Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев со страниц «Российской газеты» сделал чистосердечное признание. Оказывается, регулярные утешительные заявления правительства, что, мол, тарифы на услуги ЖКХ не прыгнут выше некоего «божеского» уровня, ничего не значат.
Ибо в актах, рожденных «коллективным правительственным Умом», написано, что если инвестиционная программа требует повышения тарифов, то можно выходить за какой угодно предел. По совершенно загадочной процедуре.
А инвестпрограмма всегда только требует и требует. Это молох, который пожирает всё. И всех!
Принцип определения тарифов на основе себестоимости услуг в России вообще не работает. У нас практически все врут про свою себестоимость: скрывают свои возможности экономии, показывают максимальные входные затраты.
В Москве даже стала популярной услуга: оформление подложных документов под себестоимость.
Признание г-на Артемьева мы прокомментируем словами одного из крупнейших специалистов России в сфере электроэнергетики – профессора Виктора Кудрявого.
– Расформирование РАО ЕЭС Россия, третьего по величине энергохолдинга мира после США и Китая, уже который год числится среди самых героических «подвигов» «реформаторов», надругавшихся над страной.
Про то, что в отличие от электроэнергетики других стран профессионалы России более полувека не допускали никаких системных аварий (сплошь и рядом в экстремальных климатических условиях!) предпочитают помалкивать. Так как пришлось бы признать, что прежняя уникальная надежность системы обеспечивалась продуманным балансом прав и обязанностей при обеспечении текущей надежности и развития отрасли на основе передовых технологий. Национальный электроэнергокомплекс был полностью обеспечен отечественным оборудованием по всем видам генерирующих мощностей.
И что особенно выразительно подчеркивает бессмысленность насильственного умерщвления РАО ЕЭС – напоминание о том, что электроэнергетика СССР устойчиво работала в режиме самофинансирования не только текущей деятельности, но и расширенного воспроизводства.
Без бюджетных вливаний и внешних займов!
Сегодня недостаток энергомощностей, по оценке В.В.Путина, ограничивает рост ВВП.
На триллионы рублей!
При ежегодном росте потребления на 3-4 процента, ввод новых мощностей составляет 1- 1,5 процента.
А откуда взять недостающее?! Да берите где хотите и как хотите!
Для руководителей регионов и бизнеса остается загадкой – почему, имея большую, чем в 1990 году мощность электростанций, подстанций и ЛЭП, страна вдруг столкнулась с острейшим дефицитом электроэнергии. Даже в стратегически важных регионах.
Вплоть до московской аварии 2005 года абонентская плата дефицитных энергокомпаний Мосэнерго и Тюменьэнерго безвозвратно уходила в РАО ЕЭС Россия. Расходы же по расформированию отрасли в 2000-2005 годах составили, по расчетам профессора В.В.Платонова, 39,5 миллиарда долларов.
Эти непроизводственные затраты, чрезвычайно обогатившие топ-менеджеров, могли бы полностью обеспечить инвестиционные потребности национальной электроэнергетики на пять лет вперед.
Очевидно, что все дикости произошли оттого, что «реформированием» отрасли занимались «чистые финансисты», ничего не понимавшие в закономерностях того энергокомплекса, который взялись «оптимизировать».
Что не могло не привести к беспрецедентной деградации отрасли, катастрофическому снижению надежности. Примеры – приморский энергетический кризис, новогодние отключения электричества в Якутии, уральская межсистемная авария, московский блэк-аут.
Повреждения оборудования стали устранять до неприличия долго. В частности, на Каширской ГРЭС это заняло пять лет!
А ради того, чтобы провести ремонт на ТЭЦ в Улан-Удэ, профессионалов, материалы и оборудование пришлось срочно доставлять самолетами.
Мобилизационная готовность отрасли к устранению аварий стала практически нулевой.
А виной всему – самоустранение государства от контроля за деятельностью того, что ещё осталось от когда-то мощного и надежного энергохолдинга.
