В январе 2017 года в Совете Федерации РФ прошли дни Ставропольского края. Выставки, речи, помпезные планы и даже предложения спикера В. Матвиенко открыть в Москве ресторан для популяризации краевой мраморной говядины. Не обошлось без награждения медалью 20 лет СФ РФ спикера краевой Думы единоросса Ягубова, без году неделя пребывающего в этой должности
Но само трехмиллионное Ставрополье знало, что вдруг затеянное дорогостоящее громыхание в информационном пространстве было далеко от ресторанных настроений. А по сути – операцией прикрытия для грандиозного скандала, разразившегося на фоне противостояния местных фермеров и власти, принявшего общероссийские масштабы.
В аграрном крае подошло время перезаключения десятилетних договоров с владельцами земельных паев, этаких земельных ваучеров, доставшихся крестьянам в начале 90-х прошлого века. И тут некоторые новые латифундисты, владельцы агрохолдингов, приближенные к власти, поняли, что множество пайщиков не хотят пребывать с ними в экономических, без взаимности, объятиях. Крестьяне поняли, поря уходить с паями к другому арендатору или самим становиться на землю. Одни захотели получать больше за пай и тем самым прокормиться. Другие – начать на земле свое дело. Но мотивация была библейская – земля прокормит.
Память начала лихих девяностых хранила опыт массового возвращения селян из городов на родительские наделы. Тем и выжили. И сейчас крестьянская генетика сама дает подсказку. Многие ставропольчане, помыкавшись на заработках в чужих краях, решили возвратиться, собрать паи родственников и знакомых и начинать тяжелый, но свой крестьянский труд. Опыт успешных ставропольских фермеров, выживших в любых передрягах, подсказывал – и мы сможем.
Но оказалось, что владельцы новых олигархических колхозов тоже с памятью. Судьба ваучеров известна всем. А почему с земельными паями не поступить также. Пользуясь полным отсутствием аграрного опыта у самого молодого в России губернатора В. Владимирова, отправленного Кремлем по неведомой логике из газоносного Ямало-Ненецкого округа в земледельческое Ставрополье, местная земельная «элита» начала «чудить без баяна».
Ранневесеннее обострение ее активности в начале прошлого года вылилось в рождение краевого законопроекта, названного по меткому замечанию экс-депутата краевой Думы, молодого «эсера» Кирилла Кузьмина законом «жирных котов». Согласно этому закону, чтобы выделиться в новый земельный участок или уйти к другому арендатору, необходимо собрать земельный массив не менее 2500 га.
Городского жителя вроде как крестьянские страсти не касаются, но представьте, что вы в своей приватизированной квартире в многоэтажке хотите арендатора поменять – платит мало, не вовремя, и вообще хамит. А вам в ответ: пока не соберете соседей с двадцати квартир с такой же проблемой, будете это терпеть. Ваш арендатор нам в ТСЖ раму на окне в подъезде пообещал покрасить. Как же так, закричите вы, квартира – моя собственность!
А нам наплевать на ваше право собственности, сказали ставропольские власти собственникам земельных паев. Вот соберется вас при среднем размере пая в 6-10 га в кучу более 300 человек, чтоб 2500 га получилось, тогда арендатора поменяете или начнете свое дело. Для справки самая большая норма по России.
Аналогии с крепостным правом и отменой Юрьева дня не заставили себя ждать. Активисты краевой АККОР начали писать во все инстанции, включая самую верхнюю – Президента РФ. Летом организовали при поддержке местных эсеров в г. Светлограде митинг, собравший более тысячи человек, пообещали «тракторный марш», аналогичный краснодарскому. Власти в ответ согнали митинг там же, Совет муниципальных образований в свою поддержку напрягли и кучу аргументов вывалили: дескать, только агрохолдинги наше все, и только они могут современную агротехнику поддерживать и штанам «социалки» до конца не упасть. Фермеры в ответ высказывали свои весомые аргументы.
Накануне сентябрьских выборов прошлого года в Госдуму РФ и одновременно в собственную ставропольскую краевую, губернатор Владимир Владимирович Владимиров сделал вид, что прислушался к крестьянскому мнению. Прикормленная пресса разнесла о губернаторском вето на закон «жирных котов». Отчитавшись перед Кремлем и федеральной «Единой Россией» о полной победе единороссов на Ставрополье и оставив в краевой Думе для антуража, наряду с несколькими коммунистами и соколами Жириновского, единственного депутата «эсера», ВВВ по-большевистски решил, что с крестьянской «вольницей» надо кончать.
Уже 25 ноября 2016 года в моментальном режиме закон «жирных котов» был принят. Из 50 краевых депутатов один голосовал против, трое – коммунист, единоросс и жириновец – в голосовании просто не приняли участия. Сей «триумфальный результат» ставропольские фермеры и владельцы паев восприняли как участник корриды – появление куска красной материи.
