Жестокие следователи наехали на некоммерческое партнерство «Совет рынка», сулившее почти бескорыстно поднять эффективность оптовой и розничной торговли электроэнергией и мощностями
Поводом для разбирательства стала зарплата, выплачиваемая жене замминистра Минэнерго Гринкевича, ни дня не работавшей у «спонсоров».
«Совет рынка» – ассоциация с главным офисом в Центре Международной торговли на Пресне была создана еще в 2008 году и состоит из палат продавцов (76 генкомпаний), покупателей (крупные потребители, энергосбытчики— 232 члена), экспертов (100 членов) и инфраструктурных организаций (четыре члена). Ассоциации подконтрольны АО АТС (организатор торгов на оптовом рынке) и АО “Центр финансовых расчетов” (обеспечивает расчеты между оптовыми продавцами и покупателями).
Опера ФСБ и следователи МВД, по сообщениям «Коммерсанта», обыскали офис «Совета рынка» и квартиры его руководителей в поисках хоть каких-либо следов трудовой деятельности Оксаны Гринкевич. Как считают в МВД, женщина лишь числилась в ассоциации, исправно получая зарплату, но реально не работала. По данному факту уже возбуждено уголовное дело об особо крупном мошенничестве».
По предварительным данным, именно муж Гринкевич курировал от Минэнерго деятельность “Совета рынка”.
Можно подумать, у «Совета рынка» других грехов не имелось!
Сейчас г-н Гринкевич уволен, а его жена трудится в фирме, занятой дизайном интерьеров.
И никто что-то не торопится возвратить «переплату» несчастным жертвам мошенничества.
ФЗ №35 «Об электроэнергетике» передал право регулирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов в энергетике «Совету рынка», обязав заключать всех договор о присоединении к торговой системе.
Многочисленные приложения к «договору о присоединении», так называемые регламенты, а также условия, необходимые для его заключения, в совокупности определяют экономику субъектов рынка – генераторов, продавцов, покупателей, инфраструктурных организаций.
Таким образом, экономика энергетики была в существенной части выведена за пределы ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти).
Избыточная сложность (десятки постоянно изменяющихся регламентов – тысячи страниц, математические модели, необходимый опыт) правил получившейся Системы и относительная свобода действий по регулированию взаимоотношений субъектов позволила манипулировать финансовыми потоками, создать «управляемую» конкуренцию среди участников, вынужденных подчиняться «правилам».
Партнерство существует за счет вступительных (за весь период работы больше миллиарда рублей) и ежеквартальных членских взносов (2015 год – 700 миллионов).
Дочерние организации – ЦФР (2015 – 587 миллионов) и АТС (2014 год – 1,7 млрд рублей) – за счет комиссии от операций купли-продажи электроэнергии.
Итого – не менее 3 млрд рублей в год, добавленных к затратам реального сектора экономики на электроэнергию.
При “Совете рынка” образовалось еще несколько «некоммерческих партнерств», субъектов рынка: НП «Потребителей», НП «Производителей», НП «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний», НП «ТСО» – партнерство территориальных сетевых организаций.
Все эти НП, за исключение НП «ТСО», работают по стандартной схеме – при необходимости «решения вопроса» каким-либо из его крупных участников (у мелких нет денег), он проплачивает руководству вопрос, и те сами или через сотрудников НП начинают его лоббировать в соответствующих комитетах.
Таким образом, сложившаяся в энергетике «экосистема», несмотря на свою громоздкость (в совокупности ориентировочно не менее двух тысяч человек) и дороговизну (более 3 миллиардов рублей в год), не решает никаких стратегических задач по развитию или поддержанию устойчивости, а лишь обслуживает интересы крупных игроков, которые их могут сформулировать и пролоббировать.
Сама схема не нова и по сути является калькой с европейских и американских прототипов середины прошлого века, что не удивительно – один из идейных создателей “СР” и ее многолетний руководитель господин Пономарев получил соответствующие образование в Сорбоне, мат. модель разрабатывала американская компания КАРАНА, до сих пор среди «стратегов» – эксперты компаний МакКинзи, PWC и проч.
В ущерб общему развитию и вразрез с заявленными изначально целями по созданию максимально широкого рынка, после оформления устойчивых групп и налаживания финансовых потоков, максимизирующих их прибыль, «реформа» была приостановлена – изначально планировавшийся сектор розничного рынка так и не был запущен.
Сложившаяся вокруг деятельности “Совета рынка” ситуация является следствием нарушения системных правил:
– саморегулирование в неконкурентной среде не работает;
– дополнительные правила к законам зачастую используются не по назначению;
– конкуренция должна быть среди равных;
– обязательный кадровый контроль, запрещающий переход из коммерческого в регуляторный сектор;
– привилегии отдельным участникам или группам нарушают баланс системы и ведут к неустойчивости;
– запрет на вывод средств из под контроля федеральных органов;
– краткосрочные «структуры с быстрой прибылью» должны иметь более низкий приоритет перед долгосрочными, ориентированными на развитие и поддержание надежности, либо разведены по разным «секторам».
Все это позволяет сделать вывод, что “Совет рынка” – фактически паразитическая структура на теле энергопотребителей, служащая для обеспечения распила сверхприбыли от продажи электроэнергии.
В результате деятельности этой структуры из энергетики выведены сотни миллиардов рублей! Это не обязательно рост цен – это снижение надежности, отсутствие инвестиций в собственные технологии, придание экономическим отношениями мафиозного характера…
Выход из ситуации достаточно простой – передача того небольшого технического функционала, который выполняет “Совет рынка” плюс подчиняющиеся ему администратор торговой системы и центр финансовых расчетов, в существовавший еще при СССР Системный Оператор, упрощение конструкции и переформатирование так называемого “рынка”.
Также необходимо сформировать центр управления не из юристов и лоббистов, заинтересованных исключительно в максимизации прибыли своих хозяев, а из специалистов, с формированием среды, ориентированной на долгосрочное развитие и решение системных проблем отрасли.
Более развернутую программу выхода из нынешнего кризиса в энергетике дал Сергей Юрьевич Глазьев в приложении №9 к своему докладу в Совете Безопасности РФ.
Владимир Филин