Опыт десятков процветающих стран мира показывает, что регулируемая государственная энергомонополия наилучшим образом позволяет и снижать социально-экономические риски, и развивать высокотехнологичные производства.
«Реформы», проведенные наемными менеджерами, трудившимися в интересах конкурентов России, превратили РАО ЕЭС из преуспевающего гиганта в хаотический конгломерат третьеразрядных компаний. Что доказывается хотя бы мгновенным падением в разы стоимости акций даже у Мосэнерго.
В итоге энергетический потенциал, капитализация и общие активы зарубежных компаний превосходят российские аналоги. Даже в таких малых странах, как Финляндия, Корея, Португалия.
Пока мы сами дробили и гробили свое добро, они занимались слиянием и консолидацией мощностей, повышением устойчивости работы, укрепляли вертикальную интеграцию.
Дееспособность нашей энергоотрасли резко снизилась.
Управление теплоснабжением вообще потерялось.
На финальной части «реформ» развалили систему централизованного специализированного ремонта и продали тепловую генерацию в частные руки. А это 70 процентов энергопотенциала.
Из уставов новых энергокомпаний исключили их главную цель – обеспечение надежности энергоснабжения. Авариям большим и малым был дан «зеленый свет»!
Проведенная «ради инвестиций любой ценой» распродажа собственности «за копейки» – это не торговля, а грабеж средь бела дня.
Инвестиции придут ещё « когда-нибудь», а рядовой потребитель платит за всё уже сегодня. Из тех сотен миллиардов, что ежегодно переплачивает российский потребитель 90 процентов средств идет вовсе не на инвестиции, а в сверхдоход новых собственников генерирующих компаний.
Меж тем потери электроэнергии в сетях выросли на треть и достигли уровня крайне невеселого 1946 года. И изменить тут ничего нельзя. Так как специализированного ремонта больше нет. Большинство предприятий, умевших его проводить, ликвидированы.
Каков же итог этого невеселого реестра?!
Профессионалов в отрасли практически не осталось. Есть «компетентные» в оказании услуг политическому руководству
Ни в сфере управления, ни в сфере технического обслуживания оборудования.
«Реформаторы» могут (если совесть не подскажет ничего!) даже гордиться уникальностью российского опыта «преобразования» национальной электроэнергетики. Этот опыт воистину уникален: по отсутствию экономического обоснования происходящего, по игнорированию требований надежности и эффективности, по отрицанию национальных особенностей функционирования отрасли…
Сей управленческий абсурд не имеет аналогов.
Так что же необходимо предпринять для перевода дезинтегрированной затратной отрасли на эффективные рельсы с прогнозируемым расписанием движения?
Во-первых, требуется обеспечить корпоративную правовую основу приоритета надежности. Изменить уставы всех вновь образованных компаний, назвав основной целью общества не прибыль, а обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. Принять решение о лицензировании важнейших видов деятельности в электроэнергетике, в первую очередь для генерирующих компаний.
Во-вторых, обеспечить профессионализм управления федеральным и региональным энергокомплексами. Внедрить единую систему контрактов, обеспечивающую карьерный рост только для успешных менеджеров-профессионалов, а оценку менеджеров проводить по обеспечению текущей надежности, подготовке к работе в зимних условиях и перспективному развитию в темпе подъема экономики.
В-третьих, создать государственную систему обеспечения надежности энергоснабжения за счет принятия стандартов надежности, законодательной и нормативной базы их обеспечения, инженерной экспертизы организационных, экономических и технических решений в отрасли с постоянным мониторингом последствий проводимых преобразований. Проанализировать последний мировой опыт создания в последние годы подобных систем в США, Европе (комитеты по надежности энергосистем, директивы о приоритете надежности) на основе анализа причин и последствий крупнейших энергетических аварий.
В-четвертых, сохранить государственное регулирование тарифов на электроэнергию. Дополнить его противозатратным механизмом эталонного сравнения затрат, успешно внедренным по всем видам бизнеса во многих европейских компаниях.
Аналитическая служба СРН