15 декабря внеочередной съезд краевой АККОР собрал в городе креста Ставрополе 1200 разъяренных делегатов. Зал Дворца профсоюзов, вмещающий до 2000 человек, был забит по верхние ряды балконов. Докладчик – лидер фермеров Виктор Пыленок – обвинил губернатора и краевую «Единую Россию» в циничном обмане. Ни разу не встретившийся за время своего правления с фермерами в аграрном крае губернатор на съезд не явился, хотя накануне осенял себя крестным знамением на этой же сцене в церемонии открытия регионального форума Всемирного Русского Народного Собора. Как же – высокие гости из Москвы и соседних регионов. Среди них и сам А. Проханов. Как на миру за народ не порадеть…
А вот на местном крестьянском форуме представители струсившего губернатора – зам. председателя краевого правительства Н. Великдань и министр сельского хозяйства В. Ситников – выслушали от крестьян по полной. В острые моменты в зале доходило до ненормативной лексики. И поделом основным лоббистам «жирных котов».
Выступавшие фермеры прошлись по всем закоулкам и вывернули все изнанки антинародной политики краевой власти.
Наряду с чисто экономическими доводами для попавшего в СКФО, как кур в ощип, «казачьего края», прозвучал и геополитический тезис – закон «жирных котов» создает условия для миграции коренного населения из края, так как агрохолдинги сокращают рабочие места и препятствуют возврату местных селян на землю. После этого от атамана Кавказской казачьей линии поступило предложение потребовать от Кремля прислать на ПМЖ Бастрыкина и отправить в отставку самого В.В. Владимирова, как подрывающего основы государственной политики РФ на Северном Кавказе.
Реакция зала была такова, что губернатор, смотревший съезд онлайн, принял упреждающее решение – самому пригласить на встречу делегацию фермеров, пока полторы тысячи разгневанных мужчин, среди которых виднелись десятки папах казаков-фермеров, не вышли из зала на центральную площадь города, названную в честь вождя рабочего и крестьянского пролетариата В.И. Ленина.
Приглашение на съезде озвучил тот же Н. Великдань. Все происходило на глазах делегаций из соседних регионов, обеспокоенных тем, что подавление «жирными котами» фермерского движения на Ставрополье найдет последователей из числа земельных олигархов по всей России. Заместитель председателя федерального АККОР Телегин попробовал увещевать зарвавшееся руководство края, чтобы оно не допустило социального взрыва в регионе. Но куда там. Молодой горячий губернатор начал грызть удила здравого смысла. Политический вес вошел в противоречие с собственным…
На своей первой вынужденной исторической встрече с фермерскими лидерами края Владимир Владимирович повел себя так, будто не дочитал или никогда не читал «Государя» Маккиавели. Под телекамерами говорил о компромиссе, а без них переходил от прямого их запугивания до обещания каждому индивидуально «порешать его вопросы».
Поняв, что губернатор против лозунга «Землю крестьянам» и стоит за «дело латифундий», фермерская верхушка донесла по низам свой вердикт. Отныне губернаторская аббревиатура ВВВ и его лозунг «Время вырваться вперед!» будет читаться так: «Вовсем виноват Владимиров». Общественные «нереестровые» казаки расслышали новую трактовку. Реестровые казаки-фермеры тоже.
Страсти накалялись, но неожиданно и вовремя на сторону фермеров встал новый краевой прокурор Богданчиков. Краевая прокуратура рассмотрела в законе «жирных котов» не только нарушение конституционных прав фермеров, но и коррупционную составляющую в пользу владельцев агрохолдингов. Свой протест прокуратура направила в суд. Все читающие между строк сообразили – без согласования с Москвой такое не могло произойти. Все читающие между других строк возражали – губернатор самостоятельно вылез с законом «жирных котов» и теперь хлебает им самим заваренную кашу. Истина оказалась посередине. На съезде краевых фермеров В. Пыленок озвучил, что губернатор обращался с соответствующими письмами к премьеру Д. Медведеву. И как к главе правительства, и как к лидеру «Единой России». И после одобрения начал действовать.
Не полагаясь на прокуратуру, с аналогичным требованием в суд обратились три пайщика из Петровского, Благодарненского и Труновского районов края. После этого к истцам присоединились еще двое пайщиков из Георгиевского и Труновского районов, а также краевая ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств. Все исковые заявления объединили в одно производство.
А официальные сводки и релизы с очередного XXVIII Всероссийского съезда АККОР, собравшего 16-17 февраля с.г. в Доме правительства Москвы более 800 делегатов со всей России, гласят буквально следующее.
