О старообрядчестве в Литве
Лекция о старообрядчестве в Литве прошла в Доме причта Рогожской общины в воскресенье, 19 марта. Читала лекцию профессор Н. Морозова из Института литовского языка. Из-за отсутствия митрополита Корнилия (он совершал молебен в соборе) с началом лекции произошла задержка. Не привыкший бить баклуши, я за время паузы зашел в Никольский храм (бывший единоверческий). На меня обратил внимание молодой клирик храма о. Александр. Разговорились. Рассказал ему, как еще в 70-е годы в храме мы с будущим архимандритом Иринархом (Денисовым) пели и читали на крылосе. О. Александр сказал, что в храме службы совершаются по полному чину, без сокращений. И что настоятель поощряет пение по крюкам. Имеются два баптистерия для погружательного крещения взрослых: один – в отдельно стоящей крестильне, а другой – в Покровском приделе храма. Полюбовался внешним видом храма со стороны бывших прудов (они были засыпаны в советское время; на их месте были стадион и ипподром). Прошел до резиденции митрополита: с 20-х годов XIX века это была часовня, в советское время – склад и домоуправление (после войны это здание было передано Старообрядческой епископии). Обратил внимание, что металлическое ограждение резиденции совсем не высокое, просматривается беседка и вообще весь участок – не очень уютно.
Конечно, вспомнилось о моих поездках в Литву начиная еще с 80-х годов. Первый раз в 1986 году с митрополитом Филаретом (Вахромеевым). Кстати, тогда в вильнюсском Свято-Духовом монастыре я познакомился с о. Иларионом – нынешним митрополитом Волоколамским. Тогда мы оба были иеродиаконами. Особенно памятна поездка в юбилейном 1988 году. Довелось тогда пообщаться с двумя столпами литовского старообрядчества – председателем Высшего Старообрядческого Совета Иваном Исаевичем Егоровым и председателем Духовной комиссии Иосифом Ивановичем Никитиным. Последний был корифеем в области Церковного устава и канонического права. С ним я общался как у него дома, так и в моленной города Каунаса, где он служил. Присутствовал при совершении им крещения младенца. С Иосифом Ивановичем также общался в домашней обстановке. Некоторые называли его “человеком с двойным дном”. Я этого не почувствовал. Контактный, благожелательный был старец. Несколько даже сентиментальный. Помню, во время беседы несколько раз была такая сцена: дочь Егорова вдруг восклицала: “Папочка!” Иван Исаевич вставал и, в свою очередь: “Доченька!” На праздничной службе по случаю юбилея Тысячелетия Крещения Руси я находился на хорах. От сильного переутомления и духоты меня разморило, клонило в сон. В беседе с наставником из Харькова выяснилось, что я тоже был участником трапезы. Беззлобно-сокрушенно он заметил: “Значит, Вы нас замирщили”. А я, опустив голову, подумал: “Братцы, но вы же сами меня посадили за стол. Дали бы отдельную ‘поганую’ миску – я бы не обиделся”.
Меж тем подошел владыка, и лекция началась. Из нее мы узнали, что в настоящее время в Литве имеется 61 поморская община. В основном их храмы находятся в сельской местности восточной части республики. Службы в них совершаются нерегулярно (в некоторых вообще считанные разы в году). Кстати, по количеству общин старообрядцы в Литве на втором месте после католиков. В Эстонии старообрядческие моленные в основном находятся в Причудье, а в Латвии – в Латгарии. Здесь, в городе Даугавпилсе, у них целых шесть храмов. Первым старообрядцем на литовской земле был Трофим Иванов (1679 г.) – стрелецкий десятский, участник осады Соловецкого монастыря. В 1710 году в деревне Пуща появляется первый старообрядческий храм (впоследствии он был перенесен в деревню Бобринки). К концу XVIII века в Литве было уже около 200 тысяч старообрядцев.
Поскольку таких гонений, как в России, здесь не было, то после выхода Указа о веротерпимости в 1905 году не было и бурного возрождения. Только после того как Литва после Октябрьского переворота стала независимой, в ней заметно активизировалась церковная жизнь старообрядцев. Выходили журналы “Родная старина” и “Вестник Высшего Старообрядческого Совета”. Функционировали духовные курсы. Заработали благотворительные общества. В школах преподавался Закон Божий. Действовали церковные хоры (в репертуаре одного из них был старообрядческий духовный гимн и гимн Литовской республики на русском языке). После прихода Советов многие старообрядческие наставники были сосланы в Сибирь и Казахстан (некоторые вернулись после освобождения). После получения Литвой независимости старообрядцам вернули церковное имущество и земли. Местные власти относятся к ним хорошо – более благожелательно, чем к РПЦ и вообще к “советским русским”. По официальной статистике, старообрядцев в Литве около 23 тысяч (количество их уменьшается). По неофициальным данным, число старообрядцев в два раза больше. Опекаются старообрядческие общины девятью духовными наставниками (есть еще и четверо исполняющих обязанности таковых). За последние годы построено несколько новых храмов, в частности, в городе Клайпеде. Самый большой старообрядческий храм находится в Вильнюсе (построен в начале ХХ века). В Литве почти до ста лет дожил знаменитый иконописец Михайлов (он написал несколько тысяч икон).
Заключительное слово, как всегда, произнес митрополит Корнилий. Владыка снова удивил своей неутомимостью. За время лекции он ни разу не прикрыл глаза, в то время как мы с о. Николой Бобковым несколько раз проваливались в сон – а ведь владыка и старше нас, и устал не менее, чем мы.
Игумен Кирилл (Сахаров)
Источник – Русский Вестник