние дела СССР. «В связи с проблемой организации борьбы с идеологической диверсией хочу затронуть еще один вопрос, которому Ю.В. Андропов придавал большое значение. Он понимал, что под влиянием западной пропаганды, вследствие имевшихся различного рода внутренних неустроенностей (…) в отдельных слоях, группах общества могут возникать негативные социальные процессы. Кое-кто считает, что такие процессы не являются предметом деятельности органов КГБ, ими должны заниматься соответствующие партийные, советские, профсоюзные и иные органы отраслевого государственного управления. С формальной точки зрения это, наверное, так и должно быть. Но, говорил Юрий Владимирович, мы должны в этом вопросе видеть и наш, чекистский аспект работы. (…) Достоверно установлено, что большой интерес проявляют к негативным социальным процессам спецслужбы противника, уже были факты, когда к таким процессам они подстраивались напрямую, пытаясь направить их в нужное для них русло. (…) На этот аспект деятельности Юрий Владимирович обращал внимание десятки и сотни раз. он много говорил: мы все сидим в одной лодке, поэтому нельзя ее раскачивать, она может опрокинуться. (…)
Беседуя с руководителями местных органов КГБ, он всегда ставил перед ними задачу: посмотрите, что в вашей республике, крае, области делается в решении проблемы конверсии оборонных предприятий, какие новые товары потребления и конкретно на каких заводах, фабриках начали производить, как идут дела в строительстве жилья для народа, какие меры принимаются для повышения товаропроизводства в сельском хозяйстве. Он говорил: вы должны опираться на партийные органы, но не забывайте, что и сами являетесь членами бюро партийных комитетов и депутатами советов депутатов трудящихся, поэтому будьте в гуще народа, как можно больше бывайте на предприятиях, в колхозах, совхозах, беседуйте с руководителями и простыми труженниками, острее ставьте необходимые для решения вопросы, побольше предъявляйте требований к нерадивым, бескомпромиссно подходите к бесхозяйственности и расточительству» [Команда Андропова. М.: Русь, 2005. С.32 33, 39].
Комитетчики старались выделиться отдельно, и оттуда, с высоты своего положения, задавать тон всей работе. Особенно это касалось т.н. смежников: ГРУ, военных, дипломатов. Так, например, начальник представительства КГБ в Афганистане Виктор Николаевич Спольников «… возглавляя резидентуру в Кабуле, он отстаивал идею координации действий представительств советских силовых министерств в Афганистане. Причина? Вот только один пример: генерал из Министерства обороны, предположим, называет в рапортах в Москву количество вооруженных формирований афганских моджахедов что-то около пятисот, МВД восемьсот, МИД одну тысячу, а КГБ тысячу пятьсот. Кто из них прав? Убежден, что КГБ. Почему? Министерство обороны было просто зациклено на снижении цифр, поскольку из Москвы немедленно спросят: «А на кой хрен мы держим этот ограниченный контингент, если количество вооруженных формирований с каждым годом не уменьшается, а увеличивается?» Следовательно, нужно подать на начальственный стол угодную для него цифру. Тоже самое с МИД и МВД. Виктор Спольников предлагал на тот момент, чтобы все ведомства и службы согласовывали (не для доклада в Москву, а для общего дела) конкретные факты и отсылали в Москву информацию от имени всех ведомств, а не от каждого в отдельности. Приняли вроде бы это предложение Спольникова. (…) И шли официально подписывая совместную сводку, а в обход отправляя другие, оправдывающие себя данные» [Коновалов В.Н. Век «Свободы» не слыхать. Записки ветерана холодной войны. М.: Алгоритм, 2003. С.87 88].
В Советском же Союзе о межведомственных противоречиях не было ни слова. Наш «подкрышник» с горечью пишет о вражде между советскими организациями: Всесоюзном Агентстве по авторским правам и Государственном Комитете по делам издательств и книжной торговле, что «Казалось, два ведомства должны, дополняя друг друга, сотрудничать, дружить на пользу книжного дела страны, ан нет. Между руководством Агентства и Госкомиздата установилась прочная глухая вражда» [Григ Е. Да, я там работал. М.: Гея, 1997. С.444]. Зато на Западе эти и другие аспекты отмечали бойцы их идеологического фронта: в отчете президента Ассоциации американских издателей Таусенда Хупса о поездке в Москву в 1973 г., где он и его коллеги провели раунд переговоров в ВААП, Госкомиздате и Союзе Советских Писателей, в котором ими был написан отчет по всей видимости на основе опросника ЦРУ, в котором по мимо прочего пытались угадать и принадлежность контрагентов к КГБ (неудачно), а в частности там говорилось: «Мы должны использовать естественные противоречия, сложившиеся между ВААП, Госкомиздатом и издательствами для продвижения на советский книжный рынок таких американских авторов, которые окажут наиболее эффективное воздействие на советского читателя» (Цит. по: [Там же. С.295]). Из всего этого видно, что в ЦРУ знают о «естественных противоречиях, складывающихся» между советскими ведомствами и о том, что их оказывается можно использовать и для успеха внешнего политического давления, а внутри СССР об этом ведать не ведали (извините за каламбур!)
Так что с изложенной точки зрения, вся перестройка есть не что иное как межведомственная война по линии КГБ СССР остальные союзные структуры, где победу одержал Комитет. Так и произошло. Все были чужими, и со всеми расправились. Особенно с силовиками. Прежде всего с армией, которую постоянно подставляли, втягивали в глупые авантюры, а потом бросали; против нее шло формирование антивоенных структур типа комитета солдатских матерей и «Щит», выпуск «оборонническо-пацифистских» изданий.