Ставропольцам, отправившим на съезд самую большую делегацию, дали выступить дважды. Представитель пайщиков Федор Лукьянец, он же юрист фермеров в судах, подробно изложил ситуацию. Присутствовавший на съезде заместитель председателя правительства края Николай Великдань вышел к микрофону после Лукьянца и стал оправдываться. Его перебил сидящий в президиуме Владимир Плотников: “Что вы нам тут рассказываете? Что ставропольские крестьяне идиоты? На чрезвычайном съезде в крае собралось 1200 человек, это просто так? Вы зачем внесли раскол в общество, вынесли этот скандал на всю Россию? Если ошиблись, исправьте. Вообще, не понимаю, откуда взялась эта норма в 2,5 тысячи, на каком основании?” Он тут же привел размеры выделяемых участков в разных регионах страны. В большинстве – от одного до 30, только в двух или трех эта цифра выше ста, самая большая норма – 250 в Удмуртии. А тут – 2,5 тысячи! Что за стратеги, какие умы додумались до этого?
На второй день съезда высказался по этому поводу и министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев: “Это неоправданное и глупейшее решение. Что же за думу вы избрали, каких депутатов, что они принимают такие решения? Я надеюсь, что губернатор проявит мудрость и отзовет этот закон или кардинально его пересмотрит”.
Съезд принял решение поддержать ставропольских фермеров, поручил АККОР принять участие в судебных заседаниях и оказать фермерам разностороннюю юридическую поддержку.
Когда ставропольцы встали в знак благодарности, их приветствовали громом аплодисментов. Из зала слышны были слова поддержки: «Держитесь, ребята, мы с вами!»
О чем говорит аппаратная трактовка происходящего – единороссы В. Плотников и А. Ткачев при поддержке Генпрокуратуры просто «слили» в общественном мнении единоросса В. Владимирова и председателя краевой Думы единоросса Ягубова вместе с его депутатами. Вреда для имиджа «партии власти» от их действий оказалось неизмеримо больше, чем сохранение партийной солидарности. Не исключено, что была проба по известному уничтожению на земле мелкого собственника экономическим путем. Не полки же Тухачевского против них направлять, учитывая последствия земельных переделов на Руси.
После возвращения ставропольской делегации из Москвы, Владимиров созвал комиссию по этому вопросу. Ситуация с прессой повторилась, но в ее присутствии ректор Ставропольского аграрного университета депутат-единоросс краевого парламента профессор В. Трухачев подверг резкой критике деятельность агрохолдингов на территории края, не выполняющих адекватные их доходам обещания по поддержке социальной инфраструктуры населенных пунктов.
Особо досталось империи агроолигарха Аслана Каракотова, который имеет в послужном списке не только 16 заложенных и перезаложенных кредиторам ставропольских хозяйств, но и череду скандалов и судебных тяжб с конкурентами и владельцами паев. Кроме того, ближайшее окружение выходца из соседней КЧР Каракотова засветилось в незаконном строительстве мечети в Ставрополе на проспекте Кулакова.
Только решительные действия нереестровых казаков и движения РЕКА (Русское единство Кавказа), пригласивших в край корреспондента “России 1” Евгения Попова и четыре вышедших телесюжета центрального ТВ остановили эту стройку. Дело дошло до В. Путина.
Казаки с. Сергиевского Грачевского района открыто заявили, что Каракотов «сживает их со своей земли» и решили перейти к другому арендатору. И таких селян-пайщиков оказалось в селе (бывшей станице) около 60%. Оказалось также, что районное и сельское руководство, силовики и всевозможные регистрирующие органы начали оказывать поддержку Каракотову в стремлении дезавуировать решение собрания пайщиков Сергиевского. Из краевого центра профилактировать казаков и других пайщиков прибыл подполковник центра «Э» Рашид Аюпов, но запугать казаков на своей земле в «казачьем крае» каракотовым и аюповым уже не удастся. Отступать казакам и селянам некуда.
3 марта 2017 года ставропольский краевой суд признал недействующим закон «жирных котов» об увеличении размера вновь выделяемых земельных участков для занятия растениеводством с 30 до 2500 га. На заседании прокурором было заявлено, что закон «жирных котов» содержит коррупционную составляющую, потому что принят в интересах крупных хозяйствующих субъектов, а интересы среднего и малого бизнеса в области аграрного сектора дольщиков абсолютно игнорированы.
Казалось, что скандальная коллизия разрешена. Но это только начало борьбы селян Ставрополья за свои права. Следующим этапом является их протест в связи с объединением сельских районов в городские округа. Это антиконстутитуционное разрушение местного самоуправления, при котором сельские жители лишаются многих льгот. Материалы уже отправлены в суд.
Это непродуманная попытка законодательного регулирования количества живности в ЛФК. И, наконец, изменения кадастровой стоимости земли в сторону многократного ее увеличения затронет не только вышеперечисленные категории сельских тружеников, но и войдет проблемой в городские дома и семьи владельцев дачных и других земельных участков. Уверен, в Ставропольском крае эта борьба закончится сменой его высшего руководства, действия которого заслужили определение как глупого…
Сергей Попов, государственный советник РФ 2 класса, атаман Кавказской казачьей линии, член Союза журналистов России