Председателю Правительства
Республики Дагестан
Гамидову А.М.
Копия: В Министерство сельского
хозяйства и продовольствия РД
Уважаемый Абдусамад Мустафаевич!
Считаем, что проводимая в республике земельная реформа, а также проблемы, связанные с землями отгонного животноводства, приобретают политический характер и подрывают межнациональное согласие в Дагестане.
Политика руководства республики в этой области обрекает кумыкский народ на проживание в условиях меньшинства в своих национальных районах, в своем исконном ареале проживания. Власть принудительно отчуждает земли кумыкских джамаатов, унаследованные от предков, и передает жителям поселений, незаконно возникших на землях отгонного животноводства.
Земельная реформа в Республике проводится в крайне социально опасных, незаконных, коррупционных формах. Они чреваты массовыми социальными и национальными выступлениями, столкновениями и конфликтами, что не соответствует принципам Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ В.В.Путина № 1666 от 19.12.2012 г.
В результате населяющие равнину и предгорные территории народы лишаются всех гарантий сохранения своих территорий компактного проживания, находящихся в республиканской собственности, – кумыки на Кумыкской равнине, ногайцы в Ногайской степи и русские на севере Дагестана.
Сегодня в Дагестане начинается вторичный передел равнинных земель под видом «земель отгонного животноводства» и земель государственных унитарных предприятий (ГУПов). Этот земельный передел проводится в рамках Программы земельной реформы в Республике Дагестан на 2015-2018 годы, согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2015 года № 339-р.
Из процесса перераспределения земельной собственности исключены равнинные районы, на территории которых расположены эти земли, и кумыкское население, для которого они являются ареалом их исторического и традиционного проживания. И вся программа земельной реформы, и принятые Главой РД на себя полномочия по проекту закона РД «О регулировании земельных отношений в Республике Дагестан» преследуют только одну цель: узаконить сложившееся на сегодняшний день положение незаконных поселений, придать им статус муниципальных образований и закрепить за ними огромные земельные массивы.
На сегодня незаконные переселенцы имеют в 50-60 раз больше земель, чем коренные жители равнины.
Согласно справке контрольно-финансового управления при Президенте РД от 2011 года, на одного жителя Бабаюртовского района приходится 0,52 га земель сельхозназначения, а на проживающих в районе вольнопоселенцев – 30 га. Местные жители района платят за аренду 1 га земли от 200 руб. до 500 руб., тогда как отгонникам установлена плата от 9 до 11 рублей. Не лучшая ситуация с землепользованием у местного населения в МО «Кумторкалинский район», где местным жителям установлена арендная плата за 1 га земли от 400 до 600 руб., напротив арендной платы отгонников – 20 руб., что явно противоречит Конституции и земельному законодательству Российской Федерации.
В частности, статье 9 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
В связи с этим требуем:
1.Снять с повестки дня вопрос о передаче земель поселениям, стихийно возникшим на землях отгонного животноводства.
Вопрос о придании указанным населенным пунктам официального статуса может рассматриваться только после передачи так называемых «земель отгонного животноводства», а фактически – земель сельскохозяйственного назначения, муниципальным образованиям, на территории которых они расположены, на основе процедур, предусмотренных земельным законодательством и законодательством о местном самоуправлении Российской Федерации.
2. Обнародовать результаты проведенной инвентаризации земель по равнинным районам и всех незаконно возникших там поселений с указанием названий 199 населенных мест, а также подробного перечня выявленных нарушений законодательства о местном самоуправлении и земельных законодательств Российской Федерации и Республики Дагестан.
3. Рекомендовать прокуратуре Республики Дагестан создать систему постоянного мониторинга состояния использования земель сельскохозяйственного назначения (в том числе «земель отгонного животноводства»), провести комплекс мероприятий, направленных на восстановление законности и правопорядка по фактам выявленных нарушений действующего законодательства на территориях стихийно созданных поселений на «землях отгонного животноводства».
4. Остановить процесс стихийной миграции населения с гор на равнину. Усилить контроль за соблюдением паспортного режима в самовольно застроенных населенных пунктах на «землях отгонного животноводства».
5. Принять меры по принудительному прекращению прав пользования земельных участков из земель, предоставленных для ведения отгонного животноводства, используемых не по назначению или с нарушением земельного законодательства. Обеспечить строгий контроль за соблюдением норм и сезонности содержания скота на землях отгонного животноводства.
6. Предусмотреть в соответствии с установленным Земельным кодексом Российской Федерации разграничение земель по уровням публичной власти, передачу права распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, в том числе «землями отгонного животноводства» и землями ГУПов из республиканского уровня, муниципальным образованиям равнинных поселений или районов, придав им статус межселенных территорий муниципальных районов.
7. Установить, что передача земель для сезонного выпаса овцепоголовья на плоскости возможна только на основе договоров аренды земель сельхозназначения между администрациями и хозяйствами горных, предгорных и равнинных районов. На тех же условиях хозяйствам равнинных районов представить территории в горах для овцеводства и заготовки кормов.
8. Для жителей населенных пунктов, незаконно возникших на землях отгонного животноводства, обучение детей, медицинское обслуживание и решение вопросов социально-экономического характера прикрепить к ближайшим, функционирующим учреждениям образования, медицины, а также местным и другим инфраструктурам.
Бюджетные средства для решения указанных вопросов поселений направлять непосредственно в бюджеты районов по месту нахождения поселений.
9. Незаконно возникшие населенные пункты на арендованных землях, которые были временно выделены для ведения отгонного животноводства горным хозяйствам, должны иметь статус временных поселений.
10. Ввиду масштабности существующих нарушений в области земельных отношений в Республике Дагестан считать недопустимым форсирование реформирования земельного законодательства Республики Дагестан.
В целях разработки оптимального варианта реформирования земельных отношений в Республике Дагестан создать государственную комиссию по выработке «Концепции земельной политики в Республике Дагестан» с участием представителей заинтересованных федеральных органов, научно-практических учреждений Республики Дагестан, муниципальных образований равнинных районов и общественных объединений коренных народов равнины. С их участием провести районные публичные слушания в Бабаюрте, Коркмаскале, Хасавюрте и республиканские слушания в Махачкале в Правительстве РД.
Председатель Общественного совета кумыков «Къумукъ халкъ совети» В.А. Вагидов
Председатель правления ДРОО, СОО “Сплоченность” З.И. Сулейманов
Председатель КНД «Тенглик» С.М-С. Алиев
Председатель Общественного комитета «Анжи» С.Д. Дадаев