Светская культура и гуманистическое мировоззрение как факторы противодействия терроризму

Кризис современного конституционализма, как подчеркивают многие исследователи, обусловлен тем, что сегодня значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ

В одной из притч древних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Однажды случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что ты пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И тогда человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени потерял оба.

Веками существовала межплеменная и межнациональная вражда.

Выдающиеся умы всех времен и народов мечтали об обществе социальной гармонии, о государстве дружбы и братства. Мечтают о таком обществе и современные ученые умы демократической России.

Сегодня любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что любая религия не толерантна по самой своей природе. Признавая истиной только веру в «своего бога» и «правильной» только систему своего культа, такая религия признает все остальные в лучшем случае ошибочными, а то и прямо враждебными, требующими борьбы с ними вплоть до уничтожения, как, например, принцип джихада.

Таким образом, изначальная межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, мешающим общению и сближению различных этносоциальных сообществ, что отражается, подчас, и на отношениях между государствами. Поэтому нетрудно понять, что никакая религия не может быть использована в качестве идеологической платформы – в том числе, и в сфере брачно-семейных отношений, – всегда тая в себе риски раздора.

Именно поэтому в современных условиях реформирования системы образования и попытки построения гражданского общества в Российской Федерации так необходимо формирование у россиян конституционно-правового мировоззрения с воспитанием личностного освоения социальности как сущности человека в целях предупреждения проявлений экстремизма и терроризма в России.

Кризис современного конституционализма, как подчеркивают многие исследователи, обусловлен тем, что сегодня значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ.

В науке о религии – научном религиоведении, общепризнанным является тот постулат, что любая религия с позиции ее последователей является «единственно истинной». Это означает заведомую невозможность для представителей религиозных организаций формулировать объективистские оценки в адрес других религий. Необходимо уточнить, что принципиальное различие между религиозной и светской культурами коренится в объективных свойствах консервативного и нового, постоянно эволюционирующего общества, где, как свидетельствует о том история нашей цивилизации, значимость «посюстороннего», определяющего все сферы жизни человечества, неуклонно усиливается.

Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.

Таким образом, культура соединяет образование и общество в векторе инновационности тем, что освобождает субъекта от привязанности к конкретной деятельности, или отношений, нормам которых этот субъект должен следовать, открывая его собственное пространство в качестве арены для самореализации, соединяя свое содержание (пространство) с субъектностью личности (коллектива, общности). Но образование выходит в пространство культуры как источник его ближайшей востребованности, формируя таких отдельных субъектов (специалистов, граждан, личностей), которые оказываются в состоянии следовать нормам городской культуры – сохранять и развивать ее собственную внутреннюю инновационность.

Культура открывает такие направления развертывания субъектности, как пространство, время, смысл, символы, жанры, стили, структура деятельности, понимание, коммуникации, диалог и партнерство, цели и идеалы. Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное.

Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке. Поэтому она всегда гуманистична.

В условиях тотального наступления религии на светское пространство общественной жизни мы, российские гуманисты, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.

Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.

Необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.

Исторический опыт показывает, что никогда не бывало мира под оливами любых религий, но было состояние забитости, покорности и духовной неволи одних в условиях, чинимых над ними насилия и эксплуатации других. Поэтому, и расчет на улучшение криминогенной ситуации в России с использованием религиозно-идеологических методов является очевидной утопией. Только, в отличие от других видов такого беспочвенного фантазирования, этот еще и несет в себе опасность.

Автор – С.В. Иванеев, к.ю.н., доцент кафедры Конституционного и международного права Университета «Синергия», президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments