Единороссы протащили правительственный закон, освобождающий миллиардеров от налогов. Тощий бюджет РФ недосчитается многих сотен миллиардов рублей. Дыры в госказне залатают за счет бедного народа России. Спецоперацию проворачивали в несколько этапов. Сначала в Госдуму пришел зам. министра финансов Илья Трунин и представил в первом чтении законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», «направленный на исполнение послания президента»
Законопроект – об облигациях, которые выпустят корпорации для привлечения дополнительных средств. А чтобы облигации были привлекательнее для приобретателей, закон «освободит от налогообложения доходы физических лиц (НДФЛ), полученных в виде купонных выплат по обращающимся облигациям». Понимая, что вводить льготный режим налогообложения в период дефицитного бюджета, да еще с подачи Минфина, – не комильфо, И. Трунин поспешил заверить законодателей, что мера временная, «коснется лишь выпусков обращающихся облигаций, эмиссия которых произойдет с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года». Еще, закон освободит от налогообложения доходы, полученные в виде дисконта по дисконтным облигациям, потому что «ставку дисконта по сравнению с ключевой ставкой Банка России сложно рассчитать, да и Налоговый кодекс не предусматривает подобного механизма. …Таких облигаций выпущено немного…». Минфиновец говорил вкрадчиво, как бы оправдываясь за причиняемое «неудобство» для бюджета, куда не поступят налоги от купонов по облигациям. Потери будут незначительными, «всего» 500 млн рублей ежегодно в период с 2017-го по 2020 годы. Впрочем, по уточненным подсчетам депутатов, бюджет потеряет гораздо больше. «Мы видим минус полтриллиона рублей в первый же год, и так далее будет», – заявил коммунист Алексей Куринный. Он потребовал «уточнить, каким будет экономический эффект для страны от налоговых льгот». «Мы не прогнозируем полтриллиона потерь», – не очень уверенно произнес Трунин, а об «экономическом эффекте» он вообще ничего не смог сказать. Смутный минфиновский документ еще в первом чтении вызывал вопросы, и по своей природе, как поняли депутаты, предназначался не для широкого потребления. Но то, что они увидели ко второму чтению, повергло в ступор даже видавших виды думцев.
Итак, второй этап спецоперации. Законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» ко второму чтению расширился за счет дополнения, внесенного председателем думского комитета по бюджету и налогам единороссом Андреем Макаровым. В тексте ни слова нет об облигациях, говорится уже о санкциях, которым подвергаются «некоторые граждане РФ», и о «защите» этих граждан путем исключения их из числа налоговых резидентов РФ, т.е. тех, кто обязан платить налоги. Вот о чем гласит дополнение:
«4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.
Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).
Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период».
Непосвященному сложно понять, какие физлица имеются в виду, и что им обещает Макаров и его вдохновители. А депутаты сразу смекнули, что российским олигархам, попавшим в зарубежный санкционный список, дается право не платить налоги со своих богатств в бюджет РФ. Даже по той нижайшей ставке 13%.
От вставки повеяло душком «закона Ротенберга», который единороссы пытались провести через Госдуму пару лет тому назад. Законом предполагались компенсационные выплаты миллиардеру из госбюджета в счет понесенных им за рубежом материальных потерь из-за санкций. Тогда старания партии нацлидера не увенчались успехом. И вдруг возник ремейк «закона Ротенберга» в виде «прицепа» к законопроекту об облигациях.
А. Куринный тут же заявил, что поправка Макарова меняет концепцию принятого в первом чтении правового акта и потребовал вынести ее на отдельное голосование. Положительно проголосовали 319 депутатов (318 единороссов и А. Журавлев от «Родины»), 31 депутат – против, остальные не голосовали. Поправка осталась в законопроекте. «Правительство поддерживает поправку», «она снимает неопределенность» и «защищает некоторых наших граждан», – заметил замминистра Трунин, пристально следивший за обсуждением из правительственной ложи.
Единоросс Макаров просто неистовствовал: «Поправка мною внесена… Нас обвиняют, что мы хотим поддержать олигархов, освободив их от налогов… а я как бы друг олигархов? Нет, мы позволяем государству защитить своих граждан. Обязанность парламента создать необходимые законодательные инструменты, чтобы государство могло выполнить функцию защиты…».
В среду, 22 марта, свершился третий этап спецоперации. «Инструмент» бюджетной поддержки и трепетной защиты долларовых миллиардеров (например, Сечина, Ротенберга, Тимченко, Вексельберга, Евтушенкова) обрел статус полноценного, поддержанного конституционным большинством Госдумы (322 – за, единороссы плюс Журавлев; против – 85 – КПРФ, ЛДПР и 6 справроссов) закона. Осталось получить одобрение Совета Федерации и подпись президента, что произойдет беспрепятственно. А потом закон вступит в силу.
Что он даст богачам? До санкций обладатели лондонской, парижской или, например, манхэттенской недвижимости, яхт, зарубежных счетов и прочего добра, – широко пользовались безналоговыми благами в офшорах, где они в основном регистрируют свои активы. А попав в санкционный список, они вынуждены находиться в РФ, и уже на своей Родине обязаны платить налоги со своих богатств, те самые 13%, как все граждане. Им это выливается в копеечку и очень не нравится. Жирные коты негодуют: как так, они ж «страдают» от санкций! Их «беды» приняли близко к сердцу единороссы, депутат от «Родины» Журавлев и особенно эмоциональный депутат и адвокат Макаров. Его поправка позволяет владельцам зарубежных замков и островов спать спокойно, не платя налоги. Им достаточно написать заявление, что они якобы всё уплатили в Лондоне, Париже или на Мальдивах, – и их освобождают от звания налоговый резидент РФ. И это еще не все. Согласно поправке, им вернут из российского бюджета налоги, которые они уплатили за 2014–2016 годы, когда уже действовали санкции. Об этом им также достаточно только написать в своих заявлениях. И все дела! Не плачьте, «бедные» вы наши, соотечественники вам все вернут…
При подведении итогов обсуждения три фракции – КПРФ, ЛДПР и «СправРоссия» – заявили, что им стыдно перед народом за закон, превративший миллиардеров в самых крупных налоговых льготников. Бюджет не только недополучит триллионы рублей, но еще и выплатит миллиардерам «компенсации». Вот как им услужила «Единая Россия».
Галина Платова, г. Донецк
Источник – Советская Россия