В России снова делят… Россию. Церковь налево, государство направо. А на меже Конституция. Об Отечестве вдруг вспомнили те, кто многие годы смотрел, как оно умирало, теряя свое, может быть, главное достояние детские души. Телевизионные проповедники и иные интеллигенты говорят ни больше ни меньше о засилье… православия в России. Иногда разговоры выплескиваются за пределы кабинетов и вовсю пузырятся на улицах.
Недавно возле Российской Академии наук в Москве сошлись в единоборстве координаторы православного движения «Народный собор» и активисты движения «Свободные радикалы». Лозунги в руках оппонентов были соответствующие: «Религии нет места в школах!», «Долой православный Талибан!» И само собой, противоположные: «Без Бога только Кондопога!» и «Смерть атеистам!» (это уже активисты «Памяти» подтянулись). Народ (православный и не очень) на всякий случай обходил противников стороной: мало ли что…
Что же опять стряслось? Шуму наделало письмо десяти академиков президенту Путину. Академикам не нравится, что православная вера в России занимает свое историческое место. 1000 лет христианству на Руси! Но для академиков это не срок… Академикам не нравится, что об этой истории говорят и в школе… У академиков, конечно, есть сторонники. Вот звонок в редакцию: «Мы опять приходим к Закону Божиему в школах… Но мы забыли, что в школах еще при Николае Втором детей пороли за этот самый Закон… А мой внук, например, не хочет читать «Отче наш» на уроках… и вообще наша семья, может, мусульманская…У нас в стране разные религии и все равны».
У академиков о том же сказано тактичнее: «Верить или не верить в Бога дело совести и убеждений отдельного человека. Но мы не можем остаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из гособразования материалистическое видение мира, подменить знания, накопленные наукой, верой». Полноте, господа академики! О каких это попытках-подкопах под гособразование вы говорите, если все- абсолютно все- предметы в школе преподаются исключительно с атеистических позиций. Что, вообще-то говоря, несколько напрягает Конституцию, ведь перед законом все равны- не только иудеи и православные, но и атеисты! Так за что же этим последним такие привилегии? К тому же никакого предмета по вероисповеданию, который преподавался бы, как математика или история, в школах нет. О чем же тогда наши академики? А они наводят тень на плетень- вот как это называется по-русски.
Вообще, ученым полагается опираться на факты. Вот они. Церковь не говорит, тем более не настаивает на введении в школьную программу Закона Божиего. Речь все время идет только о предмете «Основы православной культуры», который, между прочим, рекомендован Министерством образования, да и то в качестве факультатива. На деле он, если где и преподается, отодвинут на задворки школьного расписания: факультатив он и есть факультатив.
Что касается порки, то да, пороли. Еще как пороли! О чем писали Помяловский, Чехов и другие высокие свидетели. Более того- даже семинарские бунты были, но это Уже относится не к сути, а к качеству преподавания предмета. Мой внук с удовольствием посещал воскресную школу при Богородицком монастыре в Задонске, а в обычной общеобразовательной в первом классе отказался от последнего урока, который вела одна матушка из того же монастыря. Что-то было не то, что-то было не так на том последнем уроке. Но проблема, видимо, не в самом предмете…
Я бы все-таки напомнил противникам предмета о некоторых вещах. Давайте вместе загибать пальцы. Первое. Никто не мешает представителям любой конфессии ставить вопрос о преподавании своего предмета- была бы воля родителей. И был бы свой проповедник. Кстати, в Чечне, например, давно преподают в русских школах основы мусульманства, и ничего, никаких сотрясений воздуха…
Второе. Речь идет не о молитвенном правиле, а о культурологическом аспекте преподавания, о чем не раз говорил и Патриарх.
Третье. Ни одна религия при всей нашей многоконфессиональности так не связана с русской судьбой, как православная. Христианству на Руси более тысячи лет. А ведь сегодня и секты начинают претендовать на свою роль в государстве. Завтра, дай им волю, тоже начнут писать, положив локти на Конституцию, президенту: а мы чем хуже? Но кто слышал про «Свидетелей Иеговы» во времена князя Владимира Красное Солнышко? И государство, коль оно стоит на страже интересов своих граждан, вправе в соответствии с этой исторической данностью выбирать приоритеты. Ну православное у нас Отечество- от корней и до нынешнего дня,- куда же и, главное, зачем от этого деваться?!
Четвертое. Как можно узнать русскую историю, русскую культуру- языковую, музыкальную, поэтическую… без православия? Русскую живопись, наконец? Да вспомним хотя бы об одном факте- о подвиге Иванова, писавшего свою гениальную картину «Явление Иисуса Христа народу» почти всю жизнь…
Пятое. Если уж говорить правду, то- об истинной и все возрастающей агрессии деструктивных сект и религиозных течений. Об этом свидетельствуют милицейские сводки и медицинские карты профильных учреждений.
И последнее. Давайте уж договаривать: все предметы в школе, особенно гуманитарные, преподаются исключительно с атеистических позиций. Ну и где ж тут справедливость и демократия?
Вообще при обсуждении подобных проблем неплохо бы задаваться всего одним вопросом: и что- хуже стало в школе после того, как дети узнали о существовании Библии и о своей корневой истории и судьбе? Спросите об этом учителей чаплыгинских школ- они-то знают цену факультативу…
Хорошо ответил академикам в газете «АиФ» (№31) их коллега, тоже академик РАЕН, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Он предложил комментарии на заданную тему не менее известных ученых-коллег (многие из них лауреаты Нобелевской премии). В частности, академика И. Павлова, А. Эйнштейна, Ч. Дарвина, А. Беккереля, Д. Томсона, М. Борна, Л. Пастера, Н. Бехтеревой. Вот, на выбор. А. Эйнштейн: «Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Нельзя верить в «безбожную науку», «безбожная наука» хромает». Макс Борн был еще более откровенен: «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».
Для российских же академиков, которые пишут сегодня сердитые письма российскому президенту, может быть, авторитетным покажется мнение соотечественника, еще одного человека и гражданина России. Вот оно: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике. Библия- всемирна». Чьи слова? Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Косякин,
обозреватель
«Липецкой газеты»