Кризис современного конституционализма, как подчеркивают многие исследователи, обусловлен тем, что сегодня значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ
В одной из притч древних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Однажды случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что ты пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И тогда человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени потерял оба.
Веками существовала межплеменная и межнациональная вражда.
Выдающиеся умы всех времен и народов мечтали об обществе социальной гармонии, о государстве дружбы и братства. Мечтают о таком обществе и современные ученые умы демократической России.
Сегодня любому здравомыслящему человеку должно быть понятно, что любая религия не толерантна по самой своей природе. Признавая истиной только веру в «своего бога» и «правильной» только систему своего культа, такая религия признает все остальные в лучшем случае ошибочными, а то и прямо враждебными, требующими борьбы с ними вплоть до уничтожения, как, например, принцип джихада.
Таким образом, изначальная межрелигиозная вражда является существенным негативным фактором, мешающим общению и сближению различных этносоциальных сообществ, что отражается, подчас, и на отношениях между государствами. Поэтому нетрудно понять, что никакая религия не может быть использована в качестве идеологической платформы – в том числе, и в сфере брачно-семейных отношений, – всегда тая в себе риски раздора.
Именно поэтому в современных условиях реформирования системы образования и попытки построения гражданского общества в Российской Федерации так необходимо формирование у россиян конституционно-правового мировоззрения с воспитанием личностного освоения социальности как сущности человека в целях предупреждения проявлений экстремизма и терроризма в России.
Кризис современного конституционализма, как подчеркивают многие исследователи, обусловлен тем, что сегодня значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано 14-ой статьей Конституции РФ.
В науке о религии – научном религиоведении, общепризнанным является тот постулат, что любая религия с позиции ее последователей является «единственно истинной». Это означает заведомую невозможность для представителей религиозных организаций формулировать объективистские оценки в адрес других религий. Необходимо уточнить, что принципиальное различие между религиозной и светской культурами коренится в объективных свойствах консервативного и нового, постоянно эволюционирующего общества, где, как свидетельствует о том история нашей цивилизации, значимость «посюстороннего», определяющего все сферы жизни человечества, неуклонно усиливается.
Поэтому, если религия имеет дело с трансцендентным миром, акцентируя ценности, символы и отношения, выведенные за пределы «мира земного» и подразумевает контекст «абсолютной вечности», а не пространственно-временной объективности, то светское общество с его мировоззрениями и культурой выступают как основы активного познания и освоения действительности земных реалий. Если в религиозной культуре базовой основой является представление о сакральном, священном, то в действительности светского мира это представление свое значение теряет.
Таким образом, культура соединяет образование и общество в векторе инновационности тем, что освобождает субъекта от привязанности к конкретной деятельности, или отношений, нормам которых этот субъект должен следовать, открывая его собственное пространство в качестве арены для самореализации, соединяя свое содержание (пространство) с субъектностью личности (коллектива, общности). Но образование выходит в пространство культуры как источник его ближайшей востребованности, формируя таких отдельных субъектов (специалистов, граждан, личностей), которые оказываются в состоянии следовать нормам городской культуры – сохранять и развивать ее собственную внутреннюю инновационность.
Культура открывает такие направления развертывания субъектности, как пространство, время, смысл, символы, жанры, стили, структура деятельности, понимание, коммуникации, диалог и партнерство, цели и идеалы. Но главное – культура выступает источником, формой и результатом постоянного обновления мира, в котором обновляется и образовательная среда. Культура формирует и поддерживает ценностные ориентиры науки, знания, творчества, всех базовых свойств человека-субъекта. Она гарантирует своим содержанием постоянное разделение должного и фактического, возможного и действительного, она разделяет (и вместе с тем связывает) нормативное и фактическое, символическое и реальное.
Она универсальна и многопланова, но при этом исключает опору на трансцендентное начало, обретая ее в самом человеке. Поэтому она всегда гуманистична.
В условиях тотального наступления религии на светское пространство общественной жизни мы, российские гуманисты, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.
Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.
Необходимо не ослаблять внимания к попыткам реакционных кругов и экстремистских организаций расшатать наш общественный строй, подорвать волю российского народа строить свое настоящее и будущее на принципах разума, светских демократических идеалов, на принципах справедливости, диалога, согласия и мира.
Исторический опыт показывает, что никогда не бывало мира под оливами любых религий, но было состояние забитости, покорности и духовной неволи одних в условиях, чинимых над ними насилия и эксплуатации других. Поэтому, и расчет на улучшение криминогенной ситуации в России с использованием религиозно-идеологических методов является очевидной утопией. Только, в отличие от других видов такого беспочвенного фантазирования, этот еще и несет в себе опасность.
Автор – С.В. Иванеев, к.ю.н., доцент кафедры Конституционного и международного права Университета «Синергия», президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»